Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Анализ результатов работы МДОУ «Детский сад № 5» по инновационной деятельности «Детский сад в системе социокультурных связей как условие ранней социализации детей дошкольного возраста» за 2013-2018 гг.»
Педагогика
Автор: Мокшина Ольга Сергеевна   
02.10.2021 19:34

«Анализ результатов работы МДОУ «Детский сад № 5» по инновационной деятельности «Детский сад в системе социокультурных связей как условие ранней социализации детей дошкольного возраста» за 2013-2018 гг.»«Анализ результатов работы МДОУ «Детский сад № 5» по инновационной деятельности «Детский сад в системе социокультурных связей как условие ранней социализации детей дошкольного возраста» за 2013-2018 гг.»

Мокшина Ольга Сергеевна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 5» г.о. Саранск

С 2013 года МДОУ «Детский сад № 5» начал работать в инновационном режиме по теме: «Детский сад в системе социокультурных связей как условие ранней социализации детей дошкольного возраста».

Актуальность и значимость исследования: Актуальность данной темы обусловлена тем, что социализация личности идет на протяжении всей жизни человека, но основы её успешной реализации заложены именно в детстве. Дошкольное детство — период активного овладения механизмами социализации, усвоения норм социального поведения.

Что же мы понимаем под социализацией личности дошкольника? Социализация личности дошкольника является фундаментом в проявлении социальной культуры. Усвоение трудовых навыков, ценностей, правил, традиций, норм, знаний являются ключевыми понятиями социализации личности. Успешная социализация дошкольника во многом зависит от правильной организации свободного общения. От социализации дошкольника зависит развитие индивида, раскрытие способностей, становление личности, поэтому наша задача – направить все свои силы на успешность социализации дошкольника.

 

Скачать конспект

Ребенок становится социальным существом, человеком разумным, личностью со всеми присущими ей общими, типичными и индивидуальными свойствами только в обществе, взаимодействуя с себе подобными. Становление личности и индивидуальности ребенка осуществляется в ходе социогенеза, основу которого составляют процессы социализации и индивидуализации. Социализация и индивидуализация являются психологическими механизмами социального развития человека. Именно в процессе социального развития происходит присвоение социокультурных ценностей и становление социальной сущности человека, социально психологической зрелости личности и ее индивидуальной позиции в обществе.

Внимание ученых прежде всего к вопросам становления социальной сущности человека естественно, так как его развитие, жизнедеятельность и деятельность возможны только в обществе. Общественная сущность личности как атрибутивной характеристики каждого человеческого субъекта, благодаря чему он регулирует свои отношения с объективной действительностью, признается как зарубежными, так и отечественными учеными (Т. Айзенк, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, К. Юнг, Л.И. Божо-вич, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и мн. др.).

Социализация представляет собой многоаспектный процесс, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры. Социализация детей дошкольного возраста осуществляется в разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.

Социализация осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном процессе. Социализации дошкольников определяется различными основаниями социальной идентификации, доминирующими в том или ином возрасте: младший дошкольный возраст — видовая и родовая идентификация.

В процессе социализации очень важную роль играет детский сад, работники которого выполняют не только роль педагога, но и психолога. Деятельность воспитателей направлена на развитие индивидуальности ребенка, организации его психологического состояния, а также, преодоление проблем в общении.

Родители – второй инструмент и средство социализации дошкольников. Родители обладают авторитетом, по крайней мере, в дошкольном возрасте, поэтому родительский пример достаточно весом для ребенка. Семья – главная школа жизни, благополучная семья – незаменимая школа жизни.

Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным эта-пом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей. Проблема социализации личности в истории отечественной педагогики всегда была актуальной, об этом свидетельствуют исследования известных педагогов, таких, как В.С. Мухина, А.П. Петровский, изучавший закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

Существенное значение в процессе социализации уже в дошкольном возрасте приобретает социальный опыт. Социальный опыт ребенка дошкольного возраста достаточно ограничен, однако он является механизмом регуляции социально приемлемо-го поведения в тех случаях, когда не «срабатывает» ни один из вышеперечисленных механизмов, так как в нем находится отражение субъекта сущности индивида.

