Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование театрализации в различных видах деятельности детей
Театральные занятия
Автор: Ушакова Людмила Петровна   
19.05.2013 20:00

Использование театрализации в различных видах деятельности детейУшакова Людмила Петровна
Воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Золушка», г.Губкин Белгородской области

Использование театральной деятельности в детском саду позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира. Ребенок начинает чувствовать, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Занятия театрализованной деятельностью не только вводят детей в мир прекрасного, но и пробуждают способности к состраданию и переживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности, развивают универсальную способность к творчеству в любой области.


Театр в детском саду надо делать не для того, чтобы в результате получилось некое зрелище, которое не стыдно и показать, а для того, чтобы у детей была естественная среда для развития фантазии и воображения, отработки речевых и поведенческих навыков; помочь детям адаптироваться к социальной жизни; привить такие качества, как уверенность в себе, доброжелательность; формировать человека думающего и чувствующего, любящего и активного.
Анализ организации театрально-игровой деятельности показывает, что очень часто методы, используемые в этой работе, не отвечают возрастным и психологическим особенностям дошкольников. Многие детские учреждения отказались от игр-драматизаций и перешли на установки, связанные с профессиональной театрализованной деятельностью. Поэтому  как никогда актуальны мысли выдающегося отечественного педагога, ученого С.Т.Шацкого. Он писал: «Я хотел бы отметить, что не об обучении детей следовало бы думать, а о жизни детей в сфере искусства. Здесь самый трудный вопрос – материал, который дается детям. Конечно, я больше думал бы о простом, бесхитростном искусстве, о здоровой радости искусства, а не о самонаслаждении взрослых вокруг детей».
Используя в своей работе с детьми театрализацию надо основываться на представлениях выдающегося русского психолога Л.С.Выготского о роли творчества в развитии ребенка: «Заучивание слов роли, не всегда соответствующих пониманию и чувству ребенка, сковывает детское творчество. Гораздо ближе детскому пониманию пьесы, сочиненные самими детьми или сочиняемые и импровизируемые ими в процессе творчества… Такие пьесы будут неизбежно более нескладны и менее литературны, чем готовые пьесы, написанные взрослыми писателями, но они будут иметь огромное преимущество, заключающееся в том, что они возникнут в процессе детского творчества».
Главная задача использования  театрализации в детском саду - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями. Ее поможет воплотить в жизнь высказывание Л.С.Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
Педагогический процесс, подчас, бывает, однообразен, скучен и неинтересен, поэтому желательно вносить что-то свое, придумывать  свой собственный стиль общения с детьми. Для этого надо использовать театрализацию. 
Например, к малышам  на занятие по рисованию может прийти «Королева – кисточка», показать приемы рисования, рассказывая удивительную сказку. Дети будут слушать и смотреть, открыв рот. И когда вечером, чтобы закрепить приемы рисования,   предложить им нарисовать на мольберте в банке помидоры, окажется, что почти все дети усвоили технику рисования. В средней группе   на познавательные занятия по временам года можно приходить к детям в образе Осени, Зимы, Весны; на занятия по завариванию чая – Доброй Хозяюшкой и др. Такие занятия проходят намного интересней, дети становятся усидчивее и внимательнее.
Анализируя работу в детском саду, становится понятно, что дошкольники и на занятиях, и в режимных моментах, и в играх усваивают информацию лучше, если используется театрализация: сказка запоминается быстрей, если ее после прочтения драматизировать с детьми; правила поведения в театре, в магазине  надолго отложатся в памяти, если приходил в гости Незнайка. Так же   театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно – от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
Чтобы использовать театрализацию в режимных моментах, на занятиях, в играх, на праздниках и развлечениях, в самостоятельной художественной деятельности,   надо провести  диагностическое обследование творческого развития детей для изучения особенностей воображения, фантазии, творчества у дошкольников и оценки уровня их развития.
Изучив полученные результаты, нужно определить основные задачи по развитию у детей творческих проявлений в процессе театрализованной деятельности:
* развитие эмоциональных качеств;
* развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
* активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
* овладение навыками общения и коллективного творчества.
Надо не требовать от ребенка буквального выполнения заданий, чтобы ребенок почувствовал, что логика – это не единственный  способ познания мира, что  прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно.
