Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Организация системы работы в ДОУ по формированию потребностей детей дошкольного возраста в двигательной активности
Спорт, тренировки
Автор: Шеина Людмила Ивановна   
13.02.2014 23:57

Организация системы работы в ДОУ по формированию потребностей детей дошкольного возраста в двигательной активностиСовременные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.  Это происходит в основном из – за значительных умственных нагрузок, как  в детском саду, так и дома. В ДОУ чаще всего преобладают познавательные занятия, а  дома большую часть времени дошкольник проводит в статическом положении (за столом, у компьютера, телевизора и т.д.). Это увеличивает  статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопия, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Исходя из этого, очень важно рационально организовать режим, чтобы дети как можно больше находились в движении.
Одним из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность.
Двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка, может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление и функциональное совершенствование организма ребенка. Но при этом важно давать детям физические нагрузки, адекватные их возрасту и уровню готовности организма. Нормирование физических нагрузок должно быть направлено на достижение оптимального состояния организма ребенка в данный момент и в тоже время иметь тренирующее, развивающее воздействие. При этом важно учитывать не только достигнутый уровень развития ребёнка, но и «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский).
При гиподинамии (малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребёнка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно – сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребёнка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем ДА.                                                        Возрастные и индивидуальные особенности ДА детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и её характером и содержанием.  Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений двигательная активность в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. В состоянии пониженной активности снижается обмен веществ и объем информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов. Это ухудшает обменные процессы в тканях мозга, что приводит к нарушению его регулирующей функции. Снижение потоков импульсов от работающих мышц приводит к нарушению работы всех внутренних органов, в первую очередь сердца, отражается на проявлениях психических функций, обменных процессов на уровне клеток.
Ежедневная двигательная активность дошкольника  составляет не менее 1 часа, в неделю – 5 - 6 ч.
Двигательный режим в нашем дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. При разработке рационального двигательного режима  мы старались предусмотреть не только удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и её рациональное содержание, основанное на оптимальном соотношении разных видов деятельности, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка: его двигательному опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Содержательную сторону двигательного режима дошкольников направили на развитие не только умственных, духовных, но  и физических способностей.
Актуальными задачами работы ДОУ по организации двигательной активности  дошкольников являются:
• охрана и укрепление здоровья детей;
• формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
• создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
• воспитание потребности в здоровом образе жизни;
• обеспечение физического и психического благополучия.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.  Такую активность можно обеспечить следующими мероприятиями:
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным мероприятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия и т.д.
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение 6–12 мин. на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий).
При составлении комплексов утренней гимнастики в течение года учитываем их вариативность, содержание, усложнение, интенсивность.          Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольного учреждения введены разные ее типы и варианты как в содержательном плане, так и в методике проведения. Предлагаем разные варианты:
- утренняя гимнастика игрового характера - включает 2–3 подвижные игры или 5–7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.
- упражнения на полосе препятствий - детям предлагаем упражнения с
постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий. Когда позволяют погодные условия, проводим   оздоровительные пробежки. Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на воздухе, в течение 5–7 мин., в среднем темпе, с постепенным увеличением расстояния и времени. В конце гимнастики предлагаем дыхательные упражнения.
- комплекс упражнений с тренажерами простейшего темпа (гимнастический ролик, детский эспандер, резиновые кольца, диск «Здоровья»).
- комплекс музыкально-ритмических упражнений (состоящий из разминки, 5–6 основных развивающих упражнений в танцевальных движениях.)
В содержание утренней гимнастики включаются различные построения и перестроения, виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей; упражнения на равновесие и развитие координации; подвижные игры и основные развивающие упражнения.
Общеизвестно, что физкультминутки применяются с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12–15 мин.), наступает утомление, можно предложить несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Это   общеразвивающие упражнения: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба. Проводится воспитателем по мере необходимости (в течение 3–5 мин.) в зависимости от вида и содержания деятельности по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений, в основном в момент появления признаков утомляемости детей.   По выбору педагога, сопровождаться текстом, иногда с музыкальным сопровождением, во время которой дети выполняют танцевальные упражнения или импровизированные движения (кружения, полуприседания, наклоны и т.д.).
Двигательная разминка во время большого перерыва между видами деятельности, позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки   проводим упражнение на расслабление (1–2 мин.) Продолжительной разминки не более 10 мин.
Подвижные игры – сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Они подразделяются по содержанию на подвижные игры с правилами и спортивные игры. К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и бессюжетные.  К спортивным (элементы спортивных игр) – волейбол, баскетбол, бадминтон, городки, настольный теннис, футбол, хоккей. Существует классификация по признаку преобладающего вида движений (бег, прыжки, метание и др.) и по степени вызываемого у детей мышечного напряжения (большой, средней и малой подвижности).
После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому может способствовать комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (от 7–15 минут).
- гимнастика игрового характера состоит из 2–3 упражнений типа «Потягушки», «Винтики», «Спортсмены», разминки в постели и комплекса упражнений.                                                                                                                 Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, лёжа в постели, в течение 3–4 минут, выполняют 4–5 общеразвивающих упражнений. Предлагаем упражнения из различных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После этого дети выполняют ходьбу, постепенно переходящую в бег – выбегают из спальни в хорошо проветренную группу с температурой 17–19 градусов, выполняют ходьбу по корригирующим дорожкам, произвольные танцевальные музыкально-ритмические движения под музыку, после этого переходят к упражнениям на дыхание, затем одеваются.
Упражнения с тренажёрами или на тренажёрах (в физкультурном зале). Дети занимаются подгруппами 7–10 человек.
Пробежки по массажным дорожкам осуществляется ежедневно.