В процессе социализации ребенок-дошкольник усваивает и развивает накопленный человечеством социокультурный опыт, включающий в себя: социокультурные навыки, знания, поведение, опосредованное традициями, обрядами, правилами; социальные чувства, установки и мотивы, позволяющие человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее — к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Социализация проходит успешно, если у воспитанника наблюдаются положи-тельные изменения в каждой из указанных областей. В образовательном процессе задействованы все субъекты ближайшего социального окружения ребенка-дошкольника: родители, братья и сестры, сверстники, бабушки и дедушки, воспитатели и специалисты дошкольных образовательных учреждений. Общение с каждой из перечисленных групп людей оставляет неизгладимый след в сознании ребенка и оказывает влияние на его личностное развитие. Отношение с каждым из субъектов имеет свою специфику. Так, взрослые в этом процессе играют активную формирующую роль. Они задают образцы поступков и являются носителями норм и правил, принятых в обществе, гарантами правопорядка и справедливости в жизни детей. Детское общество для ребенка — это, прежде всего лаборатория социального творчества, в которой он испытывает на практике различные формы поведения и отношений со сверстниками и отбирает наиболее удачные и приемлемые для себя.

Основной результат эффективной социализации, по мнению большинства ученых, является научение воспитанников быть продуктивными членами общества, при-общение их к правам, социальным ролям и обязанностям, хорошая адаптация к социальной среде, интеграция в жизнь общества.

Практическая значимость инновации заключается в том, что ее выводы и результаты могут быть использованы: педагогами дошкольных образовательных учреждений, разрабатывающих и внедряющих авторские программы социализации до-школьников; на обучающих семинарах, курсах повышения квалификации педагогов ДОУ по оптимизации коммуникативной культуры дошкольников в условиях детских образовательных учреждений, школ раннего развития и т.д.; для разработки программ всеобуча и лекториев для родителей, коммуникативных программ для школ и клубов молодых семей.

Методическое обеспечение:

I Комплексные программы муниципального дошкольного учреждения «Детский сад №5 комбинированного вида»:

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» под ред. С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Дороновой, Е.В. Соловьевой.
  2. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  3. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» под ред. О.В. Бурляева, Л.П. Карпушина, Е.Н. Киркина и др.
  4. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада». Авторы: Т.Б. Филичева, Г.А. Каше, Г.В. Чиркина.

II Парциально использовались программы:

«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста». Авторы: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева. Р.Б. Стеркина;

– Программа «Музыкальные шедевры» Автор: О.П. Радынова;

– Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2- 7 лет «Физ-культурные занятия в детском саду». Автор: О.М. Литвинова.

III Программы и технологии по инновации:

  1. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Автор: Н.В. Алешина.
  2. «Социальное развитие в ДОУ: методическое пособие». Авторы: Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю.
  3. «Социально – нравственное воспитание детей 3-4 лет: Игровая и продуктивная деятельность». Авторы: Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.
  4. «Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру». Автор: С.А. Козлова.
  5. «Социум микрорайона – ступенька в большой мир» // Управление ДОУ. — 2004. — №5.
  6. «Мини – музей в детском саду». Автор: Рыжова Н.А.
  7. «Я, ты, мы». Программа по социально-эмоциональному развитию детей до-школьного возраста. Авторы: Р.Б. Стеркина, О.П. Князева.

Гипотеза исследования:

Если в процессе организации работы по ранней социализации детей дошкольного возраста в МДОУ «Детский сад № 5» будет осуществлен комплекс мер, включающий в себя: проведение мониторинга участников работы по теме инновации; дифференцированный подход к научно-методической подготовке педагогов; конкретизация задач ранней социализации дошкольников; построение развивающей среды; разработка и внедрение методического обеспечения реализации программы, то этот комплекс мер приведет к построению оптимальной; педагогической модели результатов в качественном росте квалификации педагогических работников.

