Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В РАБОТЕ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Театральные занятия
Автор: Гришина Дарья Валентиновна Шевелева Ксения Федоровна Фролова Карина Андреевна Часовских Ольга Васильевна   
22.12.2023 17:31

«ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В РАБОТЕ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»«ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В РАБОТЕ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Воспитатели 1 младшей группы «Мотылек» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 257» (МБ ДОУ «Детский сад № 257») Новоильинский район, 2023

Особенности проведения театрализованных игр в работе по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта осуществляется в различных видах деятельности, в том числе в театрализованной игре.

 

Театрализованная игра — один из частных видов игровой деятельности детей, который, в свою очередь, является ведущим среди всех видов деятельности дошкольников. В театрализованной игре формируются диалогическая, эмоционально насыщенная речь и воспитанники обогащают словарный запас прилагательными, обозначающими эмоциональное состояние людей (злой, добрый, веселы, грустный и др.). Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

В настоящее время в науке не существует единого взгляда на сущность понятия «театрализованная игра».

В толковом словаре С.И. Ожегова театрализованная игра трактуется как умение «переделать какое-либо произведение, придавая ему форму драмы в качестве рода литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актерами на сцене» [33].

Как считает И.Г. Вечканова, театрализованная игра − деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненная сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами [13].

В работе Л.С. Фурминой театрализованные игры рассматриваются как игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, по ходу которого разыгрывается литературное произведение и воссоздаются конкретные образы [44].

Театрализованная игра, по мнению Е.В. Мигуновой, рассматривается как творческая деятельность, которая обуславливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой на основе свободной атмосферы, поощрения детской инициативы, отсутствия образца для подражания, наличия своей точки зрения, стремления к оригинальности [31].

Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребёнка во многом определена текстом произведения.

Вместе с тем театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д.Б. Элькониным: роль (определяющий компонент), игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения [47].

Рассмотрим классификацию театрализованных игр, которую предлагают Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова:

  1. Кукольный театр, который сопровождается использованием разного вида кукол: настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная); театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней); верховые куклы (бибабо, штоковые, на ложках, тростевые); напольные куклы (марионетки, конусный театр); театр живой куклы (маски, платковые) и театр актера (театр с живой куклой), ростовые, люди-куклы); стендовый театр (теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка, фланелеграф).
  2. Игры-драматизации – игры, в которых ребенок-артист самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности, производит собственные действия в ходе исполнения ролей. Игры-драматизации могут быть представлены в виде инсценированияпотешек; инсценирования сказок; инсценировка песенок; инсценировка небольшого литературного текста.
  3. Игры-спектакль: драматический спектакль, музыкально-драматический спектакль, детская опера, спектакль на хореографической основе, спектакль ритмопластики, пантомимика, мюзикл.
  4. Театральное действие: праздники; развлечения, театральные шоу.

По классификации Л.С. Фурминой, театрализованные игры проводятся в двух формах: когда действующими лицами являются предметы (игрушки, куклы) и когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль. Первые игры (предметные) – это различные виды кукольного театра; вторые игры (непредметные) – это игры-драматизации [44].

Театрализованную игру исследователь Л.В. Артемова делит на две группы: игры-драматизации и режиссёрские. В играх-драматизациях ребенок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой-либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами» [6].

Театрализованная игра детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта имеет наиболее существенные отличия такой игры воспитанников с нормативным развитием и связаны с однообразием и примитивностью игровых задач и трудностями их самостоятельной постановки. Из-за недостаточного развития предпосылок театрализованной игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта оказываются несформированными и ее компоненты.

Лишь к семи-восьми годам у некоторых детей под влиянием длительного обучения формируется умение ставить цель в самостоятельной игре (с куклами-бибабо разыграть сказку, с фигурками настольного театра показать спектакль, надеть костюм и проиграть театрализованное действие и т. п.) и готовить все необходимое для ее достижения (договориться с другими детьми, отобрать необходимые игрушки, найти место для игры и т. п.).

Анализ развития театрализованной игры, проводимый И.Г. Вечкановой, показал, что у большинства детей старшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии вплоть до начала школьного возраста не развиты три уровня замещения: предметное, позиционное, ситуационное.

