Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
Спорт, тренировки
Автор: Ермакова Светлана Николаевна   
05.02.2011 20:20
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппаратаПодготовил: инструктор по физической культуре  муниципального дошкольного  образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 68  Ермаковой Светланы Николаевны
Анализ исследований по вопросам оценки уровня физической подготовленности дошкольников Вавилова Е.Н., Ноткина Н.А. свидетельствует, что почти у 40%  уровень развития двигательных способностей ниже среднего. По данным М. Руновой двигательная активность за время пребывания дошкольников в детском саду составляет менее 50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность ребенка в движении, 60 % детей дошкольного  возраста по данным И.А.Аршавского, Э.Н.Вайнера, И.И. Брехмана и др. обладают функциональными отклонениями в состоянии здоровья, а у 35-40% отмечаются хронические заболевания.
Дошкольный возраст является наиболее важным для формирова-ния двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. Организм ребенка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других.
Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных  образовательных учреждениях, особенно в логопедичес¬ких и оздоровительных группах, - одна из актуальных задач современной педагогики. Исследования показывают, что современные дети отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степенью сформированности двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти.
Новизна методики заключается в  использовании   коррекционных мячей, способствующих  развитию всех  сенсорных каналов восприятия (зрения, слуха, осязания, обоняния)  и переработки информации.
Цель – формирование   правильной осанки, свода стопы и устойчивой потребности в регулярной физкультурно- оздоровительной деятельности на основе использования фитбол-мячей.
 Задачи:
1.    Повышение эмоциональности, мотивации к занятиям физической культуре через использование фитбол-мячей.
2.    Внедрение физкультурно-спортивных комплексов с использованием фитбол-мячей в систему физического воспитания.
3.    Развитие функции равновесия и вестибулярного аппарата, ловкости и координации движений, силы, выносливости, подвижности и музыкальности.
4.    Привитие интереса к играм с фитбол-мячом.
В основу работы легли следующие принципы:
Принцип индивидуального подхода: максимальное учитывание индивидуальных физических, психологических особенностей ребёнка и создание наиболее благоприятных условий для их развития.
Принцип гуманизации: построение содержания, методов и форм занятий физическими упражнениями в соответствии с наличным опытом и уровнем достижений детей, направленностью их личности, структурой их интересов.  
Принцип развивающего обучения: построение занятий от простого -  к сложному.
Принцип систематичности: регулярное, последовательное   формирование у дошкольников знаний, умений и навыков двигательного поведения, согласно адекватных особенностей их развития  в периоды  младенчества, раннего и дошкольного возраста;
Принцип наглядности:  активизация зрительного анализаторов ребенка для формирования у ребенка представлений об осваиваемых движениях.
Принцип деятельного подхода: активизация  слухового, вестибулярного и тактильного анализаторов ребенка для вовлечения в активную деятельность для формирования здоровьесберегающих компетенций.
Для качественного проведения занятий по   физической культуре  с детьми дошкольного возраста с использованием фитбол-мячей мы  следуем     методике обучения технике упражнений с фитбол-мячами, которая  делится   на 4 этапа:
На первом этапе про¬цент упражнений с фитболами на    протяжении всего занятия составляет 20—30%.
Основные задачи:
 1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.
 2. Обучать правильной посадке на фитболе.
 3.Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе).
 На первом этапе обращаем внимание, на то,  чтобы   структура занятий включала  разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног, комплексы ритмиче¬ской гимнастики, 5-6 упражнений с фитболом, игровые упражне¬ния в виде эстафет, упражнения на растягивание и расслабление мышц с фитболами и без них. Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.
Второй этап включает  упражнения   в положении сидя на мяче, элементы стретчинга и расслабления с использованием фитболов. Количество упражнений с фитболом в процентном от¬ношении увеличивается до 60—70%.
Основные задачи:
1.   Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.
2.   Научить сохранению правильной осанки при уменьшении пло-щади опоры (тренировка равновесия и координации).
3. Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.
4.  Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.  
