Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Участие воспитанников ДОУ г. Ижевска в конкурсе «От задумки к спектаклю»
Театральные занятия
Автор: Кукаева Ольга Геннадьевна Дорофеева Татьяна Евгеньевна   
18.03.2025 07:35

Участие воспитанников ДОУ г. Ижевска в конкурсе «От задумки к спектаклю»Участие воспитанников ДОУ г. Ижевска в конкурсе «От задумки к спектаклю»

Дорофеева Татьяна Евгеньевна, старший воспитатель;

Кукаева Ольга Геннадьевна, музыкальный руководитель, кандидат педагогических наук,

МБДОУ № 58

Первомайского района, г. Ижевск.

Самым любимым видом развлечения у детей является театральное представление. Оно переносит дошкольникаУР, прежде всегов волшебный мир народной сказки титульного этноса нашего края –удмуртов, где гармонично сочетается вымышленное и реальное. Воспитанники детского сада верят персонажам удмуртских сказок, и любят подражать тем героям, которые им больше всего понравились. Театр оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка, развивает его память, внимание, совершенствует речь и пластику движений, способствует раскрытию творческих способностей, развивает этнокультурные представления о своем и иных народах. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленность и содержит традиционные образы-ценности своего и иных народов (любовь, счастье, удача, дружба, доброта, смелость, честность, и т.д.). Благодаря сказке ребёнок познаёт ценности своего и других народов, выражает собственное отношение к добру и злу.

 

11 марта 2025 г. МБДОУ №58 Первомайского района г. Ижевска принял участие в III Городском фестивале детского творчества среди дошкольных образовательных учрежденийг. Ижевска «От задумки к спектаклю». Подготовка к данному событию занимала продолжительное время. Был создан одноименный проект. Учитывалась поэтапность действий.

Так, дети старшей группы «Теремок» под чутким руководством музыкального руководителя Черезовой Д.Д., воспитателей Кондратьевой С.А. и Решетниковой М.Н. сначала знакомились с различными удмуртскими сказками, затем в игровой деятельности повторяли сюжет полюбившейся удмуртской народной сказки «Красавица-береза», рисовали картины по сказке, участвовали в выставке детских рисунков в МБДОУ №58 по данной теме, позже перешли к репетиции номеров на сюжет данной сказки, подготавливали с детьми декорации и костюмы к театрализации сказки, и в итоге – представили зрителю концертное исполнение сказки.

Цель и задачи:

Цель: создание этнокультурного и образовательного пространства для развития творческого потенциала у детей дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности.

Задачи:

образовательные:

  • создавать условия для развития самореализации, детской инициативы и поддержки одаренных детей дошкольного возраста
  • формировать потребность в творческой деятельности детей дошкольного возраста по средствам участия в проектной деятельности

развивающие:

  • развивать познавательные способности, творческое мышление, фантазию, воображение, артистические способности и социальные навыки через совместное творчество, умение выражать свои идеи через различные виды искусства
  • способствовать формированию умения выразительно читать стихи, отрывки произведений, инсценировать эпизоды сказок
  • содействовать обогащению и расширению словарного запаса детей, совершенствованию диалогической речи
  • способствовать развитию у детей образного мышления, фантазии, творческих способностей
  • способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками
  • содействовать развитию эмоциональной отзывчивости и сопереживанию героям произведений
  • способствовать развитию совместного творчества родителей и детей

воспитательные:

  • приобщать к ценностям и традициям национальных культур через творчество разных народов, проживающих на территории Удмуртской Республики
  • способствовать поддержанию традиции семейного чтения
  • заинтересовать родителей жизнью группы и детского сада, вызвать желание участвовать в ней.

Ход театрализованного представления

Действующие лица

Сказочница

Бабушка – песянай (удм. яз.), дедушка –песятай (удм. яз.)

Берёзки, рябины, дубы

Ворона

жители деревни

медведи

Декорации: деревенская изба: стол с самоваром и чашками, перепечи, скамья, накрытые рушниками кадушка с дровами, мешок с мукой и сундук с золотом. Ширмы с удмуртским орнаментом и печкой.

Сказочница:

Зима в гости к нам пришла,

С собой сказку принесла.

А сказку не простую, а удмуртскую.

А называется она Красавица-берёза"!

Сцена №1

«Деревенская изба»

Выходят Дедушка и бабушка.

