Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья для дошкольников. Театрализованные игры в детском саду.
Театральные занятия
Автор: Носкова Галина Ивановна   
23.06.2015 13:37

Статья для дошкольников. Театрализованные игры в детском саду.Статья для дошкольников. Театрализованные игры в детском саду.

Театрализованная деятельность в детском саду – это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

 

В нашем детском саду № 88 города Сыктывкара, с напарницей работаем во второй младшей группе, и мы изначально решили, что будем вводить во все виды деятельности, театр. И вот уже с первой младшей группы вместе с детьми играем, используя маски, пальчиковый театр, настольный театр, фланелеграф. Детям очень нравится, когда читая сказку, не просто показываешь картинки, а представляешь всю сказку на фланелеграфе. Наглядность сосредотачивает внимание, развивает зрительную память, логическое мышление.

Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но театральная деятельность стоит в этом ряду “на особинку”. Это тот вид деятельности, где игра воспитание и обучение неразрывно связаны. Театр позволяет строить взаимодействие и общение его участников с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. И в то же время дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая подчас характеры и поступки осуждаемые всеми: жадность, хитрость, леность и пр.

Выступления на сцене, перед аудиторией позволяют свободно держаться в повседневной жизни. Театр в нашей группе начинался уже в ясельном возрасте. В группе для малышей нашими руками оборудован мини-театр, подобраны различные виды театров: рукавички, кукольный, би-ба-бо, театр игрушек, фланелеграф, а также различные маски. Двухлетние малыши надевали на ручку рукавичку с изображением мордочки кошки, собачки или козленка и подражали их голосам, движениям. На физкультурных занятиях учатся “прыгать как зайчики”, красться “как кошка за мышкой”. Прочитанные стихи Агнии Барто превращаются в игры-драматизации, где все дети — актеры. Представьте, как трудно двухлетнему малышу изобразить бычка, который идет по доске, а она “качается”. И малыши старательно “боятся”: поджимают ручки, закрывают “от страха” глаза. Очень хорошо помогала инсценировка в режимных моментах. Дети, расставаясь с мамой, очень стревоженные, плачут, но увидя у воспитателя на руках веселого, приветливого «зайчика», сразу же все внимание подает на него и малыш успокаивается.

Со второй младшей группы начали применять приемы театральной деятельности на всех занятиях: сюрпризный момент (приходит сказочный персонаж и что то приносит.), на лепку «забежала» Таня, упал в речку мячик, как помочь ей? В группе оборудован уголок ряжания: различные головные уборы, юбки, фартуки, халаты, Дети с удовольствием разыгрывают небольшие этюды, сценки из знакомых сказок, изображают своих мам, пап, героев из мультфильмов, сказок.

Мы также привлекаем и родителей к активному участию в театрализованных занятиях. В любом случае союз педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. В нашей группе сложилась традиция – устраивать театральный показ для родителей на каждый праздник, на каждое родительское собрание. Родителям очень нравится, видят своих детей в другом образе, в другом характере. Они довольны, видя наш результат работы с детьми. Вот такие показательные выступления детей сильно сближает педагога с родителями, что немало важно в нашей работе. Родителей мы не только привлекаем к просмотру, но и к участию в изготовлению костюмов. Они шьют для своих детей не только костюмы, но и делают маски, атрибуты, декорации к сказкам. Мы очень благодарны своим родителям за помощь и понимание. У нас есть задумка,, со средней группы, на будущий год, привлекать родителей к участию вместе с детьми в постановках сказок. Но и не только, а ставить небольшие произведения для детей.

Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни ДОУ, которому присущи зарегламентированность и искусственная изоляция детей разного возраста от взрослых. Кроме того, в такой совместной деятельности можно лучше узнать детей, особенности их характера, темперамента, мечты, желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Выбор спектакля — серьезная задача. Конечно, в младшем дошкольном возрасте сказку, стихотворение или какой то этюд выбирает воспитатель, но уже хорошо известные сказки, дети сами выбирают и играют в самостоятельной, творческой деятельности. Педагог прежде всего выбирает для малышей произведения с несложным и многоролевым сюжетом, где присуще элементарные действия и краткость фраз. Ели дети испытают какую либо сложность, то пропадет интерес и ничего не получится. А с детьми старшего возраста можно и нужно выбирать вместе произведения, причем и обсуждать выбор ролей. Мы делаем так, чтобы ни один ребенок не остался в стороне от решения этой проблемы. Дети обсуждают количество ролей, назначают актеров, продумывают декорации, озвучивание. Здесь они учатся решать вопросы на основе диалога и демократического общения. Учатся правильно оценивать свои возможности, возможности товарищей, удовлетворяют потребности в личностном общении со взрослыми: музыкальным руководителем, воспитателем. Педагоги стараются сделать это так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя нужным и значительным в этой работе. Воспитатели испытывают определенные трудности при организации театрализованной деятельности, в частности постановки спектакля, так как приходится заниматься индивидуально с каждым ребенком, продумывать режим детской деятельности, подбирать для каждого оптимальный вариант сложности.