 При выполнении упраж¬нений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе следим, чтобы дети имели постоянный контакт с поверхностью фитбола. Увеличиваем объем упражнений на фитбол-мяче. Начинаем изучать музыкально-ритмические композиции с различными перестроениями.
На третьем этапе   занятие строим по фронтальному способу организации.
  Основные задачи:
1.   Научить выполнению комплекса ОРУ с использованием фит¬бол-мячей в едином для всей группы темпе.
 2.   Научить выполнению упражнений на растягивание с исполь-зованием фитбола.
Четвертый  этап.
Основная  задача направлена на  совершенствование качества выполнения упраж¬нений в равновесии.
Занятия по физической культуре с фитбол-мячами можно проводить индивидуально или всей  группой. Продолжительность занятия по времени  составляет  для детей 4-5 лет -25-30 минут, с детьми 6-7 лет -30-35 мин.  Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении на ковриках, дети одеты по возможности легко, лучше без обуви (в носках). Приступая к занятию необходимо подобрать мяч каждому ребенку по росту, так чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная осанка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведенные плечи (для этого руки поддерживают мяч сзади ягодиц), ровное положение позвоночника, подтянутый живот. Для большей устойчивости ноги в опоре стопами на полу расположены на ширине плеч.
Занятия с фитбол-мячами является  классическим занятием по физической культуре со строгой  трехчастной формой, с решением задач, имеющими общее и специальное воздействие на организм ребенка:
Подготовительная часть (10-15% продолжительности всего занятия), где мы создаем  положительный эмоциональный фон, психологическую установку, помогаем  функционально подготовить орга-низм к  предстоящей нагрузке, кроме того включаем упражнения  способствующие формированию правильной осанки и правильной установке стоп. Это занятия-сказки. Сказка активизирует слуховое внимание, вызывает воображение у детей. Упражнения выполняются детьми по ходу рассказывания сказки педагогом. Особое внимание обращаем на эмоциональный фон, стараясь, чтобы занятие приносило детям радость, настраивало их на дальнейшую активную работу на занятии. В подготовительной части используем упражнения на развитие мелкой моторики (хватание, бросание, прокатывание, поглаживание предметов), упражнения на перестроения, ориентировку в пространстве, на концентрацию и переключаемость внимания как слухового, так и зрительного.
Основная часть (70-80% времени), где мы решаем задачи, направленные на  развитие двига¬тельных навыков и умений, в ходьбе с мячом в руках; в беге; в прыжках на месте и в движении на одной ноге, на двух, с зажатым мячом между ног; ползание; в равновесии. Формируем физические качества – координацию, ловкость, силу, быстроту, выносливость. Корригируем имеющиеся деформации опорно-двигательного аппа¬рата. Воспитываем волю, решительность, дисциплинированность, активность (включаем выполнение специальных корригирующих упражнений индивидуально в течение 5 мин.).
                                                    
Упражнения в основной части занятии выполняем фронтально, поточно, подгруппами, в разных исходных положениях:
1. Положение, стоя с мячом:
*    мяч в опущенных руках;                              
*    мяч перед грудью в вытянутых руках;
*    мяч перед грудью в согнутых руках;
*    мяч над головой в вытянутых руках;
*    мяч за головой;
*    мяч за головой в согнутых руках.
2. Положение приседа с мячом:     I
*    присед с опорой руками на мяч, колени в стороны;
*    присед с опорой руками на мяч, колени вместе.
3. Положение, сидя на мяче:
*    сидя на мяче, ноги вместе, с различными исходными положения¬ми рук - руки на поясе, руки к плечам, руки за головой и т. д.;
*    ноги на ширине плеч; с различными исходными положениями рук руки на поясе, руки к плечам, руки за головой и т. д.
4. Положение, сидя на полу:
*    руки в упоре сзади, мяч между ног;
*    руки в упоре сзади, вытянутые ноги на мяче;
*    сидя на полу, мяч перед собой на коленях;
*    сидя на полу, мяч за спиной;
*    сидя на полу, мяч поднят над головой;
*    сидя на полу, руки и ноги крепко
    охватывают мяч, голова, при¬жата к мячу.
