Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Актуальность использования театрализованных игр как средств развития коммуникативных умений у детей.
Театральные занятия
Автор: Бражникова Линара Барыевна   
23.02.2016 10:04

Актуальность использования театрализованных игр как средств развития коммуникативных умений у детей.

Сегодня широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и усложняются задачи, стоящие перед педагогами.

В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года «Об утверждении и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» содержание образовательных областей «Речевое развитие» и «Социально- коммуникативное развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами общения, средствами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, а также стимулирование и реализацию творческой деятельности детей.

 

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей и коммуникативных умений.

Многие авторы (Сорокина Н.Ф., Менджерицкая Д.В., Ануфриева Г.В. и др.) утверждают, что сейчас в детских садах дети стали меньше играть, особенно в театрализованные игры. Игры сворачиваются и не достигают развитой формы, что отрицательно отражается на психическом и личностном развитии детей. Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к театрализованной игре, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представление о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе.

За последние годы, значительно возросло количество детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально-волевой сфере. В результате увеличилось число дошкольников с низким уровнем коммуникативного развития: недостаточной произвольностью поведения, эмоциональной неуравновешенностью, сложностью в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитой речью, не умеющих поддержать беседу, высказать свою точку зрения.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально – духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. В период адаптации ребёнка к школе у многих первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, у других суетливость, т. е. у детей отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.

Чтобы оградить детей от этих проблем, необходимо, начиная с дошкольного возраста проводить коллективные развивающие и специальные театрализованные игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбодрить зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Театрализованная деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные умения. Воздействие театрализованной игры на психическое развитие ребенка с недостаточным развитием речи основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте. Актуальность состоит в том, что театрализованная деятельность сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, развитие эмоционально-волевой сферы.

Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Тем самым, проблема развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста носит актуальный характер. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Таким образом, в последнее время возросла потребность к овладению способами общения в процессе обучения и воспитания, усилилась необходимость в освоении растущим человеком способов коммуникативного взаимодействия. Эта проблема явилась предметом изучения современных отечественных и зарубежных ученых: М.И. Лисиной, В.А Кан-Калика, Н.Д Никандрова, А.Б Добрович, Т.А. Репиной, Е.О Смирновой, Д. Уилкинза, Ф. Хопкинса и др.

Дети в дошкольном возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них преобладает потребность в общении, появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта и к решению коммуникативных задач. (Е. И. Негневицкая, З.Н. Никитенко, Е.А. Ленская, В.И. Верещагина и др.)

Театрализованная игра — сфера активного развития коммуникативных умений у детей, предоставляющая свободный выбор разнообразных общественнозначимых ролей и положений, обеспечивающая игровой деятельностью. Воспитательное значение театрализованной игры многообразно и позволяет решать разнообразные задачи, является проявлением социальной активности ребёнка.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволяет определить противоречия между существующим методическим обоснованием проблемы развития коммуникативных умений в условиях ДОУ, и отсутствием содержания направлений работы использования театрализованной игры в развитии коммуникативных умений у детей.

Перед нами стоит проблема о возможности использования театрализованных игр для эффективного развития коммуникативных умений в условиях ДОУ детей среднего дошкольного возраста.

Методологической основой исследования являются: подходы к определению общения как условию деятельности человека (А. А. Леонтьев), подходы к определению и сущности коммуникативных умений (А А. Кидрон), развитие коммуникативной функции речи у дошкольников (B. C. Мухина), теория влияния театрализованной игры на развитие коммуникативных умений у дошкольников (Н. А. Ветлугина, Д.В. Менджерицкая, Л.С. Фурмина).

Практическая значимость работы определяется возможностью применения полученных данных в работе педагогов с дошкольниками, направленных на развитие коммуникативных умений через театрализованную игру.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 20 (243) выйдет
22 мая 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год
Скачать Номер 17 (240) за 2022 год
Скачать Номер 16 (239) за 2022 год
Скачать Номер 15 (238) за 2022 год
Скачать Номер 14 (237) за 2022 год
Скачать Номер 13 (236) за 2022 год
Скачать Номер 12 (235) за 2022 год
Скачать Номер 11 (234) за 2022 год
Скачать Номер 10 (233) за 2022 год
Скачать Номер 9 (232) за 2022 год
Скачать Номер 8 (231) за 2022 год
Скачать Номер 7 (230) за 2022 год