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, способствует профилактике нарушений осанки и плоскостопия.  Продолжительность - 7 - 15 минут.
Закаливание – важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.
Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку причиной ряда заболеваний (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т.п.) являются охлаждение организма.
Цель закаливания – выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора (холод, тепло и т.п.) и постепенным увеличением дозировки такого воздействия.                                                                             Закаливание воздухом – наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями.
Эффективным средством закаливания считаем хождение босиком в летнее время по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинаем ходить босиком в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения с 2–3 минут до 10–12 минут и более. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком, – 20–22 Сº. При этом используется комплекс процедур:
Босохождение;
Хождение по «дорожкам здоровья»;
Обширное умывание (до локтя);
Обмывание стоп ног (с гигиенической целью в летний период времени);
Полоскание рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи (профилактика кариеса);
Гимнастика после сна;
Корригирующая гимнастика во время проведения режимных моментов;
Воздушные ванны в облегченной одежде;
Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года;
Физкультурные занятия на улице.
Второе место в двигательном режиме детей занимает основная форма обучения детей двигательным навыкам и развитие оптимальной ДА детей. Проводим следующие типы двигательной деятельности (3 раза в неделю, в первой половине дня (1- на воздухе - 15-30 мин):
-классическая (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части).
-игровая (с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т.д.).
-тренировка (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т.д.).
-сюжетная (объединенная определенным сюжетом, спортивное ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т.д.).
-ритмическая гимнастика (занятия, состоящие из танцевальных движений).
-свободная самостоятельная деятельность (самостоятельная тренировка по выбору, затем проверка задания педагогом).
-ЗОЖ «изучаем свое тело» (беседы о своем теле, обучение самомассажу, привитие элементарных навыков по уходу за собой и оказанию первой медицинской помощи).
-тематическая (с одним видом физических упражнений).
-контрольно-проверочная (выполнение отставания в развитии ребенка и пути устранения). Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.
Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия детей чередуется с более спокойной деятельностью. При этом учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.
В упражнениях и играх с детьми очень важен личный пример воспитателя. Потому он должен уметь ходить на лыжах, кататься на коньках, играть в теннис и пр.
В самостоятельной деятельности старших дошкольников ярко прослеживаются индивидуальные особенности. Отмечено, что детям с высоким уровнем ДА (гиперактивные дети), как правило, присуща однообразная деятельность с большим количеством бесцельного бега. У этих детей преобладают игры и упражнения высокой степени интенсивности (бег наперегонки, друг за другом, бег на скорость, с ловлей и увертыванием, прыжки в длину с разбега, Прыжки через короткую скакалку, игры с элементами спорта), которые составляют более 70% всего времени самостоятельной деятельности детей. Эти дети отличаются неумением выполнять движения в умеренном темпе и нежеланием заниматься спокойными видами деятельности, чередовать активные действия с пассивными.
Детям с низким уровнем ДА (малоподвижные дети) так же присуща однообразная деятельность, часто прерываема статическими позами. У этих детей преобладают игры низкой степени интенсивности (сюжетно-ролевые, игры с песком и со снегом, с кольцебросом, городки, серсо и т.д.), которые составляют около 70% всего времени самостоятельной деятельности детей на прогулке. Эти дети, как правило, предпочитают играть в одиночку или вдвоем. У них отмечается довольно устойчивый интерес к сюжетно-ролевым играм, при этом сюжеты и действия однообразны (качание куклы, кормление, укладывание спать, обычная ходьба и т.д.). Малоподвижные дети не желают участвовать в коллективных играх спортивного характера, так как постоянно испытывают неуверенность в своих действиях.
Для детей со средним уровнем ДА (оптимальный уровень ДА) характерна разнообразная деятельность, насыщенная играми и спортивными упражнениями разной степени интенсивности. Такие дети широко используют в своей самостоятельной деятельности игры и упражнения, разученные ранее, во время организованной двигательной деятельности. Наиболее любимыми играми и упражнениями являются такие игры, как «Ловишки», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Школа мяча», забавы с санками, езда на велосипеде.                                                                                Четвертое направление связано с осуществлением лечебно-профилактической работы. В его рамках проводятся следующие мероприятия:
· контроль за нагрузками для переболевших детей и для детей, находящихся на диспансерном учете;
· подбор мебели в соответствии с ростом детей;
· профилактический прием иммуномодуляторов:  оксолиновой мази для носа;
· сбалансированное питание;
· вакцинация против гриппа;
· потребление фитонцидов (чеснока и лука);
· употребление соков и фруктов.                                                                   Шестое направление - комплекс психогигиенических мероприятий:
· психодиагностика;
· элементы аутотренинга и релаксации;
· элементы музыкотерапии (музыкальное сопровождение режимных моментов);
· индивидуальные и подгрупповые занятия, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;
· обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ.
Седьмое направление: активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К ним относим неделю здоровья, физкультурные досуги, физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде, игры-соревнования. Восьмьмым направлением является консультативно-информационная работа:
· оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;
· открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий;
· активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ по мероприятиям годового плана;
· оформление папок-передвижек, письменных консультаций, информационных стендов;
· организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов;
· проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.                                                                                                              Считаем, что созданная нами система работы по формированию потребностей дошкольника в двигательной активности представлена в виде разных форм организации физического воспитания в ДОУ. А их совокупность создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.                          Фундамент здоровья закладывается именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от родителей и педагогов, от того, как будут воспитываться дети, какие полезные привычки они приобретут.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 12 (133) выйдет
5 апреля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год
Скачать Номер 7(128) за 2020 год
Скачать Номер 6(127) за 2020 год
Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год