Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД по развитию познавательной активности в процессе экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста «Вода. Свойства воды»
Познание
Автор: Буташева Анна Владимировна   
14.10.2021 09:53

Конспект НОД по развитию познавательной активности в процессе экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста «Вода. Свойства воды»Конспект НОД по развитию познавательной активности в процессе экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста «Вода. Свойства воды»

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад села Птичник»

Выполнил воспитатель: Буташева Анна Владимировна 2021 г С. Птичник

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, экспериментальная.

Цель:

  • Познакомить детей с основными свойствами воды.
  • Закрепить знания детей о воде и о том, как человек использует ее
  • учить проводить исследования.
  • Развивать наблюдательность
  • Развивать речь: ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
  • Воспитывать бережное отношение к воде

Задачи:

  • Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о воде; её свойствах;
  • Развивающие: Развивать навыки проведения лабораторных опытов, способствовать развитию речи, мышления, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
  • Воспитательные: Создать условия для воспитания бережного отношения к воде, отстаивать собственное мнение и доказывать свою правоту.
  • Предварительная работа: Отгадывание загадок, рассматривание глобуса и карты мира. Беседа с детьми, о роли воды в жизни человека;

Материал и оборудование: проектор, ноутбук, картинки грустной и веселой капельки, облако, стаканчики с водой на каждого ребенка, стаканчики с соком на каждого ребенка, стаканчики с молоком на каждого ребенка, кубик сахара по количеству детей, пищевые красители (баночки по количеству детей), камешки по количеству детей, тарелки, салфетки, ложки,

Ход занятия:

I Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте дети! Сегодня у нас необычное занятие к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

1. Привлечение внимания.

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

Воспитатель: Ребята, когда я шла в детский сад, то встретила Капельку. Она упала к нам на землю с облака, на котором играла. Поэтому она очень грустная, и она попросила нас помочь ей вернуться домой, на своё облако, ну для этого нам нужно выполнить задание которые приготовила капелька. Поможем Капельки?

Дети: Да

Воспитатель: а кто мне скажет из чего состоит капелька?

Дети: Из воды

Воспитатель: правильно ребята.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, как называется процесс движения воды в природе?

Дети: круговорот воды в природе.

Воспитатель: Я предлагаю, прежде чем мы поможем капельки вернуться на облако посмотреть мультик, в котором нам расскажут подробнее, что же такое круговорот воды в природе.

Просмотр мультфильма «Круговорот воды в природе»

Воспитатель: Итак, дети, о чем был мультфильм?

Дети: О круговороте воды в природе

Воспитатель: О чем вы узнали из него?

Дети: О том, что вода перемещается

Воспитатель: А, помните, мы с вами говорили, что почти 3/4 поверхности нашей планеты занимает вода, и только 1/4 части это суша. Недаром нашу планету называют голубой. Давайте вспомним, где встречается вода.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Волшебный мяч»

Воспитатель задает вопрос и бросает мяч одному из детей. Тот ловит,

отвечает на вопрос и возвращает мяч воспитателю. Правило, которое

должно соблюдаться: никто никому не подсказывает, никто не

выкрикивает, только воспитатель может помочь ребенку, у которого мяч

в руках.

- Вода, какая бывает? (холодная, горячая, газированная)

- Где встречается вода? (реки, моря, океан, пруд, лужа и т.д.)

- Можно ли пить морскую воду? (нет)

- Почему? (потому что она соленная)

- Какую воду можно пить (пресную, очищенную)

Воспитатель: Молодцы ребята!

Воспитатель: а для того чтобы помочь Капельки вернуться домой, нам с вами нужно узнать её свойства. А для этого мы с вами превратимся в ученых и переместимся в лабораторию, скажите, что делают в лаборатории?

Дети: проводят опыты.

Воспитатель: а теперь ребята нам пора отправляться, закройте глаза и произнесите волшебные слова (воспитатель произносит слова): «Раз, два, три, вокруг себя обернись и в лаборатории очутись».

II Основная часть

Воспитатель: Прежде всего, я хочу вас познакомить с правилами поведения в лаборатории:

  • без разрешения ничего не трогать
  • слушать очень внимательно и выполнять то, что говорю я

-не перебивать друг друга.

Воспитатель: Ребята, когда ваша мама, что-то готовит вы слышите приятный запах?

Дети: Да

Воспитатель: а есть ли запах у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведем опыт. Проходите к столам.

Опыт №1

Вода не имеет запаха

Воспитатель: У вас на столах стоят два стакана один с водой, другой с какой-то жидкостью. Возьмите стакан. Понюхайте. Что это такое?

Дети: Сок

Воспитатель: Какой сок?

Дети: Яблочный

Воспитатель: Как вы догадались, что это сок яблочный.

Дети: пахнет яблоком.

Воспитатель: а теперь возьмите стакан с водой. Понюхайте, чем пахнет?

Дети: ничем

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?

Дети: вода не имеет запаха.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт № 2

Вода не имеет вкуса

Воспитатель: Ребята, а какой на вкус лимон?

Дети: кислый

Воспитатель: а конфета?

Дети: сладкая

Воспитатель: Интересно, а есть ли вкус у воды? Возьмите стакан с яблочным соком. Попробуйте сок. Какой вкус у яблочного сока?

Дети: яблочный

Воспитатель: а сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте. Какая она? Сладкая? Кислая? Соленая? Или без вкуса

Дети: Без вкуса.

Воспитатель: Так есть ли вкус у воды?

Дети: нет

Вывод: У воды нет вкуса.

Воспитатель: Вы правы ребята. У воды нет вкуса. Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет и говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле вкуса не ощущает.