Цель инновационной деятельности: использовать возможность социума для создания единой воспитательной системы, для качественной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Реализация поставленной цели требует постановки и решения следующих за-дач:

  • проанализировать состояние, основные тенденции развития массовой практики, а также передового педагогического опыта организации работы взаимодействия с социумом в ДОУ РФ и сопоставить их с уровнем развития в своем детском саду
  • отработать механизм взаимодействия с социальными институтами
  • выделить круг теоретических и практических проблем, овладение которыми необходимо для педагогического коллектива МДОУ «Детский сад № 5» по реализации содержания вопроса
  • формировать предметно-развивающую среду и условия для обогащения разнообразной деятельности детей через систему социальных отношений
  • провести мониторинг учебно-воспитательного процесса
  • создать модель взаимодействия детского сада и семьи путем включения в систему социальных отношений.

Объект инновационной деятельности

Объектом исследования являются:

  • процесс освоения первоначальных представлений у детей социального характера
  • система воспитания и обучения обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей, прав
  • применение технологий, методик и практических мер, направленных на полноценное и целостное развитие детей, формирование базисных основ личности
  • создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей включение детей в систему социальных отношений.

Предмет инновационной деятельности

  1. Воспитание, обучение, развитие, оздоровление детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.
  2. Реализация программ дошкольного образования, ориентированных на обогащенное развитие ребенка.
  3. Реализация дошкольных образовательных программ.
  4. Оказание платных дошкольных образовательных услуг, направленных на повышение качества знаний и умений воспитанников.

Методы исследования

В ходе проведения инновации предполагается использовать следующие методы исследования:

  • теоретические (теоретический анализ философских, социологических, психологических, педагогических исследований по проблеме, теоретическое моделирование)
  • эмпирические (моделирование; опытно-экспериментальная работа по реализации моделей взаимодействия социокультурных институтов; наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование; анализ результатов творческой, исследовательской деятельности дошкольников, школьников, студентов, взрослых)
  • интерпретационные (системный анализ учебных и образовательных дошкольных программ).

Сроки и этапы инновационной деятельности.

Настоящий инновационный проект предполагается реализовать в течение пяти этапов:

1 этап. Вводно — аналитический (2013- 2014 уч. год).

В течение данного этапа осуществляется подготовка нормативно-правовой базы, кадрового обеспечения, анализ и обобщение накопленного опыта по теме инновации.

Нормативно-правовая база:

  1. Закон РФ «Об образовании»; Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» от 13 января 1996. № 12- ФЗ.
  2. Концепция развития МДОУ «Детский сад №5».
  3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
  4. Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5 комбинированного вида» был утвержден Распоряжением Главы Администрации г. Саранска.
  5. Лицензия на право ведения образовательной деятельности – № 3451 от 11 сен-тября 2013 (РО № 015077), выдана Министерством образования Республики Мордовия.
  6. В 2010 году коллектив детского сада прошел аккредитацию. Свидетельство государственной аккредитации ДД 011480 22 декабря 2010 Министерство образования Республики Мордовия.
  7. этап. Рабочий (2014-2015 уч. год).

В течение которого изучается накопленный опыт по тематике инновации, устанавливаются контакты с другими образовательными учреждениями города, в том числе с вузами, учреждениями культурно-просветительного назначения для сотрудничества в области воспитания и образования детей, разрабатываются авторские про-граммы, другая необходимая документация, осуществляется планирование инновационной работы, создаются творческие группы для проведения и корректировки хода инновационной деятельности.

3 этап Основной этап — коррекционный (2015 — 2016 уч. год).

В течение второго и третьего этапов отслеживается ход инновации, вносятся необходимые корректировки, изучается передовой педагогический опыт, организует-ся взаимодействие с другими образовательными учреждениями, осуществляются ап-робация учебно-воспитательных программ, пособий и средств по профилю ДОУ, проводится диагностика знаний, умений и навыков детей, отслеживаются результаты внедрения новых технологий и методик в воспитании и обучении детей, проводятся открытые занятия и семинары по профилю ДОУ для старших воспитателей и заве-дующих ДУ.