Даже у детей 5-7 лет с нарушением интеллекта доминирующим оказывался предметный план игры. Несмотря на то, что лишь некоторые воспитанники с легкой умственной отсталостью формально берут на себя роль, даже называются именами персонажей, в игре они оказываются не способны подчинить поведение сюжету литературного произведения, игровому образу, отвечать и действовать в соответствии с образом, сменить условно-динамические позиции. Увлечение игрой фактически отсутствовало у них, что являлось показателем слабости и кратковременности ситуационного замещения [12].

Их игровые действия не имеют осмысленного и целенаправленного характера. Ребенок «не видит» конкретной, значимой для него цели. Он просто выполняет те или иные действия с игрушками, зачастую на уровне манипуляций, нередко неспецифических. При этом даже в старшем дошкольном возрасте у них отсутствуют действия по цепочке.

Дошкольники 5-7 лет с интеллектуальной недостаточностью способны в своих играх отразить процесс деятельности людей, поведение животных, а не их отношения, что характерно для нормативно развивающихся детей старшего дошкольного возраста.

Во время игр они практически не взаимодействуют со сверстниками или их взаимодействие носит кратковременный характер. Особые трудности речевого плана отмечаются в процессе стимулируемой взрослым ролевой беседы, а также при использовании речевых высказываний. Они, как правило, действуют молча, с большим трудом овладевают речевым содержанием, без которого невозможно протекание режиссерской игры. Кроме того, такие дети испытывают сложности в выполнении роли. Они очень долго не понимают эмоциональных состояний другого человека, что приводит к трудности понимания мотивов поступка того или иного человека, а также передаче их в образе. У детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра картинок, игрушек. Все это в целом затрудняет процесс организации театрализованной игры.

Ролевое общение в процессе театрализованной игры между детьми, поданным исследований Л.Б. Баряевой [8], И.Г. Вечкановой [12] и других, в основном проходит стереотипно, с помощью заученных реплик. Только в старшем дошкольном возрасте дети с проблемами в интеллектуальном развитии начинают обозначать роль словом, понимают ее и выполняют действия, соответствующие ей; принятие роли чаше всего происходит под руководством педагога. У них отмечается также отсутствие последовательности в процессе игры, «застревание» на одном действии, однообразное его повторение. Они не только слабо осваивают игровые действия посредством овладения игровыми.

Как отмечает Н.С. Холодова, процесс освоения театрализованной игры данной категории воспитанников включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок ( «Этот пальчик – дедушка...», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок»); игры-импровизации ( «Кошка и котята», «Курочка и цыплята», «Бабочки на полянке» и др.). Здесь ребенок действует за игрушечного героя, изображая его разными средствами вербальной выразительности (выразительные интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса) [46].

Детям старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, в зависимости от степени тяжести имеющегося интеллектуального дефекта, сложно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст, потому что действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Совершенствованию отдельных элементов движений, движений и текста помогают «особым» детям специальные упражнения, игры, этюды ( «Под дождиком», «Капельки», «Разные ветры», «Дождь идёт»; игры-пантомимы «Падающие листья», «Солнце и луна», «Солнечные зайчики» и т. п.).

Сюжеты театрализованных игр весьма бедны и чаше всего сводятся к воспроизведению уже многократно проигранных действий. Лишь в процессе длительного обучения дети старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта овладевают системой знаний, которые на элементарном уровне позволяют им проникнуть в сущность некоторых областей деятельности людей, жизни животных и растений, как правило, в большей или меньшей степени связанных с непосредственным опытом детей.

Дошкольники с интеллектуальной недостаточностью испытывают затруднения в понимании значения слова и смысла речи вообще, литературного текста и элементарной игровой ситуации, описанной словесно. В следствии этого они не осознают до конца цель театрализованной игры, что вызывает у них низкую мотивацию в участии, непринятие роли и др.

Они не проявляют интереса к атрибутам театрализованных игр и не стремятся их использовать.

Для детей 5-7 лет с нарушением интеллекта характерно также выполнение игровых действий без сопровождения речью. Они, как правило, действуют молча, с большим трудом овладевают речевым содержанием, без которого невозможно протекание режиссерской игры. Используют в самостоятельных театрализованных играх только простейшие заученные фразы, не внося в них никаких изменений. Ролевое общение в процессе игры проходит стереотипно, с помощью заученных реплик. Они вплоть до окончания детского сада не могут самостоятельно взять на себя роль и действовать в соответствии с ней до окончания театрализованной игры.

Исходя из недостатков развития театрализованной игры (а именно недоразвития всех ее компонентов) возникают трудности с ее организацией.

