Сказкатерапия, как один из методов развития творческих способностей посредством театральной деятельности |
Театральные занятия | |||
Автор: Сухорослова Анна Николаевна | |||
31.07.2015 16:01 | |||
Метод сказкотерапии имеет многовековую историю, но свое название получилсовсем недавно. Сказкотерапия– один из новых методов, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Он используется для развития творческой инициативы, для преодоления детских страхов, для снижения тревожности и агрессивности, для накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Актуальность использования сказкотерапии в том, что сказки — это естественная составляющая повседневной жизни детей.
Цель: Развитие творческих способностей посредством сказкатерапии. Задачи сказкотерапии: 1. Развивать речь детей с помощью:
Анализ сказок. 2. Выявить и поддержать творческие способности. 3. Снизить уровень тревожности и агрессивности. 4. Развить умение преодолевать трудности и страхи. 5. Формировать навыки конструктивного выражения эмоций. Сказка в нашей группе начинается с физкультминутки и волшебной каши на завтрак. Мы стараемся провести наш день в доброй сказочной обстановке. На занятия к нам приходят разные сказочные герои, которые нам рассказывают интересные истории о окружающем мире, играют с нами, читают сказки и учат нас быть добрыми. Слушая сказку, ребенок впитывает философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения. Причем, все процессы осмысления протекают на бессознательно – символическом уровне. А научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности. Виды сказок, которые применяются в сказкотерапии
Организация детской сказкотерапии
Сказкотерапия – прекрасный, увлекательный путь, который поможет решить нашим детям возрастные проблемы. Наблюдая за детьми в процессе игры, на занятиях, на прогулках, в свободной деятельности, можно заметить, что там, где не надо мобилизовать свое внимание, память т.е. на непроизвольном уровне, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев из сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль. Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество. Предметно-развивающая среда. Для достижения цели и для получения лучшего результата, очень важно- создать предметно- развивающую среду. Для этого в нашей группе были созданы различные уголки. Театральный уголок. Здесь подобран достаточно разнообразный материал по театральной тематике, что-то мы сделали сами, что-то приобрели, а что-то нам подарили родители. Дети очень любят перевоплощаться в сказочных героев, используя этот материал. С помощью кукольного, варежкового и настольного театра, дети показывают мини – спектакли, мини — сценки друг другу и малышам, с помощью масок инсценируют и драматизируют рус. нар. сказки «Репка», «Колобок», и т.д. Дети с большим удовольствием, эмоционально проигрывают свои роли. Так же детки используют в играх пальчиковый, магнитный и плоскостной театр, инсценируя сказки у детей, совершенствуется диалогическая речь, развивается умение внимательно следить за ходом действия. Развивается творческое мышление и воображение. У нас есть волшебный замок, где живут добрые герои. Ковр- самолёт на котором мы путешествуем по сказкам. Детям очень нравится фантазировать и придумывать сюжеты нашей сказочной игры. В нашем театральном уголке есть плюшевые герои- игрушки. Детям их всегда можно потрогать руками, прижать к себе и поговорить с ними. Есть у нас и уголок творчества- для свободного рисования, где находятся цветные карандаши, альбомные листы и раскраски с картинками из сказок. Уголок ряжения. Наряжаться у нас любят и девочки, и мальчики. Здесь у нас есть костюмы для театральных постановок, а также нарядные юбочки, и сарафаны, разные накидки и шляпки, в которые дети наряжаются и устраивают показ мод. Книжный уголок. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу. Он может внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к понравившимся ему эпизодам. Так же у нас имеется картотека различных игр и театральных постановок, которая постоянно пополняется и очень помогает нам в развитии творческих способностей наших детей. В ближайшее время я планирую познакомить детей с театром теней, который мы будем делать своими руками. Уверена, что этот вид театра также заинтересует и увлечёт детей, как и другие виды театра которые мы уже знаем. Работа по методу сказкатерапии даёт положительные результаты:
Использование разнообразных форм дает воспитателю и детям возможность проявить творчество, индивидуальность. А благодаря сказочным героям делает путешествие в мир сказок, рассказов и стихов – интересным и увлекательным. Ведь очень важно научить детей видеть необычное в обычном. А благодаря применению на занятиях различных современных технологий, позволяют воспитателю наиболее полно активировать ресурсные возможности ребенка.
|