Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Краеведение как средство ознакомления детей среднего дошкольного возраста с предметным миром.
Познание
Автор: Сидруева Ирина Юрьевна   
13.10.2021 09:22

Краеведение как средство ознакомления детей среднего дошкольного возраста с предметным миром.Краеведение как средство ознакомления детей среднего дошкольного возраста с предметным миром.

Формирование у дошкольников представлений о предметном мире охватывает все стороны воспитательно-образовательного процесса и является значимой и актуальной. Познавательный интерес к предметному миру, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенка как субъекта познавательной деятельности.

Это активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства.

Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый. Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать «власть» над миром, в котором он живет. Данное обстоятельство порождает чувство уверенности, спокойствия и желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.

 

Скачать конспект

В любом предмете заложен социальный опыт, отражен уровень развития общества, технического прогресса. В предметах материализован многовековой опыт человечества, который предстает перед ребенком в обобщенном виде, раскрывающемся в физических и динамических свойствах, качествах и отношениях.

Средством ознакомления детей с родным краем могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или которые видит в своем непосредственном окружении.

Ознакомление с предметным миром имеет несколько направлений неразрывно связанных с краеведением.

Содержание знаний о родном городе было условно разделено на три блока: мир природы, деятельность человека (труд, быт, праздники) и культурный облик родного города (архитектура, памятники, промышленность, народные промыслы), олицетворяющий предметный мир в более широком масштабе.

Преобразующая деятельность взрослых, их творческое начало наглядно представлены в том, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от потребности в нем людей. Модификация предметного мира человека проявляется в создании многофункциональности предметов, т.е. одной форме человек придает разные функции, облегчая пользование предметами.

Представления детей о прошлом, настоящем и будущем предметов позволяют ребенку видеть окружающий мир в динамике, временном движении и развитии. Кроме того, обращение к прошлому — одно из средств самопознания, определения своего места в мире и во времени (прошлое — настоящее — будущее), своих ценностных ориентаций.

Дидактический потенциал краеведческих знаний можно разделить на:

  1. описание предшествующего социального опыта человека и человечества в бесконечном многообразии и динамике отношений, воззрений, деятельности, в многомерности и подвижности исторического времени и пространства;
  2. объяснение, дающее ребенку в категориях и методах исторического анализа инструмент для постижения мира и самого себя в мире — от прошлого через настоящее к будущему.

Окружающий ребенка мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать, а для этого ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания и изменении предметов человеком. Необходимость исторического знания для развития перспективного взгляда на окружающие предметы отметил еще Аристотель, выдвинув идею о том, что без понимания прошлого мы не можем понять и настоящего.

Предметная среда имеет в жизни ребенка огромное значение: являясь первым объектом деятельности дошкольника, она становится и одним из первых объектов познания окружающей действительности. Среда должна быть организована таким образом, чтобы ребенок имел широкий выбор разнообразных видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, художественно-эстетической, музыкальной, двигательной, трудовой) совместно со сверстниками и индивидуально.

Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы насыщена краеведческим содержанием. В группе создан центр по краеведению, в которых находятся куклы в национальных костюмах, флаг и герб России, фотография нашего президента В.В. Путина, герб родного города, и фотографии нашего садика. В результате совместной работы с родителями были созданы семейные фотоальбомы.

Альбомы о птицах и животных нашего края, альбомы о растениях нашей области, альбом «Достопримечательности нашего города» изготавливались детьми и их родителями, а также совместно с воспитателями.

Наиболее эффективно задачи развития детей дошкольного возраста можно решать, преимущественно в игровой форме, поэтому мы вместе с детьми сделали много дидактических игр для центра краеведения. Это такие игры, как игра – ходилка «Путешествие по городу», разрезные картинки, «Кто кем работает?», «Найди дерево» «Какой цветок?», «Отгадай загадку». Так же совместно с родителями были созданы кубики «Собери картинку» с достопримечательностями Арзамаса. Игры краеведческого характера способствуют развитию у детей различных навыков и умений: ориентирование в пространстве, развитие логического и ассоциативного мышления, закрепление арифметического счета, поиска самостоятельного решения.

Присутствует в центрах небольшая библиотека сборников стихов о городе и разнообразная познавательная литература о Нижегородской области.

В краеведческом центре группы находится лэпбук, посвященный нашему городу. Он был изготовлен совместными усилиями детей, родителей и воспитателей.

Краеведческое содержание развивающей предметно-пространственной среды не ограничивается только уголком краеведения.

В центре творчества находятся альбомы с образцами росписей, народных игрушек, репродукциями картин известных художников своего края, а также необходимым материалом для самостоятельной работы; народные костюмы для детей, маски для разыгрывания сценок из народного фольклора, потешек, народных песенок; народные музыкальные инструменты, а также музыкальный материал (колыбельные, народные песни).

В центре физического развития есть информация о спортсменах, прославивших родной край своими достижениями в спорте, атрибуты к народным подвижным играм.