Педагоги должны знать, что театр придумали древние греки. Они поняли, что подвиги богов будут производить большее впечатление, если их не рассказывать, а показывать – разыгрывать. Позднее театром стали называть особый вид искусства, а также и здание, где демонстрируется это искусство.
Истоки русского театра следует искать в народном творчестве. Трудовая деятельность славянских племен, обряды, при помощи которых люди пытались воздействовать на окружающую их грозную и загадочную природу – вот его первоначальные проявления.     
В VIII – IX веках, в процессе развития общества, старые обряды постепенно превращались в игру-представление. Представления были тесно связаны с народным бытом, с гуляньями, они-то и явились переходом от обряда к народному театру.
В XVII веке в России появился еще один вид театра – кукольный. С его рождением родился и герой комедии, веселый и насмешливый Петрушка.
Скоморохи, петрушки, куклы – все это основы театра. Поэтому проводить работу по  театрализации надо с внесения Петрушки. Когда Петрушка «разговаривает» с детьми, они сразу затихают, слушают его внимательно. А Петрушка наблюдает, как дети умываются, пользуются полотенцем, хвалит аккуратных детей, расторопных. На другой день Петрушка может появиться не один, а с куклой – малышкой. С этими двумя куклами  можно прочитать детям русскую народную песенку. Ширму не надо ставить специально, чтобы дети видели  руки педагога, действия с куклами. После этого дети сами начинают играть с театрализованными куклами. Девочки любят брать кукол в игровой уголок, там, подражая воспитателю беседовать с ними, укладывать их спать, мальчики - катать кукол на машине.
Если вы видите, что пальчиковую куклу дети используют неверно,  внесите ширму, покажите инсценировку с двумя куклами «Два жадных медвежонка», прочтите стихотворение. Объясните, что кукла должна делать наклоны головой на каждое слово стихотворения, тогда создается впечатление, что кукла живая.
Не сразу у ребят все получается. Надо помочь им, взяв роль одной из кукол на себя. Постепенно у ребят появляется не только интерес к кукольному театру, но и умение управлять куклой. Надо, чтобы куклы находились в группе постоянно, рядом была ширма. Дети будут часто брать кукол после занятий, одевать их на руки и повторять элементы занятий (сказку, стихи). Постепенно они овладеют навыками вождения кукол.
Затем можно использовать театрализованную куклу на занятиях.   Внести куклу на занятие можно, используя загадки, например: «В подполье, в каморке, живет она в норке, серая малышка. Кто же это?» (мышка) и «Косолапые ноги, зиму спит в берлоге, догадайся, ответь, кто же это?» (медведь). 
Удачным  является внесение театральных кукол на такие занятия, где основным видом деятельности является беседа или рассказывание. Как правило, к концу таких занятий снижается умственная работоспособность. Практика подтвердила, что внесение кукол вызывает активность детей. Им приходится перестраивать речь, непосредственно обращаться к персонажу, что, безусловно, способствует обобщению знаний, умению рассказать об одном и том же, используя разнообразные формулировки ответов, следовательно, развивает грамматический строй речи.
Удачным приемом является использование театральных кукол на  лепке, аппликации, рисовании, где куклы  обращаются с просьбой слепить для зайца морковку, нарисовать медведю красивый домик. На занятии по развитию элементарных математических представлений в старшей группе  можно провести диагностическое обследование детей в форме путешествия в «Королевство сладостей», где театральным персонажем является Чупа-Чупс, а атрибутами – муляжи шоколадок, конфет, вафель, печенья, тортов. А на познавательном занятии «Винегрет» - использовать драматизацию стихотворения Ю. Тувима   «Спор овощей». 
На занятие в подготовительной группе по теме «Волшебница – вода» пусть придет в гости злая волшебница Бастинда, замутит чистую родниковую воду и детям придется её очищать (проводить опыты). А как интересно пройдет занятие по правилам поведения в автобусе, если в автобус вместе с ребятами сядет невоспитанный мальчик Кузя и детям придется объяснять ему, как надо правильно себя вести.
Очень важно не только пользоваться готовыми наборами кукол, но и изготавливать персонажей для театрализации самим: пальчиковый театр из бумаги, из ткани, вязаный, настольный театр, театр - фланелеграф, теневой и др.