Вместе: Жили-были…

Бабушка: Песянай…

Дедушка: Песятай…

Дедушка: Жили мы не тужили. Но однажды…

Бабушка: А знаешь, ли ты, песятай, чего у нас в доме нет?

Дедушка: Чего, чего у нас нет?

Бабушка: А вот слушай загадку: Гуртэваё, корка пырто, педлоачизпотэ.

Дедушка: Мудрено ты, песянай, говоришь, но я тебя понял. Ты говоришь про то, что домой привозят, в избу заносят, на улицу сам выходит.

Бабушка: Да. догадался песятай.

Дедушка: Да это же дрова!

Бабушка: Видишь, песятай печь нечем топить, кушать нечего варить. Сходил бы ты в лес за лучиной да за дровами.

Дедушка: Не ворчи, песянай, лучше дай мой острый топор, пока я в путь-дорожку одеваюсь. (Дед уходит за ширму, одевает жилетку и шапку).

- Где мой тулупчик?

Бабушка: Да там висит.

Дедушка: Где моя шапка?

Бабушка: Да там лежит.

Старик возвращается, баба подаёт топор.

Дедушка: Ну, прощай, песянай, жди меня с дровами.

Обнимаются, дедушка уходит под скрип двери за кулисы. Бабушка берёт ведро и уходит за ширму-печь.

Сцена № 2

«В лесу»

Появляются берёзки.

«Танец деревьев».

Приходят дети (Игра «капустка»), после игры деревья перестраиваются.

Появляется ворона

Ворона: Кар-кар-кар! расшумелись, разыгрались! А вы знаете, что на вашу поляну идёт дед из деревни!

Деревья: (В суматохе начинают переговариваться) Дед идёт. Дед идёт!

Ворона: А вы знаете, что он в руках несёт?

1 берёза: Ленточки разноцветные?

Ворона: Да нет.

2 берёзка: Может он корзину несёт?

Ворона: Да нет.

3 берёзка: Может он студёной водицей хочет нас напоить?

Ворона: Да не ленточки и не студёной водицы, а несёт он в руках острый топор! Я предупредила вас, мне пора. (Ворона улетает, берёзки друг другу шёпотом.)

Берёза: Что-же теперь будет?

Берёза: Беда! Беда!

В лесу появляется дедушка, идёт между деревьев под удм. лирическую музыку.

Дедушка: Ну, вот и, наконец-то, я в лесу (оглядывается).

А вот то, что я ищу (останавливается около красавицы-берёзы, обходит её). И стройна, и бела, красавица берёза, жаль тебя рубить. Да ничего не поделаешь. (замахивается топором)

Берёза: Ай, ай, ай (прикрывается рукой). Пожалей меня, старик, не руби! Я берёзка не простая, а волшебная. Чего тебе надо – всё у тебя будет.

Дедушка: (дедушка испугался, даже топор из рук выронил, падает на колени, хватается за голову).

Сколько лет на свете живу, а такого чуда не видывал! (Встаёт) Живи берёза дальше, не срублю и ветки. Пойду-ка да своей, песянай, расскажу про такое чудо!

Дедушка уходит. Берёзы уходят за кулисы.

Сцена № 3

«Деревенская изба»

Деревенская изба, бабушка выходит наливает в самовар воды. Входит дедушка под скрип двери.

Бабушка: Ну, песятай, чего с пустыми руками из леса пришёл? Дома-то совсем холодно, печь уже три дня не топлена.

Дедушка: Да, погоди ты, песянай. Дай отдышаться.

Бабушка: А я говорю, опять будем на холодной печи спать!

Дедушка: Послушай, какое чудо в лесу повстречал! Пришёл я в лес, а там берёзки, одна лучше другой растут. Выбрал я красивую да стройную берёзку, только замахнулся, а берёзка человеческим голосом говорит: " Не руби меня, пожалей, а что попросишь, то и будет».

Бабушка: Да! Вот-так чудо! Значит она волшебная. Вот это да! Эх, ты дурень! Не хочет береза, чтобы её рубили, так попроси у неё дров. У нас ни одного полешка нет. Собирайся в дорогу!

Дедушка: (грустно) – Эх! Делать нечего!

Дедушка уходит за кулисы, бабушка уходит за ширму.

Сцена№ 4

«В лесу»

«Танец берёз».

Приход деда в лес, звуки природы.

Дедушка: Здравствуй, красавица-берёза! Выгнала меня, писенай. Приказала попросить у тебя много-много дров. У нас печь топить нечем.