Коллектив МДОУ «Детский сад №5» работал по направлениям: работа с до-школьниками, работа с педагогами, работа с семьей, работа с социумом.

Социальными партнерами в воспитании и развитии детей стали: семья, куль-турно-общественные учреждения, медико-оздоровительные организации.

Используя методическую литературу по данному направлению, творческая группа разработала перспективные планы для каждой возрастной группы, начиная со среднего возраста. С учетом перспективного планирования воспитателями были раз-работаны конспекты занятий для работы с дошкольниками. Работа с детьми велась по следующим этапам: подача информационного материала, практическое участие детей в специально организованных ситуациях, перенесение полученных знаний в практику. Воспитатели старались использовать поисково-экспериментальные, игровые, проблемные, практические методы.

Интеграцию социально – нравственного материала мы реализовали через раз-личные виды деятельности: НОД цикла «Ребенок и социум»; конкретные поступки и ситуации; праздники – развлечения; дидактические, сюжетно – ролевые, театрализо-ванные игры; использование художественных и музыкальных произведений; художе-ственно – продуктивный труд; чтение художественной литературы; экскурсии.

Развивали способности у детей адекватно ориентироваться в первоначальных представлениях социального характера через: развитие игровой деятельности, при-общения к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со взрослыми, свер-стниками (в том числе моральным), формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сооб-ществу.

В ДОУ созданы все необходимые условия для всестороннего развития ребенка. Большая работа велась по созданию предметно – развивающей среды. В группах имеются современные игровые уголки с достаточным набором дидактических игр и пособий. Оборудованы: мини – музей «Изба», комната ОБЖ, спортивный и музы-кальный залы. Предметно-пространственный мир детского сада включает в себя раз-нообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходи-ма детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, ста-новится средством передачи социального опыта.

В подхода к социализации воспитанников в МДОУ «Детский сад № 5» были проведены педсоветы: «Внедрение проектной деятельности в образовательное про-странство ДОУ», «Педагогическое сотрудничество – детский сад — семья», «Социаль-ное партнерство детского сада и семьи по формированию у детей основ физической культуры и культуры здоровья», «Социальное партнерство – интегральный показвтель качества дошкольного образования» и другие.

Семинары: «Инновационные процессы дошкольного образования», «Методика знакомства с классической музыкой», «Сотрудничество дошкольного образователь-ного учреждения и семьи как условие социально-личностного развития детей дошко-льного возраста».

Консультации: «Использование ресурсов социокультурной среды города Са-ранска для социализации и развития детей», «Расширение социо-культурного про-странства детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и детской биб-лиотеки», «Создание и использование мини-музея в ДОУ».

Реализация инновационной направленности работы педагогического коллекти-ва проходила через взаимодействие с социумом:

  • с МДОУ № 55, 112, 121, 99, 66 по теме инновации
  • с МОУ «СОШ № 36» (экскурсии, открытые просмотры, театральная неделя)
  • с физкультурно-оздоровительным комплексом, спорткомплексом «Мордо-вия», школа бокса имени Олега Маскаева (экскурсии, соревнования)
  • с детской музыкальной школой № 6 (концерты воспитанников музыкальной школы, беседы о музыке)
  • с детской библиотекой № 7 (обзорные экскурсии, тематические встречи – викторины, выездные выставки новинок детской художественной литературы)
  • с детской поликлиникой № 4 (осмотр детей врачом – педиатром, профосмотры врачами – специалистами)
  • с центром детского творчества Октябрьского района (посещение выставок, участие в конкурсах)
  • с театрами (спектакли в ДОУ, беседы актеров с детьми, экскурсии в театраль-ные помещения)
  • с музеями (экскурсии в музей, выездные консультации – лекции специалистов музея, тематические занятия в музее)
  • с Советом ветеранов Октябрьского района (концерты, беседы)

- с ГИБДД (экскурсии, лекции).

