Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Методическая разработка «Значение театральных занятий в рамках программы «Волшебный мир театра» в развитии воспитанников»
Театральные занятия
Автор: Сорокина Анастасия Александровна Щербакова Наталья Сергеевна Килина Ирина Юрьевна   
28.06.2020 23:05

Методическая разработка «Значение театральных занятий в рамках программы «Волшебный мир театра» в развитии воспитанников»Методическая разработка «Значение театральных занятий в рамках программы «Волшебный мир театра» в развитии воспитанников»

Детство – это «возраст игры», поэтому, играя с детьми, можно решать многие задачи в их воспитании и развитии. Наступил момент, когда и в детском доме должна появиться деятельность, которая способствовала бы сближению воспитанников, раскрытию их внутреннего мира, приближению к знанию через чувства и эмоции. Такой деятельностью является игровая методика театральной педагогики, которая способствует развитию психофизических процессов личности, помогает проникнуть во внутренний мир детей, способствует самовыражению, развивает способность мыслить и искусство жить. Развитие способности к творчеству должно стать основой современного образования, так как искусство будит мысль, развивает и воспитывает чувства. Добро породит добро, зло — зло, поэтому воспитанников необходимо приобщать к театральному искусству.

 

Скачать конспект

Самое важное в работе детского творческого коллектива это то, что стоит даже выше творческого процесса, как такового, – это взаимоотношения и атмосфера.

Один из результатов занятия театром: возникновение чувства уверенности в себе, ощущение и утверждения себя как личности, имеющей собственное мнение, раскованной, взрослой, отвечающей за себя и свои поступки, умеющей рассуждать и отстаивать свои убеждения. Ведь внешняя свобода – это отражение внутренней свободы. И именно уверенность даёт человеку внутреннюю свободу, которая базируется на знании какого-то конкретного дела. А ведь в театральном действии всё конкретно. Нельзя сыграть правдиво, если ты сам не понимаешь, что, зачем и почему происходит.

Одна из самых важных сторон занятий, что в процессе творческом заключён наиболее важный процесс – процесс непрерывного коллективного общения. На протяжении всего учебного процесса, начиная с простейших упражнений и этюдов, и потом, когда они становятся парными, увеличиваются по количеству участников до массовых зарисовок, ребята не должны руководствоваться при выборе партнёра для выполнения того или иного парного упражнения личными симпатиями и антипатиями. Чтобы они ближе узнавали не каких-то отдельных участников коллектива, а всех понемногу. Творческая работа всегда способствует сближению и тут важно, чтобы это сближение происходило равномерно, по принципу «всех со всеми». В общем, мы стараемся приучить их к мысли, что в нашем коллективе все свои, заинтересованные и необходимые друг другу люди, что наши отношения должны строиться на уважении и доверии друг к другу.

Ощущение единства, коллективизма, безусловно, приходит не сразу, а постепенно, изо дня в день, в учебно-творческом процессе. Возрастает оно, конечно же, когда ребята, получив азы театральной подготовки, приступают непосредственно к репетициям того или иного спектакля. Это всегда очень захватывающий момент. Происходит он на волне энтузиазма, интереса и азарта. Всё это – комплекс замечательных условий, которые создают благоприятную почву для ещё большего сближения воспитанников. Ведь спектакль – сложный механизм, состоящий из множества составляющих, и у каждого из наших подопечных в нём своё, чётко определённое место.

В спектакле нет «главных» и «неглавных» участников, что нельзя утверждать, будто исполнитель главной роли важнее для спектакля, чем тот, кто отвечает за музыкальную часть или техническое обеспечение. Тогда не возникнет проблемы в распределении ролей, которая могла бы породить обиду друг на друга, распри и мелкую зависть. Все чувствуют свою нужность, важность своего вклада в общее дело, потому что общее дело становится своим. Именно при таком отношении всех ребят к своему конкретному участку работы и может получиться спектакль.

