Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей с ТНР
Театральные занятия
Автор: Малышева Анна Александровна Охундадаева Иродахон Махамадаминовна Шарыпова Алена Алфеевна   
20.12.2021 19:11

Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей с ТНРВлияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей с ТНР

В последнее время все большее значение приобретает проблема раннего выявления тяжелых речевых нарушений у детей. Специалисты, изучающие развитие речи детей (В. К. Воробьев, В. П. Глухов, Б.М. Гриншпун и др.), утверждают, что чем раньше начата коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии речи, тем лучше будут ожидаемые результаты.

Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок.

 

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миромво всем многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудности общения, неуверенности в себе.

Работая на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, мы совместно с логопедом, решили через театрализованную деятельность решить следующие задачи: развитие мелкой, мимической и общей моторики; развитие согласования речи с движениями, закрепление речевых навыков и умений; пополнение и активизация словаря детей; развитие диалогической речь детей в процессе театрально-игровой деятельности.

В первую очередь мы организовали развивающую театрализованную среду, состоящую из различных видов театра.

Инсценировали сюжетную линию знакомых для детей сказок, но не с таким сюжетом, в котором дети их слышали, а в новом, придуманном самими детьми. Для этого нами разработана увлекательная игра «Сказка за 5 ходов». Дети по очереди бросают кубик и по выпавшему рисунку, сначала определяем сцену, на фоне которой будет происходить сказочное событие. Далее, по выпавшему рисунку продолжаем рассказ, присоединив детали к предыдущей завязке. И так, до тех пор, пока сказка не будет закончена.

Затем по своим сказочным сюжетам дети делали зарисовки, делали аппликации. Нами была создана книга сказок, в которую помещались тексты сказок, придуманные детьми вместе с иллюстрациями. После этого, одним из выбранного вида театра, мы с детьми обыгрываем придуманные сказки.

Подведя итог, мы пришли к выводу, что такой вид организации педагогического процесса очень значим, т.к. он решает целый ряд задач как воспитательно-образовательных, так и коррекционных. Возможности театрализованных игр как средства активизации и развития речи детей с ТНР достаточно широки. Они позволяют добиваться совершенствования речи ребенка.

Проводимая нами работа по внедрению в процесс развития речи ребенка творческих и театрализованных игр оправдывает себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, у них значительно улучшается речь.

Используемая литература:

  • Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128с.
  • Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда / Н.Е. Арбекова. — Москва: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2021. – 112с.
  • М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду», творческий центр «Сфера», Москва, 2004 г.
  • Титова М.Г., Яковлева Г.В. формирование творческих способностей детей дошкольного возраста через игры-драматизации и театрализованные представления. *Методическое пособие. Издательство Марины Волковой, 2007. – 71с
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год