Периодичность проведения театрализованной игры с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта составляет 1 раз в неделю, преимущественно в первую половину дня. Их рекомендуется проводить в небольших подгруппах детей или индивидуально.

Методика проведения театрализованной игры предполагает несколько этапов.

Театрализованные игры вводятся в деятельность дошкольников дифференцированно, в соответствии с их индивидуальными особенностями и возрастными закономерностями развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

В проведении театрализованных игр с дошкольниками с проблемами в интеллектуальном развитии можно выделить подготовительный и основной этапы [14].

На подготовительном этапе детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием включают в мир театрализованных представлений. Педагоги с детьми драматизируют короткие литературные произведения, используя различные виды театра, создавая эмоционально-положительную обстановку в группе.

В ходе основного этапа последовательно реализуются следующие задачи:

  1. принятие ребенком себя: развитие умения узнавать себя в зеркале, на фотографии, в видеофильме;
  2. распознавать свое эмоциональное состояние, оценивать это состояние;
  3. формирование умения с помощью мимики выражать эмоциональные состояния: радость, гнев, удивление, испуг, огорчение;
  4. развитие навыков эмоционального общения детей друг с другом и взрослыми; обучение неречевым (мимика, пантомимика, жест) и речевым средствам общения;
  5. обучение выражению своих чувств и настроений в соответствии с заданной сказочной ситуацией;
  6. формирование основ нравственного поведения; обучение простейшей импровизации;
  7. развитие пространственно-временной ориентации (создание мизансцен, смен, соответствующих различным временам года);
  8. развитие общей моторики в процессе использования имитационных движений;
  9. развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук при использовании пальчиковых игрушек, игрушек – рукавичек и кукол би-ба-бо, кукол-марионеток [14].

На основном этапе проведения театрализованной игры необходимым условием является анализ реального объекта. С этой целью педагог совместно с детьми выделяет действие объекта, учит детей подражать его действиям. Используются: образные игры под музыку с сопоставлением противоположностей; «веселый – грустный» (для определения настроения персонажа) «быстро – медленно» (для определения его характера): использование игр-имитаций.

Для перехода к ролевой игре создается ситуация общения животных, семьи животных (мама и детеныш). Чтобы дети старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта могли освоить действия детализации образа в соответствии с индивидуальной ролью. Вначале взрослый берет на себя роль. По мере овладения детьми игровыми действиями, роль передается им, и они сами начинают подбирать игровые атрибуты и костюмы.

На следующем этапе проводится работа по формированию у детей умения использовать символические средства для передачи отношения к персонажам.

Далее предполагается овладение воспитанниками парным взаимодействием с двумя – тремя партнерами, ориентировкой на плоскости и в пространстве.

Содержание театрализованных занятий включают в себя:

  1. просмотр кукольных сценок;
  2. театрализованные игры;
  3. разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  4. беседы о театре;
  5. упражнения по формированию выразительности исполнения песенного, танцевального творчества;
  6. упражнения по социально-эмоциональному развитию детей [13].

Занятия в основном строятся по единой схеме:

  1. введение в тему, создание эмоционального настроения;
  2. театрализованная игра (обыгрывание стихотворений, сказок):
  • действия детей с кукольными персонажами;
  • непосредственные действия детей по ролям;
  • литературная деятельность (диалоги и монологи);
  • изобразительная деятельность – дети создают декорации, костюмы персонажей;
  • музыкальное исполнительство – исполнение знакомых песен от лица персонажа, их инсценирование, напевание.

Работа по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта необходимо проводить постоянно, используя потенциал игровой деятельности, в том числе театрализованной игры.

Осуществляя деятельность в этом направлении, учителю-дефектологу необходимо, по мнению Л.Г. Парамоновой:

  1. Обеспечить знание детьми достаточно большого количества слов (существительных, прилагательных, глаголов, наречий) путём систематической работы над обогащением словарного запаса.
  2. Обеспечить точное понимание смыслового значения каждого усвоенного ими слова, ибо не должно быть в речи таких слов, за которыми «ничего не стоит».
  3. Позаботиться о систематизации имеющегося у них словарного запаса, то есть помочь им почувствовать существование внутренней связи между большими группами слов, объединенных в эти группы по каким-то определенным принципам (например, одни слова обозначают предметы, другие – действия, третьи – признаки предметов и действий, причем внутри каждой из названных групп выделяются более мелкие подгруппы и т. д.) [34].

