Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Театральные занятия
Автор: Воронова Карина Ивановна   
30.12.2023 13:37

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Образовательная среда переживает постоянные изменения, но в то же время сохраняет ряд основ и задач, которые стоят перед ней. Так, важной задачей федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ежегодно является «сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала». Значимым является вопрос о необходимости применения всех имеющихся средств и ресурсов для развития творческих способностей детей, особенно перед ступенью начального образования.

 

Дошкольный возраст — наиболее сенситивный период, который определяет большие возможности в становлении личности ребенка. Именно на данном этапе закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития дошкольников. Важно в данном возрасте начинать раскрывать и творческий потенциал детей, их способности, черты характера. Наиболее полно реализовать данные задачи стало возможным в творческой деятельности, одной из которых в дошкольном учреждении является театрализация.

В ходе развития творческих способностей детей дошкольного возраста можно добиться эффекта благодаря проведению комплексного анализа, включению разнообразных средств и методов в театрализованной деятельности, что является актуальным в различных психолого-педагогических аспектах.

На сегодняшний день, к сожалению, вопросу значения развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности уделяется недостаточное внимание. Решить данную проблему можно путем включения в образовательный процесс последовательных и систематических приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности, а также с помощью учета индивидуальных особенностей старших дошкольников. Это подтверждается в рамках научных исследований. Многие исследователи считают театрализованную деятельность эффективным средством формирования творческих способностей дошкольников и посвящают вопросу свои труды.

Вопросам развития творческих способностей у детей дошкольного возраста посвящены работы таких педагогов, как Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, О.П. Радынова, А.В. Бакушинский, Б.М. Неменский, Л.B. Школяр и др. Развитие творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности раскрыли Никифирова Л.В., Банных Е.М., Мазурчук Н.И., Брагина Л.С. и др.

В.А. Сухомлинский называет основными направлениями в развитии творческих способностей детей: развитие воображения и развитие качеств мышления, которые формируют креативность. В свою очередь понятие «креативность» в психолого–педагогической литературе чаще всего связывают с понятием «творчество» и рассматривают как характеристику личности [3].

В.А. Сластенин в учебнике педагогики интерпретирует понятие творческой способности следующим образом: «…под творческой понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения» [2].

Следует уделить внимание и основам творческой работы дошкольников. Р.С. Немов выделял, что творческая деятельность должна быть связана с открытием нового [1]. Помимо этого, дошкольники должны не только приобретать новые знания, но и быть заинтересованными к данному процессу. Следующее условие, которое выделяет автор, заключается в том, что деятельность должна находится в зоне потенциального развития ребёнка. Таким образом можно добить положительного эффекта.

Необходимо взять во внимание важное условие, которое определяется тем, что театрализация должна соответствовать возрастным особенностям детей и их индивидуальным особенностям. Дети могут самостоятельно выбирать наиболее интересное для них направление и проявлять инициативу в решении ряда задач. Педагогу важно направлять и контролировать процесс, давать своеобразный «толчок» к данной деятельности, подбирать соответствующие средства.

Театрализация позволяет развивать выразительность речи, эмоции, вербальное и невербальное общение и ряд других способностей. Как утверждал Б.М. Теплов, театрализованная деятельность является и важнейшим средством развития у детей эмпатии. Дети могут развить способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя не его место в различных ситуациях, учиться контролировать себя и принимать решение в определенных моментах [4].

Театрализация решает и воспитательные задачи. И данные задачи усиливаются разнообразием тематик данной работы. Театрализованная деятельность может удовлетворять различные интересы дошкольников, что является весомым преимуществом.

Таким образом, можно говорить о том, что театрализованная деятельность способствует развитию у детей уверенности в себе, формированию социальных навыков поведения, самостоятельности, раскрытию творческих возможностей. Сама театрализованная деятельность – это и есть отдельный вид детского творчества. И при грамотном подходе можно добиться успеха в развитии творческих способностей дошкольников посредством театрализации.

Список литературы

  1. Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Р.С. Немов. – Москва: Владос, 1998. — 361 с.
  2. Сластенин В.А. Педагогика. — Москва: Педагогика, 2014. — 437 с.
  3. Сухомлинский В.А. Развитие творческих способностей детей. Санкт – Петербург: Сфера, 2002. — 285 с.
  4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Издательство Академии педагогических наук, 1947 – 334 с.
  5. Томчикова С.Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности. — Магнитогорск: МаГУ, 2002. — 69 с.
  6. Эльконин Д.Б. Детская психология. — Москва: АСТ, 2008. — 197 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год