Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие речевых способностей детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Театральные занятия
Автор: Смирнова Татьяна Александровна Петровцева Елена Николаевна   
23.05.2024 10:23

«Развитие речевых способностей детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»«Развитие речевых способностей детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

(Мастер – класс «Сказка в чемодане»)

Авторы:

  • Смирнова Татьяна Александровна – музыкальный руководитель;
  • Петровцева Елена Николаевна – воспитатель.

МАДОУ «Детский сад №132» г. Череповец, Вологодская область

Актуальность.

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растёт. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной речью. Вот почему развитие речи становится наиболее актуальной проблемой в современном обществе.

 

Хорошо развитая речь помогает ребёнку легко вступать в общение с окружающим миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания, для полноценного формирования личности ребёнка.

Речевое развитие ребенка, осуществляется в различных видах детской деятельности, одним из которых является театрализация. Театрализованная деятельность (далее — ТД) — это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя вербальными и невербальными средствами, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности: пением, движением под музыку, слушанием, импровизацией, музыкальной игрой. ТД стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми), является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития условия, необходимого для организации совместной деятельности детей, в процессе которой происходит речевое развитие дошкольников. Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Педагогам и специалистам в ДОУ необходимо создавать условия для развития речи на основе традиций своего народа через обращение к историческим корням и национальным истокам русского народа, в частности: к малым формам фольклора родной Вологодчины, к историческим и современным истокам и брендам нашей области, к изучению биографии известных людей бытности и современности, которые послужили на благо Вологодской области. И начинать нужно, мы считаем, с интересных сказок, которые представлены в необычной форме – в чемодане. Все дети любят слушать сказки, но когда сказка оживает, когда герои начинают двигаться и разговаривать — для детей это настоящее чудо! Чтобы нам, воспитателям и музыкальному руководителю, было чем показывать такие "чудеса" мы изготовили различные виды театра в нашем «чемодане» на основе регионального компонента.

Наша работа опирается на ведущие педагогические идеи педагогов, таких как: Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского; на современные исследования А.Б. Запорожца, Н.Н. Подъякова, Т.С. Комаровой и т.д.

Мы разработали и апробировали образовательные практики, которые способствуют формированию речевых способностей у детей через активную театрализованную деятельность со своими сверстниками, родителями, педагогами.

Пособие «Сказка в чемодане» включает в себя разные формы и виды творческой деятельности детей и их родителей, педагогов, направленной на развитие речевой активности детей.

1. 2. 3.

Лэпбук (lapbook, или как его ещё называют — тематическая папка) – это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. С помощью лэпбука дети и родители, педагоги читают сказки, манипулируют героями своей созданной сказки в совместной деятельности на основе регионального компонента.

Сценарий мастер — класса

Цель: создание условий для развития творческих способностей и фантазии, речевой активности детей младшей группы и родителей через интеграцию познавательной и художественно – эстетической деятельности.

Задачи:

  1. Способствовать развитию музыкально – ритмических и театральных навыков у детей через мини занятия с предметами и атрибутами для театра в совместной деятельности с родителями.
  2. Знакомить детей и родителей с разными видами театра через игровую деятельность в парах.
  3. Развивать у детей нейродинамические функции через мимику, жесты, речевые песенки, сюжетные танцевальные зарисовки, ритмические упражнения с клавесами.
  4. Развивать творческие навыки вместе с мамой выполнять театральный этюд, выбирая понравившийся вид театра.
  5. Развивать словарный запас, активную речь, память.
  6. Воспитывать умения работать в команде.

Оборудование: предметы для мини музыкального занятия, игрушки бибабо, на подносах разные виды театров и предложенные карточки с театральными этюдами, столы и стулья для участников, мультимедийная установка, музыкальный центр, ширма.

Ход мастер – класса:

Звучит музыка, родители рассаживаются за столами.

Дети входят с воспитателями в зал, встают полукругом…

Музыкальный руководитель: Дорогие ребята, уважаемые взрослые. Сегодня мы пришли на необычное занятие. Мы пришли вместе с вами поиграть в сказку. Хотите научиться? Тогда отправляемся в страну «Страна чудес». Там нас встретят интересные герои сказок, и мы сами попробуем создать свою сказку. Но сначала надо немного поразмяться…

Исполняется ходьба – бег «Раз, два, раз»

Устали наши ножки,

Бежали наши ножки,

Мы немножко отдохнем,

А потом танцевать начнем.