2016 год – Выездное практическое занятие "Социализация детей дошкольного возраста в процессе деятельности музыкального руководителя в условиях детского сада" на базе МДОУ «Детский сад № 5».

2017 год – Выездной семинар-практикум "Организация дополнительных услуг в дошкольной образовательной организации" на базе государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Мордовский респуб-ликанский институт образования».

За время работы в инновационном режиме было аттестовано: 14 педагогов, курсы повышения квалификации прошли 30 педагогов.

Составной частью работы ДОУ по социализации детей была и деятельность по повышению уровня педагогической культуры родителей. Анкетирование родителей на тему: «Навыки общения» показало, что многие родители испытывают серьезные трудности в воспитании и обучении детей. Первостепенной задачей педагогов с роди-телями стало изучение нормативно – правовых документов. С целью повышения пе-дагогической культуры родителей были разработаны формы и виды работы с родите-лями, определены основные направления:

  • интерактивные формы: диагностика, дискуссия, круглые столы, родительские собрания, консультации специалистов
  • традиционные формы: вечера отдыха, семейные спортивные праздники и тема-тические развлечения, творческие конкурсы и выставки

-просветительские формы: организация родительского всеобуча, стенды и угол-ки для родителей, папки – раскладушки, выпуск газет для родителей.

Для родителей на базе МДОУ «Детский сад № 5» работают: клуб «Будущий пер-воклассник», клуб «Молодая семья», Консультативный пункт, «Школа здоровья для родителей», электронный журнал «Мой ребенок – дошколенок». Были проведены консультации «Ребенок в социуме», «Что и как рассказать детям об истории», «Экс-курсия как средство воспитания любви к родному краю», «Игра как средство коррек-ции поведения дошкольника и его социализация», «Социализация ребенка как основа благоприятной адаптации к школьному обучению» и другие. Был проведен практикум «Как создать интеракттвные музеи в ДОУ». В рамках месячников в детском саду организуются выставки различных поделок родителей и детей. Совместно с родите-лями организуются экскурсии в музеи, театры, спортивные сооружения города, про-водятся совместные мероприятия родителей и детей.

Воспитателями были разработаны и реализованы в совместной работе с детьми и родителями творческие игровые проекты: «Сказки всегда с нами», «За здоровьем в детский сад», «Мой Саранск – моя малая родина», «Ребенок и культура», «Семья – это важно», «Здравствуй, книга», «Дружная семья», «Мой любимый город Саранск», «Улицы нашего города», «Классическая музыка в детском саду», «Семейные экскур-сии» и другие.

Работа над проектами подарила родителям много радости и удовольствия от об-щения со своими детьми и другими членами семьи.

На общем родительском собрании родителям раздавались памятки «Как вести себя в музее», «Дети и театр», «Куда сходить с ребенком в выходной день», «Дети – взрослые и мир вокруг» и др. Все общие собрания проходили в интерактивном режи-ме, на которых родители были активными участниками обсуждаемых вопросов. На собраниях присутствовали представители инспекции ПДН, сотрудники Краеведче-ского музея, детской библиотеки и другие. Совместная работа педагогического кол-лектива и семьи по проблеме социализации дошкольников помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать собеседника.

4-5 этапы Обобщающий (2016 – 2017 уч. год) и внедренческий (2017- 2018 уч. год).

В течение этих этапов осуществляется контроль за ходом инновации, отслежи-вается работа по используемым программам, подводятся итоги, диагностика знаний и умений детей. Составляется необходимая отчетная документация, проводятся откры-тые занятия и семинары по профилю ДОУ для педагогов и руководителей дошколь-ных учреждений. Организуются выставки программных средств, учебно-методических пособий, разработок в ходе инновационной деятельности.

На последнем этапе обобщается и систематизируется накопленный опыт, прово-дятся и докладываются окончательные итоги инновационной работы ДОУ по про-блеме.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год