Кстати, именно готовый к показу спектакль, а вернее сам этот показ на зрителя, зачастую проверяет, состоялся коллектив или нет. Ведь театр – живое искусство, творящееся прямо на глазах у публики. Нельзя остановить спектакль, если случился какой-то сбой, «отмотать» его назад, как кинопленку, и запустить потом заново. Любой сбой надо устранять по ходу спектакля, да так, чтобы зритель ничего не заметил. Вот тут-то и проверяется коллектив, способность всем вместе найти выход, находясь за кулисами, выручить партнёра, растерявшегося на сцене, исправить ошибки, допущенные по ходу действия. Чем дружнее коллектив, тем легче он преодолевает эти трудности.

Одним из средств объединения коллектива являются также «гастрольные» выходы. Те ребята, которые только начали свою творческую деятельность, всегда очень волнуются: как они сумеют отыграть спектакль на новой площадке? Ведь у каждой сцены свои особенности: размеры, акустика, освещение, возможность использования технических средств и т.д. Значит, по ходу придётся приспосабливаться, что-то переделывать, «подгонять», менять. Но, опять же, спектакль должен идти, как хорошо отлаженный механизм, и задача артистов заключается в том, чтобы зритель воспринял его так, будто он создавался специально для этой сцены. Гастрольные поездки зачастую выявляют ещё одну немаловажную сторону: степень самостоятельности студийцев и ответственности за свою индивидуальную работу.

К сожалению, в большинстве своём, наши воспитанники мало самостоятельны. И, зачастую, это мы, взрослые, сами виноваты в этом. Ведь порой мы пресекаем их полезную инициативу, боясь, что они «далеко зайдут», а заканчивается это тем, что в быту весьма своевольные, они в ответственный момент теряют контроль над собой.

Педагогу следует изначально «расставить все точки над «и»» и объяснить, что занятия без личного вклада, личной ответственности, личной заинтересованности каждого из них не только бессмысленны, но и невозможны.

Театральные занятия, кроме всего изложенного, дают детям ещё одну неоценимую возможность – возможность самовыражения, что в их возрасте является особенно важным, тем более, если они по тем или иным причинам не могут проявить себя ярко в чём-то другом, например, в учёбе. Так, в процессе работы над спектаклем, мы ни в коем случае не ставим перед ребятами требований, ведущих к лицедейству. Для их возраста это понятие несколько размыто и абстрактно. Наша практическая цель состоит в том, чтобы каждый из них в отдельности, ориентируясь на свои собственные мысли, чувства, на, пусть маленький, но свой собственный личный опыт, подходил к работе над ролью. В этом случае они чувствуют себя гораздо увереннее, самостоятельно совершают свой первый, пусть очень незрелый и наивный отбор актёрских приёмов и приспособлений, который в итоге выливается в правдивое существование на сцене. При этом они не испытывают неловкости и паники на сценической площадке, а чувствуют себя с каждым разом всё увереннее. С приходом уверенности они приходят к новому этапу своей деятельности, они учатся импровизировать, не забывая при этом задач, которые ставит педагог-психолог как режиссёр. Как известно, только раскованный, свободно чувствующий себя ребёнок, способен и мыслить свободно, а стало быть, сочинять, придумывать, фантазировать в работе над ролью. В этом случае работа над спектаклем выходит на новый качественный уровень. Обычный ребенок, подключая свою фантазию и воображение, становится соавтором спектакля. Так начинают работать механизмы сотворчества педагога и ребенка.

Конечно же, наравне с практическими театральными навыками, важно развивать и кругозор в области театрального искусства, ведь и теория, и история театра – это не только интересно, но и, несомненно, полезно, поскольку знания должны составлять прочный фундамент практическим навыкам в любой профессии, не исключая и актёрскую. Развитие должно быть всеобщим и гармоничным.

Театральные постановки ставят каждого человека в активную жизненную позицию, помогают увидеть своё место в игре, заставляют чувствовать ответственность, дети «отыгрывают» свои проблемы.

Анализ изучения трудов, идей по воспитанию средствами театрально-игровой деятельности К. С. Станиславского, В. А. Караковского, М. П. Щетининой, А. Никитиной, Ю. П. Аланского, авторских программ Г. Н. Коляев – «Театральное искусство»; А. П. Ершовой – «Театральные уроки»; позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности данной проблемы воспитания детей, проживающих в детских домах. Поэтому возникла необходимость в разработке программы: «Волшебный мир театра».