Чем разнообразнее театр, тем больше развивается ребенок творчески. Каково же место кукол в развитии детей дошкольного возраста? Прежде всего, кукла помогает установить контакт с ребенком, особенно если он закрепощен, эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. С помощью куклы дошкольник может выразить и отрегулировать свои собственные переживания. Т.к. персонажи кукольных театров постоянно находятся в распоряжении детей группы, то они служат стимулирующим фактором для развития их диалоговой речи. Опосредуя куклами,  робкие дети начинают постигать процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, дети «примеривают на себя» разные модели социального поведения. Играя роль волка или медведя, ребенок может выразить агрессию, играя роль зайчика – осторожность, играя роль петушка – решимость и храбрость. Это очень важно для того, чтобы впоследствии, став взрослым, человек смог вести себя по-разному и в зависимости от ситуации проявлять и терпимость, и настойчивость, и доброту.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их писать, читать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 – 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Так же у детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры – драматизации. При организации игр-драматизаций  большое значение придается предварительной работе, которая начинается с занятия по ознакомлению с художественной литературой. После чтения произведения надо детям прослушать его в аудиозаписи и просмотре видеофильма. Затем, чтобы выразить у детей интерес к будущей игре, надо   использовать такие приемы, как выборочное повторение чтения, анализ образов героев, беседы о них, рассказы о герое детей,  рассказы воспитателя.
В играх-драматизациях каждый персонаж наделен своим характером, за ним закреплены определенные поступки, действия, условия в которых он живет. Поэтому  важно найти нужные средства выразительности: интонацию, мимику, жесты. Для этого  можно использовать метод наблюдения за повадками животных, вместе с детьми имитировать их движения, передавать голосом различные состояния (страх, радость, удивление, ласку). Вся подготовительная работа по подведению детей к драматизации осуществляется поэтапно. В процессе чтения и рассказывания произведения дети знакомятся с текстом; слушание аудиозаписи и просмотр фильма помогает дошкольникам лучше понять содержание, дать правильную оценку героям. В дальнейшем все это укрепляется импровизацией. На предварительном этапе не надо разучивать с детьми текст, т.к. это затрудняет, затормаживает свободную речь и действия, сковывает и связывает творческие проявления.
Задачей воспитания на данном этапе является формирование у детей желания принять участие в игре, интереса к тому, что надо делать, куда идти, какие слова говорить. Постепенно для детей становится существенным не только то, что надо выполнять, но и как выполнить. Этому помогает рассматривание иллюстраций, экскурсии, прогулки, в процессе которых дошкольники имеют возможность присмотреться  к повадкам собаки, прислушаться к крику петуха, заметить особенности поведения кошки и т.д.
Интерес к качеству выполнения роли содействует тому, что дети начинают критически относиться к другим участникам игры, а также видеть собственные недочеты и достижения.
Однако при наблюдении за детьми в процессе игры,  выявляется большой разрыв между интересами, замыслами и их реализациями. Ребята подробно описывают своего любимого героя, дают точную характеристику: «Зайчик был добрый, пустил лису погреться», но в исполнении не могут передать тех качеств литературного героя, о которых сами с таким увлечением говорили.
Опыт показал, что неуверенность и скованность детских проявлений сглаживаются по мере того, как дети приобретают необходимые умения и навыки: отчетливо говорить, изменять темп речи, правильно ходить, ловко и уверенно бегать, действовать. Уровень способностей детей не может быть одинаковым, поэтому большую роль надо  отводить индивидуальной работе с детьми при подготовке их к исполнительской деятельности. Положительно влияют игры-драматизации на детей подвижных, несдержанных, стеснительных. Подвижному, самоуверенному ребенку надо предлагать чаще роли спокойных, добрых персонажей, а застенчивому – наоборот.
Игры-драматизации являются богатыми источниками для формирования дружного коллектива, помогают детям чувствовать красоту поступков, учат помогать слабому, воспитывают необходимые нравственные качества у дошкольников.
