«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 3-его года жизни»
Актуальность темы:
Современное дошкольное образование направлено на обеспечение полноценного социокультурного развития детей, на развитие здоровьесберегающего поведения и привычек ЗОЖ.
Во ФГОС ДО указано на значимость решения задач связанных с охраной и укреплением физического и психического здоровья детей; воспитанием культурно-гигиенических навыков; формированием начальных представлений о ЗОЖ.
Анализ современного состояния практики дошкольного образования позволяет отметить, что задачи гигиенического воспитания и развития навыков самообслуживания решаются часто не систематически.
Скачать презентацию
Объект исследования – педагогические условия формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 3-его года жизни.
Предмет исследования – процесс формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 3-его года жизни.
Цель работы – выявить, при каких условиях педагогическая деятельность по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 3-его года жизни будет эффективной.
Задачи исследования:
- Изучить состояние проблемы формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 3-его года жизни в теории и практике дошкольного образования.
- Изучить первоначальный уровень сформированности культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 3-его года жизни.
- Определить и экспериментально проверить педагогические условия формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 3-его года жизни;
- Проанализировать эффективность влияния выявленных педагогических условий на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 3-его года жизни.
Гипотеза исследования:
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 3-его года жизни будет успешным, если будут соблюдаться следующие условия:
- организована планомерная воспитательно-образовательная работа по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у воспитанников 1-ой младшей группы
- будет обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы для формирования культурно-гигиенических навыков
- использованы в педагогическом процессе индивидуальный подход, специфические виды детской деятельности, различные методы и приемы работы с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков: игры, наблюдения, беседы, художественное слово и малые формы фольклора и пр.
- организовано взаимодействие с родителями по вопросам гигиенического воспитания детей.
Методы исследования:
- теоретические: анализ нормативно-правовых документов и психолого-педагогической литературы по проблеме, изучение педагогической документации, анализ и обобщение полученных данных и педагогического опыта
- эмпирические: беседы, наблюдения, педагогическая диагностика и эксперимент
- методы обработки результатов: математические (количественный и качественный анализ результатов), графическое представление данных эксперимента.
Теоретическая основа исследования
Нормативно-программные документы: ФГОС ДО,
Общеобразовательные программы дошкольного образования «От рождения до школы» и «Детство»;
Парциальные программы «Воспитание здорового ребенка» В.Г. Алямовской, «Я и мое здоровье» Т.А. Тарасовой и Л.С. Власовой;
Психолого-педагогические исследования: Ю. А. Афонькиной, Р.С. Буре, Л.В. Куцаковой, В.И. Логиновой, Г.А. Урунтаевой.
Диагностические методики
- наблюдение в режимных моментах по изучению культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания детей Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной
- дидактическая игра «Помоги кукле».
Результаты входной диагностики
Педагогические условия
- организована планомерная воспитательно-образовательная работа по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у воспитанников 1-ой младшей группы
- будет обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы для формирования культурно-гигиенических навыков
- использованы в педагогическом процессе индивидуальный подход, специфические виды детской деятельности, различные методы и приемы работы с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков: игры, наблюдения, беседы, художественное слово и малые формы фольклора и пр.
- организовано взаимодействие с родителями по вопросам гигиенического воспитания детей.
Сравнение результатов наблюдения на этапах входной и заключительной диагностик
Сравнение результатов дидактической игры на этапах входной и заключительной диагностик
|