Данная программа поможет воспитанникам через целенаправленную творческую деятельность справиться с психологическими последствиями отрицательного жизненного опыта ребёнка, позволит реализовать свои, невостребованные ранее способности, чувствовать себя увереннее и в последствии более успешно адаптироваться в жизни.

Важным условием успешного поведения воспитанников является соответствующее развитие их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и взаимодействовать с окружающими; добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами и потребностями других и т.д. Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребенком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой – сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения.

Как ребенок может научиться положительным моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном подражая тому, что он видит вокруг. Поэтому театральная деятельность может стать эффективным средством в решении этих проблем. Театр позволит ранимым и неуверенным в себе детям стать смелее, решительнее, поможет занять более активную жизненную позицию, поспособствует успешному общению в жизни. Занятия театрализованной деятельностью не только вводят детей в мир прекрасного, но и пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

Программа составлена на основе методических рекомендаций Э. Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», О.И. Киселевой «Развитие творческих способностей детей средствами театрально-игровой деятельности», И.Г. Ситкиной и Н.В. Румянцевой «Исследование влияния театральной деятельности на развитие личности ребенка».

Предлагаемая программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные театрализованные занятия позволяют формировать партнерские отношения воспитанников.

Цель программы — социализация детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами театрально-игровой деятельности.

Задачи: научить владеть голосом, мимикой, жестами, телом для выражения чувств, эмоций, мировосприятия;

ознакомить с историей театра и театральными профессиями, развивать творческое воображение, наблюдательность, речевой слух, память, образное мышление; воспитывать умение критически оценивать как свою работу, так и работу своих товарищей;

Данная программа предусмотрена для среднего возраста, рассчитана на последовательное овладение умениями, навыками самосовершенствования и разработана на три года по темам:

  1. год — Театр и театральная игра.
  2. год — Выразительные средства театрального искусства.
  3. год — Основы актерского мастерства

Первый год работы предполагает знакомство с театром, воспитанники получают сведения о театре, знакомятся с театральным словарём, особое место занимают театральные игры, игры-тренинги на внимание, память, воображение, а также упражнения и разыгрывание диалогов, сценок.

Второй год работы предполагает переход от театральных игр к развивающим упражнениям на постановку дыхания, голоса, дикции. Предполагается использовать выразительные средства: — мимику, жесты, актерскую выразительность.

Третий год работы предполагает работу над собой, предложенной ролью, образом героя в литературно-художественных произведениях, спектаклях, инсценировках, импровизациях. Занятия лучше проводить в актовом зале со сценой или в свободном помещении, стулья следует располагать полукругом так, чтобы все воспитанники могли видеть друг друга.

Каждое занятие должно нести в себе новый элемент, упражнение, задание, игру.

Занятия проводятся два раза в неделю по 20 — 30минут.

Тематический план на три года

 

Тема

Количество часов

1.

Театр и театральная игра.

40

2.

Выразительные средства театрального искусства.

40

3.

Основы актёрского мастерства.

42

Формы организации театрализованной деятельности воспитанников.

Для качественного усвоения материала используются следующие формы:

игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера), инсценировки и драматизация, объяснение, рассказ и рассказ детей, чтение педагога, показ, личный пример, беседы , просмотр видеофильмов, разучивание произведений устного народного творчества, обсуждение, наблюдения.

Программа разделена на отдельные тематические части:

-         Ритмика

-         Артикуляционная гимнастика

-         Знакомство с видами театра

-         Беседы

-         Прослушивание и просматривание материала

-         Работа над этюдами

-         Пальчиковые игры

-         Игры - импровизации

-         Приемы вождения кукол

-         Работа над спектаклем

-         Изготовление реквизита, декораций

       Каждое занятие должно нести в себе какой-то новый элемент: упражнение, задание или игру. Заканчивается занятие всегда эмоционально-занимательными или подвижными играми.