5. Положение, стоя на коленях:
*    с опорой руками на мяч;
*    с упором руками на мяч сбоку;
*    положение сед на пятки, руки в опоре на мяч;
*    положение сед на пятки, мяч сбоку.
6. Лежа на полу:
*    лежа на  спине, вытянутые ноги на мяч, таз опущен;
*    лежа на спине, мяч удерживается стопами
     или коленями;
*    лежа на спине, мяч удерживается руками на груди
     или на животе;
*    лежа на спине, мяч на вытянутых руках за головой
     или перед собой;
*    лежа на животе, мяч удерживается стопами;
*    лежа на животе, мяч на спине прижимается к
     ягодицам стопами;
*    лежа на животе, мяч в вытянутых руках;
*    лежа на боку, ноги, на мяче;
*    лежа на боку, мяч в вытянутых руках;
*    лежа на  боку, мяч удерживается стопами.
7. Лежа на мяче:
*    на животе в упоре ногами в пол, руки свободны;
*    на передней поверхности бедер в упоре руками
     в пол, ноги свободны;
*    на груди с упором ладонями и стопами в пол;
*    на спине в упоре на стопах, руки за головой;
*    на боку в упоре на стопах, руки на мяче.
В основной части занятия используем упражнения для мышц плечевого пояса и шеи, наклон, повороты, упражнения для туловища и специальные упражнения для ног. Особое внимание на занятии необходимо уделять упражнениям на развитие дыхания, которые проводятся без музыки одновременно с освоением детьми исходных положений на мяче. Дыхательную гимнастику необходимо проводить в медленном темпе, спокойно, без напряжения, с пузами отдыха, не вызывая дыхательного дискомфорта.
Во время проведения занятия обязателен контроль за физическим состоянием детей, при необходимости снижать нагрузку или даже прекратить на время занятие.
 Нельзя не отметить и то, что мяч по своим свойствам многофункционален,    может быть использован на занятие  как:  
Тренажер (для развития силы рук, ног (зажимы мяча), для развития координации);
Опора (в положении сидя на мяче,   в различных исходных положениях лежа).  
Предмет (для общеразвивающих упражнений в различных исходных положениях; для формирования основных видов движения (броски, ловля, ведение и др.)).
Массажер (при выполнении упражнений в парах, один партнер на другом выполняет массажные движения в и.п. лежа)  
Отягощение (в руках, ногах, для укрепления различных мышечных групп, формированию и коррекции фигуры).
Заключительная часть (10-15% времени) направленная на  постепенное снижение функциональ¬ной активности организма,   включаем игры и упражнения с мячами и без, на восста¬новление дыхания, самомассаж и упражнения  на  расслабление под музыку.
    
Данная методика была апробирована в течение 2007-2009 гг. на детях 5-7 лет на занятиях по физической культуре,  корригирующей гимнастике, на утренней гигиенической гимнастике, индивидуальных занятиях, в самостоятельной двигательной деятельности, в рамках дополнительных образовательных услугах (кружок по ритмической гимнастике). Результатом работы явилась положительная динамика двигательного развития дошкольников   и укрепление опорно-двигательного аппарата:  
     физического развития детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень в   2007-2008 уч. г.  - на 23% , в 2008-2009 уч.г. на 28 % ; в 2009-2010 уч. г на 32% .
     силовой выносливости мышц спины: на начало занятий с детьми посещающих кружок по корригирующей гимнастике в  сентябре 2007 г. с тестовым заданием справлялись   30 % детей, а в мае  2009 г. норму выполнило    77% детей;
     воспитанники ДОУ,  принимая  участие в городском конкурсе «Аэробика - королева спорта- 2009», используя музыкально-ритмическую композицию с  фитбол-мячами стали победителями.


Управление образования администрации г. Белгорода 2011
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 41 (162) выйдет
25 октября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год