Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством проведения проекта «Мой любимый город Обнинск»
Патриотизм детям
Автор: Васильева Наталия Владимировна   
02.09.2021 14:30

Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством проведения проекта «Мой любимый город Обнинск»Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством проведения проекта «Мой любимый город Обнинск»

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – это одна из самых актуальных задач дошкольного образования на современном этапе развития науки. Патриотическое воспитание предполагает воспитание у детей дошкольного возраста любви к своим близким, к детскому саду, родному городу, родной стране, в целом. Поскольку именно в дошкольном возрасте у ребенка формируются основные качества личности, весьма важно наполнить восприимчивую душу ребенка высокими человеческими ценностями, зародить интерес к истории России и родного города.

Среди многообразия видов деятельности детей дошкольного возраста в последние годы все большую популярность приобретает проектная деятельность. Востребованность проектной деятельности обусловлена рядом факторов, например, возможностью самостоятельной исследовательской деятельности дошкольников, выработкой навыков и умений, которые будут полезны в дальнейшем процессе обучения и профессиональной деятельности, углубленное и всестороннее изучение какой-либо проблемы – темы проектной деятельности.

 

Проектная деятельность в различных источниках имеет разное толкование. Так, например, Е.А. Митрофанова определяет ее как продукт педагогической деятельности, предполагающий получение некого результата решения обозначенной проблемы [4].

В педагогическом словаре под педагогическим проектом понимается цикл продуктивной педагогической деятельности, в основе которого лежит педагогическое проектирование [3].

Основными этапами являются: осознание проблем, выдвижение целей проектной деятельности, прогнозирование будущих результатов, определение средств и путей его достижения, рефлексия собственной деятельности школьников.

Успешность выполнения проектной деятельности зависит от того, какая проблема стоит перед дошкольником. Она должна иметь личностно значимый характер, способствовать мотивации искать пути ее решения. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель, а вот пути ее достижения у каждого участника проектной деятельности могут быть свои. Соответственно, в процессе патриотического воспитания детей дошкольного возраста проектная деятельность является действенным инструментом.

По количеству участников проектная деятельность может быть групповой и персональной. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства и направлены на достижение автором проекта определенных целей [4].

Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности обучающихся: практико-ориентированный проект; исследовательский проект; информационный проект; творческий проект; ролевой проект; телекоммуникационный проект [1].

По продолжительности различают:

  1. мини-проекты – укладываются в рамки одного занятия или даже его часть;
  2. краткосрочные– на 4-6 занятий;
  3. недельные, требующие 30-40 часов;
  4. долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

С целью целенаправленного воспитания патриотических чувств у дошкольников нами был спланирован и реализован проект «Мой любимый город Обнинск».

Целью проекта было создание условий для развития у детей патриотических чувств, для повышения уровня вовлеченности и участия родителей воспитанников в жизни группы.

Задачи проекта:

  • систематизировать знания детей о родном городе, его достопримечательностях;
  • развивать патриотические чувства у детей, интерес к истории родного города;
  • расширять кругозор детей в сфере архитектуры города;
  • вызвать интерес улучшить зоны отдыха города;
  • воспитывать чувство любви и уважения к своему городу

Изначально на этапе планирования проектной деятельности было решено, что проект будет краткосрочный, по виду – познавательно-творческий.

Предполагаемый результат проектной деятельности:

  • обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях;
  • повышение компетентности воспитателей и родителей по представленной теме;
  • участие семей воспитанников в данном проекте;
  • создание макета-инсталляции по улучшению одной из главной улицы города.

В проектной деятельности приняли участие воспитанники старшей группы, их родители и воспитатель-руководитель изостудии «Маленькие дизайнеры».

При проведении проекта нами была выдвинута следующая гипотеза: если у детей дошкольного возраста развивать интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего, способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины, то можно воспитать нравственно-патриотические качества личности у детей.

При постановке гипотезы мы исходили из проблемы: чтобы воспитать дошкольников-патриотов, необходимо знать свой город.

В ходе проектной деятельности был реализован ряд разнообразных мероприятий: познавательных, продуктивных, изобразительных. Так, первоначально была проведена викторина для детей и родителей на тему «Узнай город по иллюстрациям». В ходе викторины воспитанники старшей группы совместно с их родителями рассматривали подготовленные фотографии города Обнинска, находили и называли знакомые памятники, площади и другие примечательные места.

В ходе проведения викторины мы отметили, что дети, в отличии от их родителей, не так хорошо знают родной город. Именно исходя из этого следующим этапом проектной деятельности стал просмотр видеосюжета о городе «Назад в прошлое», в ходе которого дети узнали наиболее важные и интересные факты о развитии Обнинска. А после просмотра видео со старшими дошкольниками провели беседу «А ты хочешь изменить свой город к лучшему?». Дети были активны, все высказывали предположения, как изменить город.

Наиболее эмоционально насыщенным и результативным мероприятием в ходе проекта стала экскурсия с детьми на одну из главных улиц города – Треугольную площадь. Дошкольникам рассказали о нее истории, тех объектах, которые расположены на площади, были сделаны фотографии на память.

Но наиболее важным моментом экскурсии стала зарисовка плана «Треугольной площади» на местности. Воспитанники старшей группы детского сада почувствовали себя настоящими художниками, когда стояли с планшетниками в руках и изображали на листах план площади. Таким образом дети не только узнали об одной из главных площадей города, но и эмоционально прочувствовали данный городской объект, что, безусловно, отразилось на воспитании у них патриотических чувств.

На следующем этапе проекта прошла другая экскурсия – на этот раз в городской музей. Экскурсия была тематической – «Макет одной из достопримечательности города». Целью экскурсии было показать старшим дошкольникам, что такое макет на примере музейной экспозиции. Сочетание словесных методов обучения с рассматриванием настоящих музейных макетов позволило развивать у детей познавательную активность, а также интерес и любовь к родному городу.

Дальнейшая проектная деятельность носила более продуктивный и творческий характер. Детей старшей группы познакомили с эскизом-идеей по улучшению городской Треугольной площади, точнее, части площади с зоной отдыха. По предложению дошкольников было решено создать такую зону отдыха, в которой горожанам было бы комфортно отдыхать, в том числе установить фонтаны и навесы от солнца.

Рассмотрев на эскизе, как будет выглядеть предложенная детьми зона отдыха, они задавали различные вопросы, высказывали интерес к будущей деятельности. Соответственно, далее проект продолжился непосредственно созданием макета-инсталляции зоны отдыха для Треугольной площади «Сделай город лучше!».

На подставке из пенопласта дети коллективно размещали макеты фонтанов, скамейки для отдыха с навесами от солнца. Каждый ребенок обязательно приложил руку к созданию макета: размещал или приклеивал фигурки, помогал их выравнивать.

На завершающем этапе макет-эскиз был презентован детьми старшей группы перед родителями, они рассказали, что делали, где были, а также показывали, что на макете сделали именно они.

При подведении итогов проекта «Мой любимый город Обнинск» была доказана актуальность выбранной темы. Таким образом, успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит от родителей, от семьи, от атмосферы, которая царит дома и в детском саду.

Не следует ждать от детей сиюминутного проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству, к своей малой родине. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей малой родине, как источнику патриотического начала.

Список используемой литературы

  1. Колесникова И.А, Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007. – 288 с.
  2. Митрофанова Е.А. Подготовка студентов к проектной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Саратов, 2005. – 24 с.
  3. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год