Занятия включают задания:

  • Психокоррекционные игры.
  • Коммуникативные игры.
  • Игры и задания, направленные на развитие произвольности.
  • Игры, направленные на развитие воображения, внимания.
  • Игры на развитие выразительной и диалогической речи.
  • Пальчиковые игры.
  • Игры с элементами танцевальных движений.
  • Культура и техника речи.
  • Этюдная работа.
  • Артикуляционная гимнастика.

1 год – Театр и театральная игра

Тема

Теоретические занятия

Кол-во часов

Практические занятия

Кол-во часов

1. Первоначальные

представления о театре.

Знакомство с историей театра.

3

Знакомство с литературой о театре.

1

2. Занятие: «Театр уж полон…»

Знакомство с правилами этикета в театре.

1

   

3. Посещение театра

Обсуждение просмотра

1

   

4. Занятие: «За кулисами сцены».

Знакомство с профессиями театра

2

Выпуск альбома:

Все работы хороши…!

3

5. Просмотр спектакля.

 

2

   

6. Занятие: «Театральный лабиринт».

 

3

Работа с театральными словами в группах, объяснение слов, терминов

3

7. Занятие: Виды театральных жанров.

   

Определение, обсуждение темы, жанра, идеи.

2

8. Занятие: Таинственные превращения в театре.

Знакомство с разновидностями театров.

2

Знакомство с театральным словарём, терминами.

5

9. Театральные игры.

Знакомство с историей возникновения игры.

2

Игры на воображение,

общение, внимание, наблюдательность.

10

10. Итоговое занятие:

«Всё, что знаю о театре»

   

Показ театральных инсценировок, сценок, театральных игр.

2

2 год - Выразительные средства театрального искусства.

Тема

Теоретические занятия

Кол-во часов

Практические занятия

Кол-во часов

Общее кол-во часов.

1. Занятие: «Многообразие выразительных средств в театре».

Знакомство с выразительными средствами театра (драматургия, декорации, костюмы)

3

Изготовление необходимой декорации, костюмов для работы.

4

7

2. Занятие: «Искусство речи».

Сведения о речи в повседневной жизни, ее значимость.

2

Работа с четверостишьями, поговорками, стихотворными текстами.

2

4

3. Занятие: «Словесное действие как достижение цели».

   

Наблюдение за словесной выразительностью в просмотре спектаклей, сказок, видеофильмов, с последующим обсуждением.

5

5

4. Занятие: «Техника сценической речи».

Теоретические основы сценической речи (дыхание,

голос, дикция)

2

Упражнения на развитие и постановку дыхания: «Свечка», «Погреем ручки»,

2

4

     

Тренировочные упражнения на деление слов на слоги (работа со скороговорками)

3

3

     

Упражнения на тренировку гласных звуков в различных сочетаниях. Артикуляционные упражнения

Сценки- импровизации. Разыгрывание сатирических диалогов.

5

5

     

Работа с художественными произведениями, стихотворными текстами, этюдами используя жесты, мимику.

10

10

5. Итоговое занятие

   

Сюжетная игра: «Путешествие по стране Звука».

«Поэтические инсценировки».

Игры с элементами пантомимы

2

2

3 год - Основы актерского мастерства.

Тема

Теоретические занятия

Кол-во часов

Практические занятия

Кол-во часов

Общее кол-во часов.

1. Занятие: Теоретические основы актерского мастерства.

Театр как вид искусства.

Театральное искусство как одна из форм художественного отражения действительности.

Актёр – «царь сцены».

2

Просмотр слайд фильма «Театр Эллады»

Составление кроссворда , состоящих из вопросов по истории театра

Раскрытие замысла спектакля

Роль индивидуальности актёра.

3

5

2. Занятие: «Слово, как выразитель мысли, средство воздействия чувств и поступков».

Говорить – значит действовать.

1

Система упражнений для совершенствования актёрского мастерства.

Игры на актёрскую выразительность.

Тренинги на словесное действие, ситуации словесного воздействия.

5

6

3. Работа актёра над собой.

   

Упражнения на развитие внутреннего внимания, сосредоточение.