Однако наш опыт свидетельствует, что занятия театром дают большой эффект в развитии интеллекта, в воспитании выдержки, внимания, памяти, чувства ответственности. Соблюдение принципа добровольного участия в спектакле позволяет стимулировать активность каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, потому что, если предлагаемое не нравится ребенку, не соответствует его внутренним возможностям, он имеет право не участвовать в самом спектакле. Но он не остается в стороне: постановка спектакля — дело многогранное. Для каждого найдется работа.

Включить малышей в театральную деятельность несложно. Дети очень любят наряжаться, изображать каких-то героев. Любая сюжетно-ролевая игра — это, по сути, спектакль, просто он проходит обыденно, не на показ, не для зрителей. Мы заметили, что любая задача любого занятия решается детьми легче, проще и быстрее, если они ее обыгрывают. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником для нас при подготовке и проведении занятий.

Мы также используем прием олицетворения геометрических фигур, форм., которые приходят из страны Геометрии. Благодаря необычному сказочному сюжету, занятия позволяют заинтересовать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них, заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий. Кроме того, они реально видят, для чего нужно выполнить это задание и каков будет результат (например: подобрать ключик правильной формы, чтобы открыть сундук и выручить белочку.). Это помогает детям лучше понять, как можно использовать математические знания в жизни.

В ходе работы над спектаклями создаются условия для речевого развития детей. В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие “выразительность речи” имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлению перед аудиторией. В нашей группе в этой работе огромную помощь оказывают театрализованные занятия. Они всегда радуют детей и пользуются у детей неизменной любовью. Если же еще в начале года больше половины детей стеснялись выходить рассказывать стихи даже перед своими товарищами в группе, то в конце года наши детки показывали уже несколько раз инсценировку сказок всему садику в музыкальном зале. Им аплодируют, и это нравится. С нашими детками ездили выступать на городские выступления: «Волшебный мир К. И. Чуковского».

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и д.р.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет воспитателям через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и не в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.

Мы также привлекаем и родителей к активному участию в театрализованных занятиях в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае союз педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Подготовку спектакля мы обычно строим по следующей примерной схеме:

  • мы вместе читаем сказку, обсуждаем его, выбираем, кто кем хотел бы быть, какой тот или иной герой: плохой, хороший.
  • рисуем персонажей (воспитатель) лепим сказку (с учетом возраста), как бы моделируя спектакль в пластилине.
  • слушаем музыку и вместе выбираем определенные фрагменты для разных сцен спектакля (фонограмму предоставляет педагог сам), при необходимости подбираем шумовые инструменты;
  • по возможности создаем необходимые костюмы или элементы костюмов, делаем декорации, украшаем помещение, где будет наше действие, готовим подарки гостям;
  • репетируем, играем, стараясь вслушиваться в музыку, которая создает настрой, помогает лучше передать образ героя и создает необходимую атмосферу.

В своей работе мы учитываем то, что дети могут захотеть меняться ролями, и эту возможность им предоставляем. Для этого мы показываем спектакль сначала с одним составом, а затем с другим. Если никто из детей не хочет исполнять роль отрицательного персонажа, то мы заменяем его куклой. Используем и такую форму спектакля, когда дети не говорят, а только действуют, показывают то, о чем рассказывает взрослый рассказчик.

Во время спектакля мы разыгрываем настоящую праздничную театральную атмосферу – раздаем билеты, разносим на подносах угощение гостям, при этом звучит музыка, царит праздник.

Театральная деятельность позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Дети не зажаты, выразительно и эмоционально читают стихи.

Литература

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991.
  2. Кобалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: АО-Аспект пресс, 1993.
  3. Ушакова О.С., Струнина Е.М., Максаков А.И. и д.р. Занятия по развитию речи.
  4. М.: Совершенство, 2001.
  5. Ушакова О.С и д.р. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. М.: ИПТ, 2001.
  6. Ушакова О.С., Гаврин Н.В. Знакомим дошкольников с художественной литературой. М.: Т. Ц. Сфера, 2002.
  7. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий). М.: Т.Ц. Сфера, 2001, 2002.
  8. Эмоциональное развитие дошкольника. М.: Просвещение, 1985.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год