Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
Спорт, тренировки
Автор: Ермакова Светлана Николаевна   
05.02.2011 20:20
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппаратаПодготовил: инструктор по физической культуре  муниципального дошкольного  образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 68  Ермаковой Светланы Николаевны
Анализ исследований по вопросам оценки уровня физической подготовленности дошкольников Вавилова Е.Н., Ноткина Н.А. свидетельствует, что почти у 40%  уровень развития двигательных способностей ниже среднего. По данным М. Руновой двигательная активность за время пребывания дошкольников в детском саду составляет менее 50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность ребенка в движении, 60 % детей дошкольного  возраста по данным И.А.Аршавского, Э.Н.Вайнера, И.И. Брехмана и др. обладают функциональными отклонениями в состоянии здоровья, а у 35-40% отмечаются хронические заболевания.
Дошкольный возраст является наиболее важным для формирова-ния двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. Организм ребенка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других.
Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных  образовательных учреждениях, особенно в логопедичес¬ких и оздоровительных группах, - одна из актуальных задач современной педагогики. Исследования показывают, что современные дети отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степенью сформированности двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти.
Новизна методики заключается в  использовании   коррекционных мячей, способствующих  развитию всех  сенсорных каналов восприятия (зрения, слуха, осязания, обоняния)  и переработки информации.
Цель – формирование   правильной осанки, свода стопы и устойчивой потребности в регулярной физкультурно- оздоровительной деятельности на основе использования фитбол-мячей.
 Задачи:
1.    Повышение эмоциональности, мотивации к занятиям физической культуре через использование фитбол-мячей.
2.    Внедрение физкультурно-спортивных комплексов с использованием фитбол-мячей в систему физического воспитания.
3.    Развитие функции равновесия и вестибулярного аппарата, ловкости и координации движений, силы, выносливости, подвижности и музыкальности.
4.    Привитие интереса к играм с фитбол-мячом.
В основу работы легли следующие принципы:
Принцип индивидуального подхода: максимальное учитывание индивидуальных физических, психологических особенностей ребёнка и создание наиболее благоприятных условий для их развития.
Принцип гуманизации: построение содержания, методов и форм занятий физическими упражнениями в соответствии с наличным опытом и уровнем достижений детей, направленностью их личности, структурой их интересов.  
Принцип развивающего обучения: построение занятий от простого -  к сложному.
Принцип систематичности: регулярное, последовательное   формирование у дошкольников знаний, умений и навыков двигательного поведения, согласно адекватных особенностей их развития  в периоды  младенчества, раннего и дошкольного возраста;
Принцип наглядности:  активизация зрительного анализаторов ребенка для формирования у ребенка представлений об осваиваемых движениях.
Принцип деятельного подхода: активизация  слухового, вестибулярного и тактильного анализаторов ребенка для вовлечения в активную деятельность для формирования здоровьесберегающих компетенций.
Для качественного проведения занятий по   физической культуре  с детьми дошкольного возраста с использованием фитбол-мячей мы  следуем     методике обучения технике упражнений с фитбол-мячами, которая  делится   на 4 этапа:
На первом этапе про¬цент упражнений с фитболами на    протяжении всего занятия составляет 20—30%.
Основные задачи:
 1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.
 2. Обучать правильной посадке на фитболе.
 3.Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе).
 На первом этапе обращаем внимание, на то,  чтобы   структура занятий включала  разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног, комплексы ритмиче¬ской гимнастики, 5-6 упражнений с фитболом, игровые упражне¬ния в виде эстафет, упражнения на растягивание и расслабление мышц с фитболами и без них. Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.
Второй этап включает  упражнения   в положении сидя на мяче, элементы стретчинга и расслабления с использованием фитболов. Количество упражнений с фитболом в процентном от¬ношении увеличивается до 60—70%.
Основные задачи:
1.   Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.
2.   Научить сохранению правильной осанки при уменьшении пло-щади опоры (тренировка равновесия и координации).
3. Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.
4.  Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.  