В центре познавательного развития находятся: мини-лаборатории с необходимым оборудованием и материалами для проведения опытов, образцами полезных ископаемых родного края, гербарии растений, произрастающий в нашем регионе, альбомы и книги с иллюстрациями растений и животных, а также тех, которые занесены в Красную книгу; в уголке конструирования есть схемы и макеты, знакомых детям зданий города и необходимый строительный материал для самостоятельных построек.

В игровом центре представлен материал для сюжетно –ролевых игр. На примере историй предметов посуды, мебели, одежды, туалетных принадлежностей и т. п. расширяю представления детей о том, как выглядели эти вещи в далёком прошлом, как человек, удовлетворяя свои потребности, изобретал, преобразовывал и усовершенствовал предметы для своих нужд, а идеи заимствовал у природы.

Одним из эффективных средств формирования представлений о предметном мире ребенка может являться музей в дошкольном учреждении. Музей способен обогатить ребенка впечатлениями от совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представление о мире, поэтому современные родители стремятся к возможно более раннему приобщению детей к музею. Подмечено, что ребенок лучше усваивает материал, если создаются условия, в которых он через осязание, действия с незнакомыми ранее предметами обогащает свой опыт.

В одной из групп нашего сада есть музей «Русская изба». Музейные экспонаты помогают детям получить представление о материальной и духовной жизни своего народа, его традициях, пробудить интерес к исследовательской деятельности. В нем находятся такие экспонаты как: элементы русского народного костюма (кокошники, рубахи, платки, юбки), предметы быта (вязанные половицы, корзинки, полотенца) и утвари (самовар, деревянная посуда) русской избы, народные игрушки (соломенные игрушки, матрешки, обереги), русские народные музыкальные инструменты (балалайка, свистульки, дудочки, ложки). В ней дети могут полностью погрузиться в мир своих предков. Это помогает детям получить представление о материальной и духовной жизни своего народа, его традициях, пробудить интерес к исследовательской деятельности.

В любом предмете рукотворного мира заложен социальный опыт человечества, отражен уровень развития общества. Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Именно поэтому предметы рукотворного мира так важны в процессе социализации. Они обеспечивают ребенку данную возможность благодаря своим характеристикам, таким как форма, величина, цвет, материал, строение, функция, назначение, создание и преобразование, то есть признакам, которые поддаются изменениям в процессе деятельности человека. Овладевая пониманием ретроспективы вещного окружения, ребенок осознает, что человек целенаправленно изменяет предметы, делает их более удобными и полезными.

Особое место в предметном мире занимает для ребенка игрушка. Она тоже является для него средством ознакомления с социальным миром. Через игрушку ребенок познает разнообразие жизни в ее свойствах и качествах. Техническая игрушка помогает малышу знакомиться с достижениями технической мысли, со способами управления предметами, дает представление о способности человека воздействовать на окружающий мир. Игрушка сюжетная обогащает представления детей о мире взрослых, их деятельности. Народная игрушка помогает приобщить ребенка к его национальным корням, к его народу. Таким образом, предметы, игрушки выполняют функцию средства ознакомления детей с социальной действительностью, позволяя расширять представления о мире.

Окружающий ребенка мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать, а для этого ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания и изменении предметов человеком.

С ранних лет нужно не только учить различать, группировать вещи по их назначению, признакам, но и учить ценить вещь по тому — труду, который вложен в нее. Народ, создавая вещи, не только думает об их прямом использовании, но и стремится сделать их красивыми, иногда как подлинные предметы искусства. Детей с ранних лет нужно научить видеть в вещи красоту цвета, формы, их сочетания. Эстетическое восприятие вещи имеет очень большую ценность. У ребенка с ранних лет нужно воспитывать вкус и способность окружать себя вещами, приносящими радость, эстетическое удовольствие. Тогда вещи становятся друзьями человека, их берегут.

Список литературы

  1. Антонова Г.П. Познавательная деятельность детей 6-7 лет Г.П. Антонова, И.П. Антонова. М.: Мысль. 1991
  2. Бабунова, Е. С. Критерии и показатели воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста на идеях с средствах народной педагогики: метод. пособие Е. С. Бабунова. Магнитогорск: МаГУ. 2004.
  3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо. 2003
  4. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Под ред. Л.Г. Нисканен. М.: «Академия». 2002
  5. Немов Р.С. Психология в 3 кн. Кн. 2: Психология образования. М.: Владос. 2007
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 42 (213) выйдет
17 октября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год
Скачать Номер 39 (210) за 2021 год
Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год
Скачать Номер 35 (206) за 2021 год
Скачать Номер 34 (205) за 2021 год
Скачать Номер 33 (204) за 2021 год
Скачать Номер 32 (203) за 2021 год
Скачать Номер 31 (202) за 2021 год
Скачать Номер 30 (201) за 2021 год