Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей с общим недоразвитием речи.
Театральные занятия
Автор: Никишова Елена Ивановна   
26.11.2019 10:04

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей с общим недоразвитием речи.Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей с общим недоразвитием речи.

Никишова Елена Ивановна – воспитатель Детский сад № 69 ОАО «РЖД»

- Позвольте Вас спросить, как давно Вы были в театре? На этой неделе? В том году? Во время медового месяца или, может быть, только в детстве, когда заботливая мама сама брала Вас за руку и вела на детский утренник в ближайший театр (если он был в вашем населённом пункте)? К большому сожалению, таких заботливых мам не становится больше год от года (хотя бы потому, что работать им приходится всё интенсивнее), да и билеты в театр нынче “кусаются”. Поэтому не удивительно, что среди воспитанников логопедической группы старшего возраста, где я имею честь работать, на вопрос, заданный Вам в начале своего повествования, абсолютное большинство ответило отрицательно (т. е. совсем никогда!). Надо добавить, что эти дети родились и растут в большом городе, где в театрах, как Вы понимаете, нет недостачи.

 

Почему я говорю о театре? Потому что с тех пор наши дети “бывают в театре” как минимум три раза за год, приходя в гости друг к другу на спектакли. И потому, что я считаю использование театрализованной деятельности в детском саду и, особенно, в логопедических группах — оптимальным решением.

Этапы и направления работы.

Основными недостатками, мешающими обучению детей с ОНР, являются — плохая восприимчивость ко всему новому и недостаточная познавательная активность. Этим деткам тяжело целенаправленно заучивать и припоминать что-либо. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой интерес. А учитывая проявления эмоциональной сглаженности, интерес должен быть не затухающим, а растущим в геометрической прогрессии (что, кстати, в немалой степени зависит от личности педагога).

Итак, целью использования нами театрализованной деятельности на занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и повышение мотивации на устранение собственных речевых дефектов.

Вот лишь некоторые из задач, которые мы успешно можем решить в ходе работы над драматизацией:

  1. Пополнение и активизация словаря (за счёт слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков);
  2. Отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков;
  3. Закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;
  4. Совершенствование монологической и диалогической форм речи;
  5. Воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.

Для решения вышеназванных задач рекомендуется использовать различные виды театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное, спецификой детской театрализованной деятельности. В одних, дети играют спектакль сами, как артисты: каждый ребенок исполняет свою роль. В других, дети действуют, как в режиссерской игре: героев изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли, как настоящие артисты-кукловоды. Также проводятся спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками, в которых дети на фланелеграфе с помощью картинок показывают сказку, рассказ и др. Вершиной творчества (применимой только в подготовительных группах) являются мюзиклы по мотивам той или иной сказки.

Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. С чего же начать педагогу, решившему заняться вплотную театрализованной игрой с детьми, имеющими ОНР? Естественно, как и в настоящем театре, с выбора произведения. Это самый ответственный (т. к. от выбора произведения зависит успех постановки), но, в то же время, самый простой шаг — ведь существует Программа, где определён круг художественных произведений соответственно возрастной группе.

Этапы работы

(на примере сказки “Волк и семеро козлят”, старшая группа)

  1. Ознакомление с произведением, распределение ролей (учитывая возрастную категорию): для старших детей – обязательно, считаясь с личными пожеланиями.
  2. Обогащение словаря, по данной и смежным темам (- дикие и домашние животные и птицы, детёныши животных, время года, продукты питания, семья и т.д.)
  3. Разучивание текста, “подгонка” роли под определённого ребёнка (замена слов с учётом звукового наполнения, упрощение фраз). Это нельзя делать, когда читаем произведение целиком.
  4. Изготовление атрибутики (билеты, костюмы, афиша, декорации), по мере возможности самими детьми, с учётом возрастной группы, привлекая родителей.
  5. Подбор музыкального сопровождения, в старшем возрасте привлекаем детей, как к выбору музыкальных отрывков, так и к их исполнению (под бубен выходит петух, а под колокольчик — коза, обязательно обсуждаем звучание какого инструмента подходит тому или иному герою)
  6. Репетиции с задействием мимики, жестов, походки (сначала индивидуально, затем в малых группах, и только как заключительный момент — общая игра-драматизация)

Коррекционная работа

  • Артикуляционная гимнастика (напрямую связана с дикцией и легче всего воплощается в театральных формах: “ покажите, как волк скалит клыки”, “как дышит собачка, высунув широкий язычок”);
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (это наша “речь с движением”, совсем не простой вид заданий, особенно в младшем возрасте)
  • Коррекционно-развивающие игры на:
  • развитие памяти с расширением словарного запаса — “какая бывает коза…” (по кругу подобрать и запомнить определения); загадали загадки — припомнили отгадки, провели “ 4-й лишний” по отгадкам
  • слуховое восприятие — “узнай по описанию героя сказки”, “нарисуй по описанию”, “ здесь что-то не так”- небылицы
  • логическое мышление “что сначала, что потом” (коза или козлёнок)
  • ассоциативное мышление (подбор слов-ассоциаций с их дальнейшим воспроизведением в произвольном порядке; составление смысловых рядов “коза-козлёнок, петух — …”
  • грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование)
  • звуко-слоговую структуру (“прошагай, кто из героев быстрее доберётся до леса”)
  • воображение (в старшем возрасте фразеологизмы и пословицы; “ продолжи красиво …”, “капельки росы сверкают на солнце, как…”
  • развитие мелкой моторики (пальчиковые игры + театр теней)
  • лексику (за счёт смежных тем идёт обогащение и активизация словаря)
  • Упражнения для эмоционального развития детей + для развития мимики, жестов, с элементами пантомимы (т. е. психогимнастика на материале любой лексической темы: “ты – козлёнок, заблудившийся в лесу”, “ покажите, как будто снимаете горячую кастрюлю с молоком с огня, и обожглись”, “ разбили любимую чашку”… или “ лось, важно ходит по лесу; белочка грызёт орешки, медведь залез в дупло и его покусали пчёлы…”. Очень трудно научить наших детей передавать мимикой эмоции, которые они на самом деле не испытывают в данный момент — страх, боль, испуг, сострадание, гордость.
  • Театральные этюды (схожи с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединённых сюжетом –“ где мы были, мы не скажем, а что делали –покажем”)
  • Игры — драматизации (в них главное — свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе)

Как Вы, надеюсь, понимаете, вся эта кропотливая работа является “работой” только для нас – взрослых, а для детей это, прежде всего ИГРА. И если сначала она протекает организованно, направляется педагогами, то потом она, что называется “выходит из берегов” и становится самостоятельной деятельностью детей (роли разыгрываются прямо в кукольном уголке, песни из спектаклей поются и на прогулке и в спальне).

И, напоследок, хочется сказать, что мы — не боги, и дети наши очень индивидуальны и непросты. Но, может быть, когда-нибудь они станут настоящими артистами и народными любимцами, и с них будут брать пример, в том числе и в речи, а это будет, пусть маленькая, но и наша с вами заслуга.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год