Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие коммуникативных умений у дошкольников через организацию театрализованной деятельности»
Театральные занятия
Автор: Пронина Альбина Альбертовна   
04.08.2015 20:28

«Развитие коммуникативных умений у дошкольников через организацию театрализованной деятельности»«Развитие коммуникативных умений у дошкольников через организацию театрализованной деятельности»

Пронина Альбина Альбертовна Воспитатель МДОАУ «Детский сад № 20» Тюменская область Город Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Ключевые слова: развитие коммуникативных умений, театрализованная деятельность, общение, взаимодействие.

На сегодняшний день наиболее актуально развитие коммуникативной компетентности – это главный показатель развитие личностных качеств дошкольника. Коммуникативная компетентность включает в себя совокупность умений, определяющих желание воспитанника вступать в контакт с окружающими; умение организовать общение; умение общаться при помощи невербальных средств (мимики, жестов); проявлять доброжелательность к партёрам по общению; умение общаться для планирования совместных действий (1, с.3).

 

В настоящее время очень остро стоит проблема развития коммуникативных умений у детей, так как насколько легко будет уметь общаться ребёнок с окружающими его людьми зависит темп его развития, его самоощущения, отношение к другим людям (2, с.20).

Для того чтобы развивать у детей коммуникативные умения необходимо создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность, которая даёт возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребёнку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.

В процессе театрализованной деятельности и подготовке к ней

между детьми складываются отношения сотрудничества, стремление к общению со сверстниками, что способствует развитию коммуникативных умений (3, с. 29).

Объект исследования: процесс развития коммуникативных умений средствами театрализованной деятельности.

Предмет исследования: виды, формы организации театрализованной деятельности, обеспечивающие развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

При проведении исследования мы исходили из гипотезы, согласно которой развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста будет осуществляться успешнее, если:

  • будет создана предметно-развивающая среда, побуждающая формированию у дошкольников коммуникативных умений
  • различные виды театрализованной деятельности будут планироваться регулярно и систематически
  • будут учитываться индивидуальные особенности детей, обладающих разным уровнем коммуникативных умений
  • будет организовано взаимодействие с семьей по проблеме организации театрализованной деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений.

Необходимое условие успешной работы с детьми – это создание игровой среды для театрализованной деятельности, поэтому был оборудован театральный уголок для различных игровых позиций. Разработано тематическое планирование, которое включает в себя 6 основных блоков: основы театральной культуры; основы актёрского мастерства, основы кукольного театра; основные принципы драматизации; игры-спектакли; театрализованные представления. (4, с.5). Приёмы педагогического руководства театрализованными играми мы использовали рекомендации М.Д. Маханёвой. (5, с.11). На первом этапе знакомили детей с текстом произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекала их в несложный анализ содержания, что помогало детей подводить к осознанию мотивов, поступков персонажей.

На втором этапе целью являлось развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствовали этюды упражнения, игры.

В процессе разучивания ролей маленькие «артисты» проигрывали сказку, используя теневой, кукольный, пальчиковый или настольный театр. На заключительном этапе театральное представление: постановка спектаклей, кукольных театров для родителей, для педагогов, а частыми нашими зрителями являются воспитание младших групп.

В основу реализации данной работы был положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Непринужденная форма общения через театрализованную деятельность оказалась наиболее результативной, в общении дети стали раскрепощенее, увереннее, не бояться ошибок, свободно высказываются.

В своей работе мы планировали мероприятия с родителями, привлекая к организации развивающего общения в семье, через различные виды совместной деятельности с детьми.

Определились качественные изменения в развитие коммуникативных умений у воспитанников. На сегодняшний день интерес детей к театральному творчеству значительно повысился. Об этом можно судить по тому, как воспитанники с удовольствием разыгрывают знакомые произведения с помощью разных видов театра, в которых присутствуют ролевые диалоги, используют в передаче образа выразительные средства.

Проделанный анализ позволил мне сделать вывод, что в процессе организации театрализованной деятельности и подготовке к ней — между воспитанниками складывались отношения сотрудничества, они стремились к общению со сверстниками, дети по-настоящему чувствовали себя равными, свободными, раскованными, что способствовала развитию коммуникативных умений.

Библиографический список

  1. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. — Издательство: Книголюб, 2006 – 36 с.
  2. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 256 с.
  3. Артемьева Л.В. Театрализованные игры для школьников. – М.: 1991. – 302 с.
  4. Щеткин А.В. Организация театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. — Издательство: Абакан, 2004 -184 с.
  5. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2003-128 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год