Берёза: Ступай, старик, домой, будет у вас в доме много дров.

Дедушка: Спасибо тебе берёза. (Дедушкакланяется, уходит).

Берёзы уходят за кулисы.

Сцена № 5

«Деревенская изба»

Выходит, бабушка, открывает кадушку с дровами, топит печь.

Входит дедушка.

Дедушка: Ну, песянай, видишь сколько у нас лучины и дров!

Бабушка: Да, дров много, а почему ты у берёзы только дрова попросил?

Иди, проси муки да зерна. Ты, погляди-ка у соседей, полные амбары, а у нас с тобой пусто. Старый ты, дурень, деревянная твоя голова.

Дедушка: Да, ты что, песянай, сейчас только к берёзе ходил. Погоди, ты нельзя этак!

Бабушка: Иди, (кричит) поторапливайся!

Бабушка выталкивает дедушку, он уходит за кулисы, бабушка уходит за ширму.

Сцена № 6

«В лесу»

«Танец берёз».

Дедушка идёт между берёзами под звуки природы.

Дедушка: (кланяется берёзе) Красавица- берёза! Меня моя, песянай, опять к тебе послала – требует, муки да зерна полные амбары.

Берёза: Иди, старик, домой: что просишь, то у тебя и будет. (делает поклон)

Дедушка уходит. Берёзы уходят за кулисы.

Сцена № 7

«Деревенская изба»

Бабушка выходит и хлопочет на кухне: открывает мешок с мукой, накрывает на стол, ставит перепечи. Вернулся дедушка, входит под скрип двери.

Дедушка: Ну, теперь всегда сыты будем!

Бабушка: Да, посмотри сколько перепечей я напекла, садись поешь.

Дедушка садится за стол, ест перепечи, нахваливает. Бабушка слушает и внезапно начинает сердиться.

Бабушка: Старый ты, дурень, деревянная твоя голова! Почему только муки попросил? Иди, проси сундук золота!

Дедушка, повесив голову со вздохом уходит за кулисы, бабушка уходит за ширму.

Сцена №8

«В лесу».

Входит дедушка под звуки природы. Подходит к берёзе кланяется.

Дедушка: Красавица-берёза! Меня моя, песянай, опять к тебе послала –требует сундук золота!

Берёза: Иди, старик, иди: что просишь, то у тебя и будет.

Старик уходит. Берёзы уходят за кулисы.

Сцена №9

«Деревенская изба»

Бабушка выходит, открывает сундук, садится рядом с сундуком склонившись и золото из одной руки в другую пересыпает. Дедушка входит домой.

Бабушка: Посмотри-ка, какое богатство привалило. Надо его спрятать, как следует.

(Накрывает покрывалом сундук, садится сверху на него).

Бабушка: Сходи, песятай, к берёзе, попроси у неё что-нибудь такое страшное, чтобы люди пугались и на наше золото не зарились.

Дедушка со вздохом отправляется в лес.

Сцена №10

«В лесу»

Выходит красавица-берёза

Дедушка: Здравствуй, берёзка! Помоги, избавь от кручинушки.

Берёза: Говори, в чём кручина?

Дедушка: Как сказать-то, не знаю, берёзонька. К нам в дом пошли что-нибудь страшное, такое, чтобы люди пугались и на наше золото не зарились, так моя песянай, наказывала.

Берёза: Хорошо, будь, по-вашему. Что просишь, то и сделаю.

Сцена №11

«Деревенская изба»

Бабушка выходит, надевает маску медведицы.

Входит дедушка, а бабушка зарычала на него по-звериному и убежала за кулисы.

Дедушка: Что-то с ней неладное. (Чешет в затылке в недоумении).

Дедушка: А мне-то как теперь жить без бабушки? Хоть и жадна, и сварлива была, да ведь век вместе прожили. Лучше бы я тоже таким зверем стал (убегает за ширму).

Раздаётся звук рычания медведей.

Выбегают два медведя.

Дедушка-медведь: Значит, услышала красавица берёза моё желание (убегают, рычат).

Выходят ворона и сказочница.

Ворона: Умоезумоенберытске — Добро добром возвращается!

Выход всех героев.

Представление воспитателем героев сказки и всех взрослых, которые участвовали в подготовке сказки.

Литература

Красавица берёза. Удмуртская народная сказка// allforchildren. ru›ft/sk_udmurt02. php

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год