Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации
Модуль комплексного мониторинга развития системы дошкольного образования

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Кукольный театр в системе дошкольного образования
Театральные занятия
Автор: Свищева Виктория Михайловна   
22.12.2018 19:35

Кукольный театр в системе дошкольного образованияКукольный театр в системе дошкольного образования

Автор:

Свищева Виктория Михайловна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 50 «Светофорик» город Невинномысск Ставропольского края

В соответствии с п. 1.2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» такой стандарт разработан с учетом соблюдения такого принципа как реализация образовательной программы дошкольного образования в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка [1].

 

Возникает вопрос о роли кукольного театра в развитии детей подготовительной группы дошкольной образовательной организации. Позволяет ли кукольный театр дошкольному педагогу (воспитателю) формировать необходимые умения, которые обозначены в стандарте как целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, прежде необходимо определиться с основными целями дошкольного образования, определенными в федеральном государственном образовательном стандарте (далее – стандарте), а также определить особенность восприятия детьми игрушек, которые играют роли в кукольном театре.

Одними из перечисленных в стандарте целевых ориентиров являются: проявление инициативы, самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, в иной деятельности; способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, обладание развитым воображением, в, первую очередь, через игру; возможность различать условную и реальную ситуации, умение подчиняться разным правилам поведения и социальным нормам; умение достаточно хорошо владеть устной речью, умение выражать свои мысли, чувства и желания и другие социальные ориентиры.

Определяя роль игрушек в жизни ребенка, можно отметить, что игрушка привычна ему знакома, она для него – бытовая вещь, то есть «игра игрушек в театре – естественное продолжение повседневной домашней игры ребенка» [2]. Таким образом, детям дошкольного возраста, в том числе, подготовительной группы, совершенно легко воспринимать спектакль в театре кукол.

Тем не менее, необходимо научить детей разграничивать реальность от игры, так как часто в кукольном театре осуществляется совместное творчество кукол и дошкольников, к которым куклы могут обращаться в процессе спектакля. Чтобы этого не допускать, необходимо каждому ребенку «примерить на себя» роль какого-либо персонажа кукольного театра. Дети, приводящие в движение свою куклу, играя ею, начинает понимать и осознавать, что перед ними игра.

Специфика работы дошкольных учреждений позволяет говорить об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии ребенка в дошкольном возрасте и превалирование учебной деятельности в педагогическом процессе. Это дает возможность утверждать, что использование кукольного театра в дошкольном образовании и воспитании весьма актуально на всех этапах образовательного и воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, особенно в группах детей старшего дошкольного возраста, так как это определяет их уровень готовности к школе. Тем более, что через театрализованную деятельность могут быть раскрыты потенциальные возможности ребенка, его скрытого таланта. Формируя содержание показываемого представления, воспитателю также необходимо учитывать особенности развития детей в группе, так как кукольный театр – один из способов переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций [3].

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что посредством использования в педагогической деятельность кукольного театра формируются духовно-нравственная, воспитательная функции, так кукольный театр – это вид воздействия, наиболее доступное и близкое детскому восприятию.

Так как спектакль посредством кукольной театрализации производит на детей сильное впечатление, педагогу, использующему кукольный театр как один из способов развития детей дошкольного возраста, необходимо корректно подходить к выбору выразительных средств, содержанию материала, так как воздействие на зрителя дошкольного возраста посредством кукольного театра значительно.

Литература:

  1. Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. № 265. 2013.
  2. Берман В.Л. Общекультурные функции театра кукол // Омский государственный технический университет. 2008. № 3 (78). С. 209-212.
  3. Сабодаш О.А. Использование кукольного театра в дошкольном образовании и воспитании // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. № 3. Т. 2. С. 125-128.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (118) выйдет
1 сентября 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год