Театр своими руками |
Театральные занятия | |||
Автор: Бакаева Г. М. Шаталова Р. Р. | |||
18.01.2025 08:24 | |||
Театр своими руками Название: создание театральных кукол Авторы работы: дети старшей группы «Клубничка» (5-6 лет), родители детей, воспитатели: Бакаева Г. М. (педагог высшей категории), Шаталова Р. Р. (педагог высшей категории). Характеристика проекта: по количеству участников — коллективный, по контингенту — детско-родительский, по направленности — межпредметный, по характеру деятельности — творческий, по продолжительности — долгосрочный. Цель работы:
Задачи:
Проблема: отсутствие у современных детей опыта восприятия театрального искусства (отсутствие театров в «шаговой» доступности), бессистемность и поверхностность ознакомления с театром в саду и семье, театрализованные игры детей принимают характер примитивности и «свёрнутости» импровизаций, бедности используемых для создания образа средств выразительности, отсутствие готовности педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности. Ожидаемый результат: восприятие ребёнком театрального искусства, приобщение к театру, постановка сказки «Муха-Цокотуха» с использованием приготовленных атрибутов и костюмов. Результаты и выводы: результатом совместно-творческой деятельности детей, педагогов и родителей станет создание мини-музея театральных костюмов и кукол. В ходе решения задач дети познакомятся с различными видами театра, сценической речью, познакомятся с основами театральной культуры, основами актёрского мастерства, работой актёров. Создание эскизов, и самих театральных персонажей из разнообразных видов материалов будет способствовать развитию творческих способностей, воображения, сенсорной моторики пальцев рук, освоению навыков и умений в области изобразительной деятельности, формированию мотивации к дальнейшему обучению. А также на примере создания собственного кукольного театра дети будут знакомиться с содержанием и целью работы художника в зрелищных видах искусства. Введение В работе по художественно-эстетическому восприятию важна продуманная организация театрализованной деятельности детей. В организации своей работы мы используем подход, позволяющий реализовать основные этапы и логику театрализованной деятельности (А. И. Буренина):
В содержание работы с детьми мы включаем следующие направления:
действия с воображаемыми предметами.
Так же важно продумать организацию художественно-эстетической творческой развивающей среды. Предметно-пространственная среда, обеспечивающая художественно -эстетическое и творческое развитие на основе театрализованной деятельности, должна иметь некоторые специфические особенности. Она не только обеспечивает театрализованную деятельность детей, но подкрепляет их креативное поведение, представляет образцы творческого поведения для подражания, т.е. является основой для самостоятельного творчества каждого ребёнка, своеобразной формой его самообразования, а также формирует целостное представление об искусстве. Главное достоинство специально организованной среды заключается в том, что ребёнок постоянно находится в мире прекрасного. Искусство должно пронизывать образовательный процесс. Эстетически организованная среда обладает воспитательными возможностями, поскольку активирует и развивает у детей эстетическое восприятие и образное представление. Актуальность «Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, как есть, а преобразился. Ведь возможна же такая система воспитания, которая прививает и развивает творческое начало». Дж. Родари. Художественно-эстетическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании образовательных областей педагогического процесса дошкольной организации и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет интеграция видов детской деятельности — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Однако, анализ опыта работы дошкольных организаций показывает, что в теории и практике воспитания детей в последние годы стала ярче проявляться новая тенденция. Вся система работы в детском саду ориентируется на ребенка, на раскрытие и реализацию потенциальных возможностей его развития. Таким образом, педагогический процесс в детском саду должен обеспечивать у детей потребность в реализации своего творческого потенциала, способностей и интересов, а для этого просто необходимо создать условия, в которых каждый ребенок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. В связи с этим театрализованную деятельность можно рассматривать, как деятельность, моделирующую биосоциальные отношения, которые дают возможность развивать эмоциональную сферу ребенка, приобщить его к духовным ценностям, учить сочувствовать, сопереживать, развивать уверенность в себе. Так как она тесно связана с другими видами деятельности: музыкальной, речевой, двигательной, изобразительной, то позволяет решить многие педагогические задачи, касающиеся интеллектуального и художественно-эстетического развития. Театрализованные занятия не только создают условия для приобретения новых знаний, опыта, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми других групп и взрослыми, что имеет огромное значение, особенно для детей, имеющих общее недоразвитие речи. Расширение круга общения создает полноценную среду развития, которая способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению. Опыт показал, что занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
|