Воспитатель: Посмотрите у вас на столах стоит сахар высыпаем в свои стаканчики с водой. Вода поменяла цвет?

Дети: нет.

Воспитатель: а теперь попробуйте на вкус. Какая на вкус вода у тебя Рома Дети: сладкая вариант ответа. Спросить каждого. Почему?

Воспитатель: Как вы думаете, от чего зависит вкус воды?

Дети: от вещества, с которым он взаимодействует.

Вывод — Вода не имеет вкуса, вода растворяет некоторые вещества.

Воспитатель: значит, вода является растворителем веществ. Каких к примеру?

Дети: Сахар, соль, кофе, лимон.

Опыт № 3

Вода не имеет цвета

Воспитатель: Посмотрите, дети на воду у нее есть цвет?

Дети — нет.

Воспитатель: То есть она прозрачная?

Дети: Да.

Воспитатель: Возьмем 2 стакана: с водой и молоком. Положим камешки. Что замечаем?

Дети: в воде камешки видны, а в молоке нет. Значит вода – прозрачная

жидкость, и не имеет цвета.

Воспитатель: Но прозрачную воду можно легко сделать непрозрачной. Для этого возьмем краситель, и добавим в стакан с прозрачной водой с камушками добавим краситель, что, мы видим?

Дети: что вода поменяла цвет.

Вывод: вода не имеет цвета, но при взаимодействии с другими веществами может окрашиваться.

Воспитатель: Прежде чем мы приступим к следующему опыту давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

Вокруг себя все повернитесь

и в капельки все превратитесь.

Если я буду говорить про дождь – вы все будете прыгать, когда про пар –

качать руками, а про лед – присесть.

Мимо тучка пролетала.
На землю дождиком упала.
Тут солнце вышло из-за туч.
В пар превратило много луж.

Вновь ветер тучи нам принес,
И на землю пролился дождь.
Вдруг появляется мороз,
Он льдинок целый воз привез.

Солнца луч задел все льдинки –
Превратились все в дождинки.

Вокруг себя три раза повернитесь и в детей скорее превратитесь!

Опыт №4

Вода бывает в разных состояниях.

Воспитатель: Дети скажите, пожалуйста, что произойдет с лужами, которые у нас образовались после таянья снега, если будет мороз?

Дети: они замерзнут.

Воспитатель: Правильно они превратятся в лед и застынут.

Воспитатель: Посмотрите внимательно перед вами на столе на тарелках-лед. Возьмите его в руки.

Воспитатель: Какой лед?

Дети: холодный.

Воспитатель: а еще какой?

Дети: твердый.

Воспитатель: Предлагаю вам взять лед и провести простые опыты со льдом: надавить, сжать, постучать по нему.

Воспитатель: дети посмотрите, что происходит со льдом, когда он у нас в руках?

Дети: он тает

Воспитатель: во, что он превращается?

Дети: в воду.

Воспитатель: Значит лед — это тоже вода? Она может быть не только в жидком, но и в твердом состоянии, когда замерзает, превращается в лед. А при тепле лед тает. Таким образом, мы узнали еще одно свойство воды.

Вывод-Вода может быть в разных состояниях.

Воспитатель: а в каком состоянии еще бывает вода?

Дети: пар

Воспитатель: А как получить пар из воды?

Дети: Нагреть ее на огне, либо при нагревании на солнце вода превратится в пар.

Воспитатель: Дети мы провели четыре опыта с водой, о каких свойствах воды вы узнали?

Дети:

  1. У воды нет цвета.
  2. Нет запаха
  3. Нет вкуса
  4. Она бывает в разных состояниях (жидкая, пар, лед)

Воспитатель: Ребята, наши опыты подошли к концу. Как вы

думаете, все задания мы выполнили, которые нам приготовила капелька?

Дети: да

Воспитатель: Ребята смотрите, а вот и появилось облако, на котором находилась капелька, во что ей надо превратиться чтоб попасть на облако?

Дети: в пар (воспитатель сажает веселую капельку на облако) И капелька повеселела и вернулась домой до тех пор, пока не пойдет дождь или снег, и она опять не упадет на землю.

Воспитатель: И так, о чем мы сегодня с вами узнали?

Дети: что вода прозрачная, бесцветная, без вкуса, без запаха, ну может менять свойства если в нее добавлять что-то.

Воспитатель: Вот такая она волшебница, вода. Может превращаться во что угодно. А еще для чего людям нужна вода?

Дети: чтобы пить, чтобы люди смогли жить, чтобы растения могли расти и т.д

Воспитатель: Если на планете исчезнет вода, то и все живое погибнет. Поэтому воду нужно беречь. А как ее можно беречь?

Дети: экономить, не загрязнять.

Воспитатель: Давайте же попрощаемся с нашей гостьей и пожелаем ей счастливого пути!

Воспитатель: а теперь нам пора обратно вернуться в детский сад из лаборатории: «Раз, два, три, вокруг себя обернись и в детском саду очутись».

III Заключительная часть

Рефлексия:

Воспитатель:

Дети, где мы с вами сейчас побывали?

Что мы там делали?

Что интересного мы сегодня с вами узнали?

Вам понравилось?

Будем с вами еще проводить опыты?

Воспитатель: Дети посмотрите у меня есть вот такие капельки одна грустная, а другая веселая. Я вам предлагаю повесить капельки на доску если вам понравилось задание повесьте свою капельку к веселой, а если нет грустной.

Воспитатель: Ну что наше занятие подошло к концу, спасибо дети вам за работу вы меня все сегодня порадовали. Скажите нашим гостям до свидания!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год