 При выполнении упраж¬нений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе следим, чтобы дети имели постоянный контакт с поверхностью фитбола. Увеличиваем объем упражнений на фитбол-мяче. Начинаем изучать музыкально-ритмические композиции с различными перестроениями.
На третьем этапе   занятие строим по фронтальному способу организации.
  Основные задачи:
1.   Научить выполнению комплекса ОРУ с использованием фит¬бол-мячей в едином для всей группы темпе.
 2.   Научить выполнению упражнений на растягивание с исполь-зованием фитбола.
Четвертый  этап.
Основная  задача направлена на  совершенствование качества выполнения упраж¬нений в равновесии.
Занятия по физической культуре с фитбол-мячами можно проводить индивидуально или всей  группой. Продолжительность занятия по времени  составляет  для детей 4-5 лет -25-30 минут, с детьми 6-7 лет -30-35 мин.  Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении на ковриках, дети одеты по возможности легко, лучше без обуви (в носках). Приступая к занятию необходимо подобрать мяч каждому ребенку по росту, так чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная осанка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведенные плечи (для этого руки поддерживают мяч сзади ягодиц), ровное положение позвоночника, подтянутый живот. Для большей устойчивости ноги в опоре стопами на полу расположены на ширине плеч.
Занятия с фитбол-мячами является  классическим занятием по физической культуре со строгой  трехчастной формой, с решением задач, имеющими общее и специальное воздействие на организм ребенка:
Подготовительная часть (10-15% продолжительности всего занятия), где мы создаем  положительный эмоциональный фон, психологическую установку, помогаем  функционально подготовить орга-низм к  предстоящей нагрузке, кроме того включаем упражнения  способствующие формированию правильной осанки и правильной установке стоп. Это занятия-сказки. Сказка активизирует слуховое внимание, вызывает воображение у детей. Упражнения выполняются детьми по ходу рассказывания сказки педагогом. Особое внимание обращаем на эмоциональный фон, стараясь, чтобы занятие приносило детям радость, настраивало их на дальнейшую активную работу на занятии. В подготовительной части используем упражнения на развитие мелкой моторики (хватание, бросание, прокатывание, поглаживание предметов), упражнения на перестроения, ориентировку в пространстве, на концентрацию и переключаемость внимания как слухового, так и зрительного.
Основная часть (70-80% времени), где мы решаем задачи, направленные на  развитие двига¬тельных навыков и умений, в ходьбе с мячом в руках; в беге; в прыжках на месте и в движении на одной ноге, на двух, с зажатым мячом между ног; ползание; в равновесии. Формируем физические качества – координацию, ловкость, силу, быстроту, выносливость. Корригируем имеющиеся деформации опорно-двигательного аппа¬рата. Воспитываем волю, решительность, дисциплинированность, активность (включаем выполнение специальных корригирующих упражнений индивидуально в течение 5 мин.).
                                                    
Упражнения в основной части занятии выполняем фронтально, поточно, подгруппами, в разных исходных положениях:
1. Положение, стоя с мячом:
*    мяч в опущенных руках;                              
*    мяч перед грудью в вытянутых руках;
*    мяч перед грудью в согнутых руках;
*    мяч над головой в вытянутых руках;
*    мяч за головой;
*    мяч за головой в согнутых руках.
2. Положение приседа с мячом:     I
*    присед с опорой руками на мяч, колени в стороны;
*    присед с опорой руками на мяч, колени вместе.
3. Положение, сидя на мяче:
*    сидя на мяче, ноги вместе, с различными исходными положения¬ми рук - руки на поясе, руки к плечам, руки за головой и т. д.;
*    ноги на ширине плеч; с различными исходными положениями рук руки на поясе, руки к плечам, руки за головой и т. д.
4. Положение, сидя на полу:
*    руки в упоре сзади, мяч между ног;
*    руки в упоре сзади, вытянутые ноги на мяче;
*    сидя на полу, мяч перед собой на коленях;
*    сидя на полу, мяч за спиной;
*    сидя на полу, мяч поднят над головой;
*    сидя на полу, руки и ноги крепко
    охватывают мяч, голова, при¬жата к мячу.