Овладев вождением кукол и играми-драматизациями, дети начинают использовать театрализацию в самостоятельной художественной деятельности. Для того, чтобы этот творческий процесс протекал эффективнее  нужно создать условия, стимулирующие проявление самостоятельности. В групповой комнате  оборудовать театральную зону: все куклы  выставить  на доступное детям место, разложить различные виды театров, маски; приобрести настольную ширму и ширму по росту детей, пошить различные костюмы и изготовить атрибуты к сказкам.   Разработать творческие задания и игровые ситуации, способствующие творческому проявлению дошкольников: предлагать детям поздравить куклу Машу, развеселить грустного Мишутку, помочь Каркуше приготовить подарки Хрюше и Степашке провести «веселые соревнования», придумать содержание концертов, оформление группы.
Специальные творческие задания способствуют раскрепощению детей: произнести стихотворение то удивленно, то грустно; задать вопросы от лица веселого Буратино, хитрой лисы Алисы, злого Карабаса-Барабаса; представить, что ты в комнате смеха и изобразить это; изобразить прогулку трех поросят, их встречу с волком и др. В индивидуальной работе  важно использовать этюды на выражение страдания и печали, на выразительность жеста, на выражение гнева, удовольствия и радости, внимания; игры на составление различных черт характера, игры – медитации. Вовлекать детей в процесс творчества сочинением коротких сказок и историй: «Встреча в лесу», «Медведь и лиса», «Если бы я был волшебником», «Мы мечтаем, кем мы станем». Для развития фантазии использовать дидактическое упражнение «Придумай, что было дальше»; для активизации мыслительного процесса решать с детьми кроссворды по сказкам.
В результате этой работы у ребят формируется устойчивость интересов. Более активные дети получают возможность реализовать свои способности, а у малоактивных возрастают творческие проявления, они чувствуют уверенность в своих силах.
Особое место  занимает использование театрализации на праздниках и развлечениях. Сюрпризные моменты, неожиданные выступления взрослых (воспитателей, родителей, гостей), встреча с любимыми персонажами сказок заставляют детей волноваться, восторгаться, доставляют необычайную радость только дошкольникам младшего возраста. Чем старше становятся дети, тем меньше возникает это состояние, т.к. в работе педагогов наблюдается натаскивание и муштра. Не все педагоги осознают, что праздник готовится не для гостей, а устраивается для детей, и забывают о главном – эмоциональном благополучии ребенка.
Репетиции проводятся в группе и музыкальном зале со всеми детьми, поэтому нередко дети на утренниках зевают, подсказывают друг другу слова стихотворений, инсценировок, толкают друг друга и откровенно скучают или балуются. Поэтому важно использовать прием «секретности». По секрету от других детей  репетировать инсценировки, индивидуальные танцы, стихи. Родители тоже должны быть вовлечены в эту «секретность». Не делиться с другими родителями, какие костюмы они готовят детям, и кем будет их ребенок на утреннике. Тогда дети сидят на празднике, затаив дыхание, восторженно открыв глаза, если мальчик, для того, чтобы дружить с понравившейся ему девочкой отправляется верхом на Чёрте к самой Снегурочке  за сапожками (по мотивам повести Н.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»). Когда в гости на ёлку приходят «веселые человечки» и у них случаются неприятности, а Самоделкин всех выручает. А когда на новогоднем балу у Щелкунчика танцуют под музыку Чайковского жители его Королевства «Золотистый Чай», «Шоколад – испанец», «Черный Кофе», «Принц Зефир», «Принц Мармелад», «Фея Драже», в исполнении детей, то глаза от восторга горят не только у ребят, но и у их родителей.
Для проведения в группе развлечений «День рождения» можно повесить большой красочный ящик, украсить его волшебником-гномом и маленьким замочком. Этот ящик можно назвать «Волшебная почта» и только имениннику вручать ключик от замочка, который сам открывает почту и видит подарок, о котором давно мечтал. О его желании получить именно этот подарок можно  договориться с родителями «по секрету» заранее. Даже дети старших групп  верят в это «волшебство» и счастью их нет  предела.
Самое главное, если ребенок ушел с праздника с сияющими глазами, торопится поделиться своими впечатлениями с друзьями и родителями и еще много дней живет под впечатлением от него.  Очень важно, чтобы праздники приносили детям только радость, чтобы не было напряжения в ходе их подготовки. Пусть праздник станет для ребенка счастливым событием и останется в памяти надолго.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год