Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
Театральные занятия
Автор: Дымчан Ольга Сергеевна   
22.08.2020 11:55

Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речиТеатрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Формирование нашей речи происходит из-за того, что мы живем в цивилизованном мире и друг с другом у нас происходит общение. Развитие нашей речи начинается с момента рождения и интенсивно продолжается на протяжении всего дошкольного возраста. Благодаря тому, что посредством ролевых игр ребёнок учится входить в мир социума, тем самым он осваивает нормы и взгляды взрослых людей на жизнь. Детские игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых у куклы или самого ребенка есть свои вещи, игрушки, мебель, одежда и т.. Каждый ребенок пробует роль актера, режиссёра, декоратора, аксессуара, музыканта. Все дети играют по-своему, но они копируют все взрослые действия. По играм и тому, как в них играют дети, мы можем представить себе наше будущее общество.

 

Поэтому особое значение может и должно придаваться в детских учебных заведениях театральным мероприятиям, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, улучшить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами и традициями. Любовь к театру — это не только живое воспоминание детства, но и ощущение праздника, происходящего со сверстниками, родителями и педагогами в необычном мире.

Многие учёные заметили в ролевых играх (Л. С. Артёмова, Л. Г. Стрелкова, Е. Л. Трусова и др.) важную роль театрализованной игры как необычайно насыщенную эмоциональную деятельность, в которой дети принимают руководство взрослого, не замечая его, так как его желание играть в сказку очень велико, является источником радости и удивления -истоков творчества (Л. С. Выготский, Т. Рибо).

Игра-это детская самодеятельность, в которой взрослый может занимать особое место только в качестве партнёра, в той мере, в какой это вызывает интерес и уважение ребенка. Взрослый может косвенно влиять на игру посредством ролевого поведения и отдельных фраз, реплик и вопросов. В творческой игре детей быстро развивается язык ребёнка, грамматически оформленная речь. Игры, которые оказывают сложное влияние на лексику, грамматику, связность речи, должны быть интересными, увлекательными. Кроме игр, оказывающих широкое влияние на общее развитие речи, существуют дидактические игры, в которых решаются задачи активации, уточнения той или иной грамматической формы, например, помочь детям овладеть родительным падежом множественного числа, повелительным наклонением глагола, гармонизацией слов в жанре.

В современной тенденции общества, речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Развитие речи начинается с самого рождения и интенсивно продолжается в течение всего дошкольного возраста.

Выразительность речи обеспечивает эффективность общения, помогает донести до слушателей смысл высказывания. Правильное и обоснованное использование средств речевого выражения делает дошкольника интересным собеседником и желанным участником различных мероприятий, позволяет привлечь внимание взрослых и сверстников. Старший дошкольник с выразительной речью чувствует себя более спокойно и уверенно в любой обстановке за счёт того, что может адекватными средствами выражать мысли и чувства, проявлять свою творческую индивидуальность.

Процесс глубоких изменений, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритета проблему развития творческих способностей, мышления, способствующего формированию разнообразной и развитой личности, отличающейся своеобразием и оригинальностью.

Для развития выразительной речи необходимо создать условия, при которых каждый ребенок может передавать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычной беседе, так и на публике, не стесняясь слушателей.

Большую помощь в этой области оказывают курсы по театральной деятельности. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей,

собственные высказывания активизируют словарный запас ребенка, улучшают звуковую культуру речи, интонационную систему.

В театральной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевой коммуникации.

Важными средствами звуковой выразительности речи являются тон, тембр, паузы, различные виды ударений. Необходимо научить детей правильно использовать интонацию, выстраивать интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Наряду с этим происходит формирование умения правильно использовать темп, объем произношения в зависимости от ситуации, чётко произносить звуки, слова, фразы, предложения.

Поэтому именно театральная деятельность позволяет решить многие педагогические задачи, связанные с формированием выразительности речи ребёнка, интеллектуальным и художественно-эстетическим воспитанием. Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации косвенно во имя того или иного персонажа. Это помогает преодолеть неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, занятия театром помогают полноценному развитию ребенка. Поэтому не случайно временные (приблизительные) требования к содержанию и методам работы в дошкольном учебном заведении был выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театральной деятельности», критерии которого подчёркивают, что педагог обязан: создавать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности (поощрение творчества, развитие способности свободно держаться в спектакле, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.

В театральной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного отношения. Большое значение театральной игры имеет для развития речи (совершенствование диалогов и монологов, овладение выразительностью речи). Наконец, театральная игра — это средство самовыражения и самореализации ребенка.

В старших группах для обучения детей способам речевого самовыражения используются более сложные упражнения. Например, можно предложить детям произносить с разной интонацией самые знакомые слова: «возьми», «принеси», «помоги», «доброе утро» и другие (приветливые, небрежные, просящие, требовательные и т. д.), или обратить внимание на то, как можно изменить смысл фразы, меняя логическое ударение (каждый раз на другое слово): «Подари мне куклу», «Мама пришла за мной» и т. д. Поэтому, прежде чем предлагать задание детям, нужно несколько раз потренироваться, чтобы они смогли повторить самостоятельно. Важность этой работы усиливается тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и средств его внешнего проявления выразительность речи невозможна.