5. Положение, стоя на коленях:
*    с опорой руками на мяч;
*    с упором руками на мяч сбоку;
*    положение сед на пятки, руки в опоре на мяч;
*    положение сед на пятки, мяч сбоку.
6. Лежа на полу:
*    лежа на  спине, вытянутые ноги на мяч, таз опущен;
*    лежа на спине, мяч удерживается стопами
     или коленями;
*    лежа на спине, мяч удерживается руками на груди
     или на животе;
*    лежа на спине, мяч на вытянутых руках за головой
     или перед собой;
*    лежа на животе, мяч удерживается стопами;
*    лежа на животе, мяч на спине прижимается к
     ягодицам стопами;
*    лежа на животе, мяч в вытянутых руках;
*    лежа на боку, ноги, на мяче;
*    лежа на боку, мяч в вытянутых руках;
*    лежа на  боку, мяч удерживается стопами.
7. Лежа на мяче:
*    на животе в упоре ногами в пол, руки свободны;
*    на передней поверхности бедер в упоре руками
     в пол, ноги свободны;
*    на груди с упором ладонями и стопами в пол;
*    на спине в упоре на стопах, руки за головой;
*    на боку в упоре на стопах, руки на мяче.
В основной части занятия используем упражнения для мышц плечевого пояса и шеи, наклон, повороты, упражнения для туловища и специальные упражнения для ног. Особое внимание на занятии необходимо уделять упражнениям на развитие дыхания, которые проводятся без музыки одновременно с освоением детьми исходных положений на мяче. Дыхательную гимнастику необходимо проводить в медленном темпе, спокойно, без напряжения, с пузами отдыха, не вызывая дыхательного дискомфорта.
Во время проведения занятия обязателен контроль за физическим состоянием детей, при необходимости снижать нагрузку или даже прекратить на время занятие.
 Нельзя не отметить и то, что мяч по своим свойствам многофункционален,    может быть использован на занятие  как:  
Тренажер (для развития силы рук, ног (зажимы мяча), для развития координации);
Опора (в положении сидя на мяче,   в различных исходных положениях лежа).  
Предмет (для общеразвивающих упражнений в различных исходных положениях; для формирования основных видов движения (броски, ловля, ведение и др.)).
Массажер (при выполнении упражнений в парах, один партнер на другом выполняет массажные движения в и.п. лежа)  
Отягощение (в руках, ногах, для укрепления различных мышечных групп, формированию и коррекции фигуры).
Заключительная часть (10-15% времени) направленная на  постепенное снижение функциональ¬ной активности организма,   включаем игры и упражнения с мячами и без, на восста¬новление дыхания, самомассаж и упражнения  на  расслабление под музыку.
    
Данная методика была апробирована в течение 2007-2009 гг. на детях 5-7 лет на занятиях по физической культуре,  корригирующей гимнастике, на утренней гигиенической гимнастике, индивидуальных занятиях, в самостоятельной двигательной деятельности, в рамках дополнительных образовательных услугах (кружок по ритмической гимнастике). Результатом работы явилась положительная динамика двигательного развития дошкольников   и укрепление опорно-двигательного аппарата:  
     физического развития детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень в   2007-2008 уч. г.  - на 23% , в 2008-2009 уч.г. на 28 % ; в 2009-2010 уч. г на 32% .
     силовой выносливости мышц спины: на начало занятий с детьми посещающих кружок по корригирующей гимнастике в  сентябре 2007 г. с тестовым заданием справлялись   30 % детей, а в мае  2009 г. норму выполнило    77% детей;
     воспитанники ДОУ,  принимая  участие в городском конкурсе «Аэробика - королева спорта- 2009», используя музыкально-ритмическую композицию с  фитбол-мячами стали победителями.


Управление образования администрации г. Белгорода 2011
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 2 июня 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год