Понять и систематизировать смысл слов у воспитанников 5-7 лет с интеллектуальным недоразвитием достаточно нелегкая задача; для этого от педагога требуется терпение, изобретательность и постоянный поиск новых направлений, способствующих обогащению словарного запаса.

Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта проводится на всех этапах организации театрализованной игры.

При этом работа в этом направлении должна опираться на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний воспитанников о предметном мире, тем самым способствуя обогащению номинативного, предикативного, атрибутивного словаря.

На предварительном этапе организации театрализованной игры данный вид работы организуется через беседы, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, репродукций картин, рассматривание и обследование предметов, наблюдение за растениями, животными, деятельностью людей, чтение и рассказывание литературных произведений, просмотр мультфильмов, презентаций, отмечает В.П. Гурьянова. Здесь происходит знакомство ребенка с новым для него понятием. Взрослый (учитель-дефектолог) объясняет значение слова. Для объяснения значения слова могут быть использованы очень специфические средства, такие, как мимика, жест, драматизации (усмехнулся, подмигнул и т. п.). При этом очень важно показывать связь нового понятия с уже знакомыми воспитанникам [19].

Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта в процессе непосредственной организации театрализованной игры происходит путем повторного объяснения учителем-дефектологом, значения нового слова, либо с помощью конкретной ситуации и доступного смыслового контекста, раскрывающих его значение.

Как отмечают Е.С. Халидова, Н.Д. Швайбович, в начале проведения театрализованной игры объект (новое понятие для ребенка) «вычленяется» из ситуации и «показывает» свои основные характеристики. Ребенку могут быть заданы вопросы, например, «что это?», «что делает?», «зачем это нужно?». С помощью вопросов воспитанник запоминает название, назначение предмета, какие действия с ним можно совершать. Затем по ходу разыгрывания сюжета ребенок старшего дошкольного возраста оперирует данным понятием в конкретных, знакомых ему ситуациях [45].

Между тем, после окончания театрализованной игры, данное понятие должно быть включено в другие игры и виды деятельности, что будет способствовать его активизации в словаре детей 5-7 лет с интеллектуальным недоразвитием.

Таким образом, театрализованная игра понимается нами как игрв-представление, в которой в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, по ходу которого разыгрывается литературное произведение, воссоздаются конкретные образы.

Организуя театрализованную игру с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта с целью обогащения словарного запаса необходимо опираться на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний воспитанников о предметном мире, тем самым способствуя обогащению номинативного, предикативного, атрибутивного словаря. Обязательно связывать новое понятие с уже знакомыми детям.

Очень важно, чтобы введение нового слова сопровождалось пояснением его значения и области применения. Эту работу следует проводить на всех этапах (подготовительном, основном) организации данного вида игровой деятельности, используя при этом различные приемы, в том числе беседы, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, репродукций картин, рассматривание и обследование предметов, наблюдение за растениями, животными, деятельностью людей, чтение и рассказывание литературных произведений, просмотр мультфильмов.

Выводы по первой главе

Изучение проблемы становления словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта позволило сформулировать ряд выводов.

Опираясь на точку зрения Г.А. Абрамовой под словарным запасом будем понимать общий объем слов, которые знает и понимает человек (пассивный словарный запас), использует в письменной и устной речи (активный словарный запас). Исходя из данного определения словарный запас представлен пассивным и активным словарем.

В старшем дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для обогащения и активизации словарного запаса, что в свою очередь приводит к качественным и количественным изменениям в нем. В следствии чего словарь воспитанника обогащается существительными, прилагательными, глаголами, наречиями и др.

Нарушения познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта накладывают отпечаток на становление словарного запаса, на особенности усвоения активного и пассивного словаря. В частности, для таких воспитанников характерным является бедность словарного запаса (номинативного, атрибутивного, предикативного); отсутствие слов, обозначающих признаки предмета (цвет, величина) и др.; незнание названий предметов, которые их окружают; неточность употребления слов; трудность актуализации словаря; значительное преобладание пассивного словаря над активным.

Одним из средств обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта выступает театрализованная игра. Обогащение словарного запаса воспитанников при ее проведении осуществляется, как на подготовительном, так и на основном этапе. При этом приемами обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта выступают введение нового слова, которое сопровождается пояснением его значения и области применения, рассматривание иллюстраций, предметов, загадки, дидактические игры и упражнения. Накопленные на предварительном этапе театрализованной игры понятия активизируются в процессе непосредственной драматизации произведений.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год