Воспитатель 1: Проверим сейчас, как умеют мальчики и девочки танцевать вместе, сообща.

Исполняется танец «Чок да чок»

Воспитатель 2: По пути в страну сказок мы повстречали необычную корзиночку, а что же там? (клавесы). Давайте покажем нашим родителям, как мы умеем эмоционально и очень ритмически играть на клавесах.

Исполняется «Ритмическая зарисовка» (с клавесами)

Дети садятся к родителям за столы с клавесами.

Музыкальный руководитель: Да, ребята, вы готовы отправиться в страну сказок, а вот наши родители еще не проверены. Давайте покажем им, как еще можно играть под музыку в клавесы.

Исполняется «Ритмическая зарисовка 2» (сначала играют дети, потом родители).

Появляется Зайка (игрушка бибабо) на руке воспитателя

Зайка: Ребята, уважаемые взрослые, здравствуйте. Я пробегал мимо и увидел, как вы весело играете. Я символ этого года, приходил к вам на праздник, но хочу, чтобы вы меня всему научили и взяли с собой в страну сказок.

Воспитатель 2: Конечно, зайчик, даже не переживай, мы возьмем тебя с собой и всему научим. Для начала – хочешь с нами поиграть? Мы умеем и любим превращаться в озорных и шустрых заек. Вот смотри.

Музыкальная игра «Зайчики и лисички» (у воспитателя 2 лисичка)

Дети садятся на места…

Лисичка (воспитатель 2): Какие замечательные зайки получились, а меня возьмите с собой в страну сказок. Я тоже хочу…

Музыкальный руководитель: Конечно, лисичка. Но Зайки и Лисички в стране сказок будет маловато. Нам надо научиться делать еще декорации. Например, елочку. У нас будет целый еловый лес, где будут гулять зайчик и лисичка. Сделаем елочку?

Продуктивная работа под музыку

Детям и родителям выдаются «волшебные палочки» (разноцветные проволочки). Дети накручивают проволочку на указательный пальчик. Ритмическая пальчиковая игра под музыку «Наша елочка» (родители делают вместе с детьми).

Музыкальный руководитель: Ребята, дорогие взрослые, по-моему, мы попали в страну сказок (воспитатели выдвигают ширму, показывают небольшой спектакль).

Спектакль для малышей «Личика, зайчик и елочка» (на основе регионального компонента)

Фонограмма «Вступление» (на ширме два домика, в одном – зайчик, в другом – лиса)

Ведущий: Жили-были Лиса и Заяц. Наступила зима, стало очень холодно, выпал снег. Лиса построила себе ледяной домик, а Зайчик лубяной. Скоро Зайчик с Лисичкой стали готовится к встрече Нового года.

Фонограмма «Зайка» (На ширме появляется зайчик с ёлочкой)

Зайчик: — Какую красивую елочку подарила мне Снегурочка! Я её нарядил, украсил игрушками. Будет у меня такая красавица дома стоять. Я буду зимой гостей ждать и вместе с ним хоровод вокруг елочки водить. Поставлю елочку пока здесь, а сам за подарками схожу.

Фонограмма «Лиса» (На ширме появляется лиса)

Лиса: — Ах, какая красивая у Зайца елочка! И стройная, и высокая, и нарядная! А у меня нет такой! Утащу-ка, я у Зайца елочку, пусть такая красота меня радует в праздник. А зайчик еще себе найдет.

Фонограмма «Лиса уносит ёлку»

На сцене появляется Зайчик.

Зайчик: — Ой, а где же моя елочка. И здесь ее нет, и здесь тоже, куда же она подевалась? (Ответы детей) — Вот Лисичка, вот, плутовка, опять она меня провела. Что же теперь делать, как же теперь быть. Ведь если не будет у меня елочки, дружок-Снеговичок и не отыщет тогда мой домик (Плачет.) Пойду, попрошу Лису вернуть мне елочку назад, ведь это моя елочка, мне её Снегурочка подарила.

Подходит к домику лисы

Зайчик: — Ну-ка, лиса, отдавай мою елочку обратно, это подарок Снегурочки, верни ёлочку!

Лиса (выглядывает в окошко домика): — Вот еще!!! Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Фонограмма «Лиса пугает зайца»

Ведущий: Зайчик испугался, отбежал к своему домик и стоит, лапками мордочку закрыл, плачет.

Фонограмма «Зайчик плачет», На ширме появляется Снеговичок.