Особое внимание детям следует уделять взаимосвязи между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (сила голоса, ритм, интонационные и логические акценты). Для этого можно использовать упражнение «говорящие образы» — рассказы о схематических образах, которые рисуются во время совместной дискуссии или при разговоре одного ребёнка, в то время как другие (3-5 человек) играют роли, используя невербальные средства выразительности. Большое значение имеют ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием словесных средств выразительности. В этом случае сама игра не является самоцелью. Работа строится по трехчастной структуре: разговор, исполнение отрывка, анализ выразительности, воспроизведения.

Важна роль театральной деятельности и в речевом развитии ребёнка. Исследование, проведенное Г. А. Волковой в логопедии ритмике, убедительно показало, что пьесы детской игры способствуют улучшению различных частей их речи, лексики, грамматической структуры, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи и т. д., и было отмечено, что интенсивное развитие речи служит именно театру, а также игровой деятельности, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или их собственные действия в зависимости от ролей, но и художественную и передача знаний о содержании, композиции, исполнении песен лиц персонажей, их инсценирование, приплясывания, напевании.

Можно утверждать, что театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный и видимый результат. Но не менее важно и то, что театральные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сочувствовать разыгрываемым событиям и тем самым формировать выразительную речь. Театральные игры детей способствуют активизации различных аспектов речи (словарь, грамматика, диалог, монолог, улучшение звуковой стороны речи).

Для развития интенсивной речи служит именно театр, а также игровая деятельность, включающая в себя не только само действие детей с куклами, персонажами или их собственные действия по ролям, но и художественно- речевую деятельность (выбор предметов, передача знаний о содержании, композиция, исполнение песен лиц персонажей, их постановка, напев и т. д.) (Е. П. Антипина).

В книге Г.А. Волковой «Логопедическая ритмика» определены требования к самостоятельной театральной деятельности детей от 5 до 6 лет:

«Уметь исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать с персонажами действия с применением разнообразных движений (поворот туловища, головы, движения рук); уметь согласовывать свои действия с действиями партнеров. Не заслонять их, выбирать целесообразные движения и действия, все время чувствовать с собой рядом партнеров, находить выразительные средства исполнения персонажа, стремиться оформить место действия персонажей некоторыми элементами декорации».

Поэтому именно театральная деятельность позволяет решить многие психолого-педагогические проблемы, связанные с формированием выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Содержание театральных курсов включает в себя:

  • просмотр кукольных спектаклей и разговоров о них
  • игры — драматизация
  • играть различные сказки и инсценировки
  • логоритмические упражнения для формирования выразительности исполнения (вербальные и невербальные)
  • упражнения по социально-эмоциональному развитию детей (Н. Ф. Сорокина). Совместно со сверстниками и взрослыми театральная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и познавательную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

  • игры в кукольный театр
  • игры-драматизации
  • игры-представления (спектакли).

Как утверждал Лев Семёнович Выготский: — «Драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями».

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение овладеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда же относятся игры со словом, развитие связной речи, творческое воображение, умение сочинять маленькие сказки и сказки, подбирать самые простые рифмы.

Таким образом, эти упражнения делятся на три вида:

  • дыхательные и артикуляционные
  • дикция и интонация
  • творческий (со словом).

Заниматься специальной профессиональной подготовкой с дошкольниками невозможно, так как у них пока недостаточная сформированность дыхательного и речевого аппарата. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети поняли: речь актёра должна быть яснее, звучнее и выразительнее, чем в жизни. В зависимости от задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звука.

В коррекционной работе с детьми всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Вот почему так важна роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Поэтический текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребёнка, способствует развитию его речевого аппарата. Стихами не только тренируют формирования чёткой и грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребёнка, делая увлекательными различные игры и задания. Дети особенно любят диалогические стихи. Выступая от имени определённого актёра, ребёнок легче раскрепощается, общается с партнёром. На следующем этапе из стихотворения можно создать целую мини — пьесу и сыграть её в виде этюдов. Кроме того, изучение поэзии развивает память и интеллект.

Образовательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии с помощью образов, красок, звуков, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Совершенствование речи также тесно связано с умственным развитием. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незримо активизируется словарный запас ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, интонационная система. Сыгранная роль, произнесённые реплики ставят малыша перед необходимостью выражаться чётко, понятно и ясно. Он улучшает диалогическую речь, ее грамматическую структуру.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Об этом в своей книге писал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов:

«В процессе этого сопереживания, создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Итак, театрализованная игра формирует выразительность речи, влияет на интеллектуальное и художественно-эстетическое воспитание. Развивает у детей умение понимать в человеке жесты, мимику, интонацию, в различных ситуациях ставить себя на его место.

Библиографический список:

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. -127стр.
  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 272 с.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь – Москва: АСТ, 2008. – 668 с
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 36 (157) выйдет
20 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год