Упражнения на умение держать паузу.

 

6

4. Работа актера над ролью

Изучение роли.

Место роли в будущем спектакле.

Составление событийного ряда роли.

Разбор роли по действенным фактам.

3

 

7

10

5. Работа над спектаклем.

Изучение материалов, определение темы , идеи, жанра, стиля.

2

Поиск выразительных средств для передачи роли на сцене.

Показ одноактного спектакля перед зрителем.

5

7

6. Работа над литературно-художественным произведением.

Краткий разбор истории возникновения литературно-художественного произведения

Стихотворное произведение, особенность работы над ним.

Басня как вид произведения.

2

Показ литературно-художественного произведения.

Чтение стихотворных текстов

Исполнение художественной прозы.

Театрализация русско-народных сказок на новый лад.

4

6

7. Итоговое занятие.

   

«Парад образов» - исполнение положительных, отрицательных образов по предложенным произведениям.

2

2

Подводя итоги вышеизложенного, можно сделать следующие выводы о роли театрального занятия в воспитании детей-сирот.

–  занятия помогают воспитаннику обрести уверенность в себе, утвердиться как личность, которая имеет своё собственное мнение, умеет рассуждать и отстаивать его;

– в процессе занятия приобретаются навыки коллективного общения, которые будут необходимы детям в последующей взрослой жизни;

– занятия помогают ребятам воспитывать в себе чувство ответственности и самостоятельности;

– эти занятия дают возможность творческого самовыражения, реализации индивидуальных способностей каждого из воспитанников;

– занятия развивают разнообразные задатки и качества детей: внимание, быстроту реакции, находчивость, фантазию и воображение, пластику тела, речь;

– занятия театром приучают детей к дисциплине и самодисциплине;

– занятия театром формируют вкус, воспитывают чувство меры и способность к анализу полученного опыта, отличать истинное, нужное от пошлого и фальшивого, а также давать верную объективную оценку своим способностям, возможностям и своему труду;

– и, наконец, эти занятия расширяют кругозор, дают нашим детям дополнительные знания о жизни.

 

Список литературы

1. Алябьева, Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет [Текст]: игровые технологии / Е. А. Алябьева. – М., 2005.

2. Воспитание и развитие детей в детском доме [Текст] / под ред. И. П. Иванова. – М.: Трансервис, 1996. – 109 с.

3. Гегель, О. Н. Ширма поднимается выше [Текст] : из опыта работы театрального кружка / О. Н. Гегель. - М.: Молодая гвардия, 1964.

4. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка [Текст] / Н.Ф. Голованова. - СПб., 2004.

5. Ершова, А. П. Уроки театра [Текст] / А.П. Ершова. - М., 1984.

6. Жерицкая, И. Г. За порогом детского дома [Текст]: образ жизни выпускника / И. Г. Жерицкая. - М.: Дом, 1992. – 80 с.

7. Генов, Г. В. Театр для малышей [Текст] / Г. В. Генов. – М., 1968.

8. Киселева, О. И. Развитие творческих способностей детей средствами театрально-игровой деятельности [Текст]: методическое пособие / О. И. Киселева. – Томск, 2003.

9. Кох, И. Э. Основы сценического движения [Текст]: / И. Э. Кох. - Л.: Искусство, 1970.

10. Петрова, Т. И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду[Текст] : разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. – М., 2004.

11. Пиз, А. Язык жестов [Текст]: / А. Пиз. – Минск: Парадокс, 1995.

12. Самоукина, И. В. Игры, в которые играют [Текст]: психологический    

практикум / И. В. Самоукина . - Дубна, 1997.

13. Ситкина, И. Г. Исследование влияния театральной деятельности на развитие личности ребенка [Текст]: исследовательская работа / И. Г. Ситкина, Н. В. Румянцева. – Ярославль, 2005.

14. Станиславский, К. С. Моя жизнь в искусстве [Текст] / К. С. Станиславский. - М.: Искусство, 1954.

15. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / Э. Г. Чурилова. – М., 2004.

    

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 36 (157) выйдет
20 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год