Сценария мастер-класса для педагогов ДОО. Городская Лаборатория Активных Дошкольников. Применение элементов театрализованной деятельности в режимных моментах
Морозова Надежда Витальевна – воспитатель, МБДОУ – детский сад № 296.
Цель: использование театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в режимных моментах
Задачи:
- Расширить представления педагогов о разновидностях театров для детей
- Систематизировать знания педагогов по организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в режимных моментах.
Планируемые результаты:
- овладение приёмами театрализации для применения в образовательной и воспитательной деятельности
- повышение коммуникативной активности, взаимодействия со сверстниками
- овладение приемами саморегуляции.
Оборудование: разнообразный театр, коробочки с эмоциями, карточки с логоритмическими упражнениями, карточки с мини сценариями ситуаций.
К какому направлению ФОП ДО относится. Духовно-нравственному направлению, социальному и познавательному воспитанию происходит интеграция данных направлений в единое целое.
Какие ценности формируются:
- доброта, забота о других и хорошие поступки. Это помогает детям понимать, что такое правильное и неправильное поведение
- формирование доброжелательного отношения к семье, другим людям, развитие навыков коммуникации и сотрудничества, а также культуры поведения
- развитие самостоятельности.
Ход мастер-класса.
Этап и цель
|
Методы и приемы (деятельность и речь ведущего)
|
Действия участников
|
Примечание / оборудование
|
1. Эмоциональный якорь. Знакомство.
Цель: распределить коллег на команды для дальнейшей работы.
|
Перед началом мастер-класса, каждый участник получит карточку определяющую эмоциональный фон, затем участники рассаживаются за столы согласно своей эмоциональной карточки, на столах будут стоять коробочки-сундучки с определяющими эмоциями.
Спикер проговаривает тему встречи, и знакомится с участниками, затем дает задание за каждый стол (приветствие).
|
Знакомство за столами, проговорить кто собрался сегодня здесь, найти что-то общее за каждым столом, сказать друг другу добрые слова приветствия. Придумать название команды, девиз.
|
Коробочки с эмоциями, карточки к ним
|
2. Познавательный якорь…. Организационный момент МОТИВАЦИЯ – побуждение к действию, обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность индивида в его свершении.
Цель: Установление эмоционального контакта между всеми участниками каждой группы.
|
Участникам предлагается волшебный мешочек с элементами сказок (пазлы).
Спикер проговаривает с участниками встречи как можно использовать театрализацию в групповой работе, а также в работе с застенчивыми и тревожными детьми. Как можно уже на первых занятиях создать безопасное пространство для самораскрытия, самореализации, каждого ребенка, умение слушать и слышать, ведь общение происходит от имени куклы, а не самого участника.
|
Каждый стол вытягивает себе элемент сказки и начинает ее проигрывать стараясь задействовать всех участников своего стола.
Знакомство друг с другом, правилами работы в группе при помощи перчаточных кукол (других персонажей).
|
Волшебный мешочек, пазлы, атрибуты театров.
|
3. Краткий анонс (рассказ о технологии)
Цель:формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру в куклы.
|
Теория и практика куклотерапии Автора термина "куклотерапия" уже не сыскать, но, известно, что сама практика существует довольно давно.
Куклотерапия может использоваться в разных направлениях: игротерапии, сказкотерапии и арт-терапии, а также восстановлению контакта и саморегуляции.
Куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональнуюсферу,самосознаниеи самоконтроль. Они способствуют формированию позитивных установок,эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков.
|
|
Презентация
|
4. Ход мастер-класса или осуществление действий
Прописываются особенности организации деятельности участников мастер-класса.
|
Далее участникам предлагается вытянуть листок с надписью (радость, печаль, уважение) и предлагается написать каждому столу ассоциации сказок с этими словами, затем участники переходят от одного стола к другому и дописывают на листах свои ассоциации. После этого возвращаются за свои столы и выбирают сказку которую будут проигрывать. Спикер усложняет задачу, проговаривая что сказку они будут проигрывать с застенчивым, неговорящим, а также с ребенком с ОВЗ. (каждый стол вытягивает своего ребенка).
Затем каждый изготовит свою перчаточную куклу, которую заберет с собой для дальнейшей работы.
|
Переход от стола к столу, прописывая сказки согласно слову, которое вытянули.
|
Фломастеры, стикеры, цветные листы, театр и куклы.
|
Рефлексивный итог
|
Наш мастер-класс подходит к концу, и пришло время подвести итоги нашего события:
На столах у вас лежат стикеры напишите на них что вам больше всего понравилось и что вы возьмете в работу, также что не понравилось и что нам доработать, а также подумать и ответить на вопросы:
– Для чего мы это делали?
– Что хотели добиться?
– Вспомните, какие трудности у вас были?
– Для чего это вам нужно?
– Чему научились?
– Почему пока не получилось?
– Что нам помогло?
– Что помешало?
– Где можно применять?
– Что можете сказать друг другу?
|
Участники прописывают все свои пожелания на стикерах и приклеивают их на большую куклу, затем мы зачитываем все пожелания.
|
Большая нарисованная кукла.
Буклеты
|
Теория
Каждый ребенок стремится к вниманию, любви, одобрению со стороны окружающих. Это стремление – естественная необходимость, как потребность в воде, пище, воздухе. Быть хорошим хочется, но не у всех, к сожалению, это получается. Многие современные дети существенно отличаются от своих предшественников неумением уживаться в коллективе, импульсивностью, агрессивностью, закрытостью. У них выявляются затруднения в выражении эмоций, неспособность понимать чувства других, принимать чужую точку зрения, договариваться.
Театр - это одно из мощнейших средств, приобщения к культуре, духовности, это воспитание нового поколения просвещенных людей. Он один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей позволяет помочь ребенку раскрыть его духовный и творческий потенциал. Синтетическая природа театра действует комплексно: влияние оказывает и литературное произведение и сценическая игра и художественное оформление спектакля (декорации, рек- визит, грим) и музыка, используемая в спектакле. В процессе театральной деятельности получается видимый продукт, что само по себе значимо для ребенка.
Во все века детское театральное творчество было тесно связано с образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. В формах театральной игры дети всегда приобщались к основным культурным ценностям своей общины, к ее традициям, верованиям и мировоззрению в целом.
Возможности театрального искусства многообразны, а сила воздействия огромна. Театр всегда выступал в качестве источника информации о мире, о жизни, дающего повод
для работы мысли. Он один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, позволяющий решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (монолога и диалога);
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Главное театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Каждый из нас, беря на себя ответственность формирования личности будущего члена общества, должен помнить, что это процесс формирования готовности к успешному исполнению комплекса социальных ролей, свойственных члену общества. Главное в воспитании культурного, интеллигентного и свободного человека – формирование гармоничной, творчески активной личности, способной чувствовать себя хозяином собственной жизни, а значит ответственным за себя и окружающий мир. В этом смысле искусство театральной деятельности способно оказать огромное влияние на образовательный и воспитательный процесс в целом.
ЦИТАТА
Ребенок по своей природе очень пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении заложить добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. (В. А. Сухомлинский)
|