Снеговичок: — Что ты плачешь, Зайчик, кто тебя обидел?

Зайчик: — Жили мы с Лисой по соседству, и все у нас было хорошо, но она решила у меня елочку отобрать. И остался я теперь без елочки. А без елочки никто из друзей не придет ко мне (плачет)

Снеговичок: — Не плачь, зайчик, я тебе помогу.

Снеговичок подходит к домику лисы. Фонограмма «Пытаются выгнать Лису»

Снеговичок: — Ну-ка, лиса отдавай Зайчику елочку обратно.

Лиса (выглядывает в окошко домика): — Вот еще!!! Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Ведущий: Снеговичок испугался и убежала. Зайчик опять сидит и плачет.

Фонограмма «Медведь» (На ширме появляется Медведь)

Медведь: — Что ты плачешь, Зайчик, кто тебя обидел?

Зайчик: — Да вот, Мишенька, жили мы с Лисой по соседству, и все у нас было хорошо, но она решила у меня елочку отобрать. И остался я теперь без елочки.

Медведь: — Не плачь, зайчик, я тебе помогу. (Медведь подходит к домику лисы).

Медведь: — Ну-ка, лиса отдавай Зайчику елочку обратно.

Лиса (выглядывает в окошко домика): — Вот еще!!! Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Ведущий: Медведь испугался, заревел и убежал.

Фонограмма Деда Мороза (На ширме появляется Дед Мороз)

Дед Мороз: — Кто это здесь так горько плачет. Что случилось, Зайчик, может, я тебе помогу?

Зайчик: — Здравствуй, Дедушка Мороз. Не сможешь ты мне помочь, вот и у Снеговичка и у медведя не получилось и у тебя не получится. (плачет)

Дед Мороз: — Не плачь, зайчик, я тебе помогу. (Дед Мороз подходит к домику Лисы)

Дед Мороз: — Лисичка-сестричка, выгляни в окошко, это я Дед Мороз пришел, хочу на твою елочку посмотреть.

Лиса: — Ой, здравствуй, Дедушка Мороз, проходи, посмотри какая у меня красивая елочка.

Дед Мороз: — И правда, елочка очень красивая, а зачем же ты ее у Зайца украла? Не стыдно тебе?

Лиса: — Прости меня Дед Мороз, прости меня, Зайчик, просто я так хотела, чтобы ко мне тоже пришел Новый год, что не удержалась и унесла елочку. Зайчик, возьми свою елочку обратно. (Зайчик забирает елочку)

Зайчик: — Дедушка Мороз, а давай, оставим елочку на улице возле моего домика и домика Лисички. Так никому обидно не будет. И ко мне и к Лисичке придут друзья.

Все герои танцуют, дети хлопают в ладоши.

Музыкальный руководитель: какая восхитительная сказка у нас получилась. Браво. А чему учит эта сказка? Скажите, уважаемые взрослые?

Давайте и мы с ребятками сделаем свою сказку.

Театральные индивидуальные этюды.

Детям и родителям выдаются этюды на листочках, атрибуты к сказке. Вид театра (пальчиковый, театр кружки, бибабо, театр перчатки, настольный деревянный театр, театр-марионетки и т.д.) участники выбирают сами.

Необходимо взрослым выразительно читать текст, с ребенком играть куклой (персонажем).

Зайчик: какая интересная у нас получилась страна сказок.

Лисичка: мы с вами не прощаемся. Вместе с ребятками больше читайте, учите стихов, беседуйте, выполняйте задания и играйте. Сказки живут везде и всегда. До новых встреч!

Выводы:

Использование рассмотренных выше образовательных подходов воспитательной работы в деятельности музыкального руководителя и педагогов позволяет наиболее эффективно формировать гармонически развитую личность дошкольника, развить духовно-нравственные ценности в условиях образовательной организации. Использованные педагогические технологии дают возможность педагогам ДОУ корректировать, формировать и развивать все важнейшие нравственные качества человека, а также побуждать родителей воспитывать и развивать речевые навыки детей через театрализованную деятельность. Мы убеждены, что для эффективного личностного развития дошкольника необходимо взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения. И это сотрудничество хорошо раскрывается в представленном нами педагогическом опыте. Данная система работы способствует раскрытию индивидуальности, создает условия для самовыражения, самореализации детей, созданию наиболее комфортных и эффективных способов получения детьми необходимых знаний и умений. В ходе реализации педагогического был создан практический материал для использования другими педагогами в образовательной деятельности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год