Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Практикум «Подвижные игры народов Севера и их роль в формировании здоровья и развитии личности дошкольника»
Спорт, тренировки
Автор: Камашева Нафиса Имамовна   
14.03.2017 16:47

Практикум «Подвижные игры народов Севера и их роль в формировании здоровья и развитии личности дошкольника»Практикум «Подвижные игры народов Севера и их роль в формировании здоровья и развитии личности дошкольника»

инструктор по физическому воспитанию Камашева Нафиса Имамовна МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» Г. НАДЫМА» (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА») пр. Ленинградский, д.13, г. Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ,

В условиях Севера забота о здоровье детей, их физическом развитии, снижении заболеваемости очень важна. В неблагоприятных климатических условиях снижается двигательная активность, что отрицательно складывается на общем и физическом развитии детей, поэтому надо стремиться к тому, чтобы подвижная игра прочно вошла в их повседневную жизнь. Эта форма деятельности наиболее близка и понятна детям, она вызывает у них яркие эмоциональные переживания.

Проведение подвижных игр способствует оздоровлению детей:

  • правильному и своевременному развитию костного аппарата, формированию изгибов позвоночника, развитию сводов стопы;
  • укреплению мышц сердца, развивают его способность приспосабливаться к внезапной изменяющейся нагрузке;
  • правильному развитию терморегулирующих и защитных функций кожи;
  • укрепляют дыхательную мускулатуру;
  • развивают и укрепляют все группы мышц.

Традиционным средством педагогики являются народные подвижные игры. Практика показывает, что внедрение национально-регионального компонента в образовательный процесс повышает его уровень, способствует установлению прочных связей с коренным народом, обогащает духовные и социальные качества детей. Из поколения в поколение ее основы передавались в виде мифов и легенд, сказов и сказок, песен и танцев. Через ритуалы и игры дети учились навыкам взрослой жизни – охоте, рыболовству, обращению с животными. Подвижные игры народов Севера не только развивали необходимые физические качества – ловкость, силу, выносливость, но и воспитывали характер – смелость, терпение, наблюдательность, что помогало выживать в суровых климатических условиях. В них отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, творческой выдумкой. Познакомить детей с играми какого-нибудь народа – лучший способ вызвать интерес и симпатию к данному народу, поскольку игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Именно игра доступным языком передает детям знания о народе любой национальности. Недаром известная шведская писательница Астрид Линдгрен (автор любимых детских сказок о Малыше, Карлсоне и др.) сказала: «Игра – это желание жить». Обучая детей народным подвижным играм северян, мы тем самым помогаем сохранить знания об их жизни, труде, быте, сохранить уникальность народа, а также обогащаем физические навыки детей. В детском саду вполне можно проводить многие игры народов Севера, т.к. они очень просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (это шапочки на голову, веревки, санки, деревянные топорики). Правила таких игр дети хорошо запоминают и усваивают. Разумеется, игры должны быть доступны детям, вызывать у них интерес и радость. Подбирая их, надо учитывать время года, состояние погоды, температуры воздуха. Игры народов Севера зародились в далеком прошлом в недрах народного быта. Состязания в силе, ловкости, быстроте, меткости издавна распространены у малых народов. Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью национальной культуры. Участвуя в них, дети знакомятся с обычаями, своеобразием быта, языка людей коренных национальностей. Подвижные игры влияют на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, соревновательного настроя и обеспечивает развитие симпатий, интереса к данному народу. Народные игры Севера передают особенности труда людей (охоты, рыбалки, оленеводства), а также неповторимый колорит народного творчества. Среди игр и развлечений взрослого населения можно выделить национальные виды соревнований, которые сопровождают праздники, связанные с хозяйственной деятельностью. Из них наиболее распространены: гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), пастушьего топора на дальность, прыжки через нарты, перетягивание палки, стрельба из лука, бег на лыжах, бросок камня через реку. Интересны традиционные прыжки через нарты. Несколько нарт устанавливаются параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в другом, кто перепрыгнет больше нарт без отдыха. Для этого надо иметь очень быстрые и крепкие ноги, чтобы по целым дням бегать за оленями в тундре. Красивое захватывающее зрелище – гонки на оленьих упряжках. Тынзей мечут на поставленную вертикальную палку, хорей, на головки нарт. Топор бросают на дальность. Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног. Все эти виды соревнований – мужские. Дети в своих играх подражают взрослым. Игры мальчиков отражают главным образом различные моменты хозяйственной деятельности (стрельба из лука, метание аркана и т.д.) В качестве игрушек для мальчиков распространенными являются игрушечные изображения оленей, детские луки со стрелами, изготовляемые обычно из прутьев ивняка. Вырабатывая меткость, малыши упражняются в стрельбе по неподвижным и подвижным целям. Для детей часто делают маленькие нарты, в них ребята иногда запрягают собак. Из других игр и забав можно отметить женские игры – в жмурки, колечко – аналогичные русским играм. Женщины также изредка участвуют в гонках на оленях. Во всех состязаниях, конечно, важен результат, желание стать победителем. Здесь проявляется мастерство и умение каждого из участников, их умения и навыки, заложенные с детства. Например, начиная с 3-4-летного возраста дети коренных национальностей учатся метать маут (веревочную петлю) на оленьи рога, ухаживать за собаками.

В детских садах наиболее известны такие подвижные игры народов Севера, как:

  • игры с бегом: «Каюр и собаки», «Ловля оленей», «Здравствуй, догони», «Важенка и оленята», «Волк и олени».
  • игры с прыжками: «Нарты — сани», «Охота на куропаток».
  • игры с метанием: «Сюлы» (ледяные палочки), «Отбивка оленей», «Ловкий оленевод», «Охота на волка»
  • игры на развитие ловкости, выдержки, находчивости, воображения, силы: «Борьба на палке», «Перетягивание палки», «Успей поймать», «Хейро», «Бег в снегоступах», «Полярная сова и евражки»
  • игры на развитие мелкой моторики: «Вывко» (детская гуделка), «Меткий охотник», «Колечко».

Подвижные игры народов Севера играют большую роль в организации двигательной деятельности и укреплении здоровья на прогулке. С их помощью педагог воспитывает у детей положительное отношение к прогулке при низкой температуре и поддерживает у детей бодрое настроение, активность. Они помогают создать у детей положительный настрой, убеждать их не бояться мороза; напоминает о том, что мороз не заберется под шубу к тому, кто умеет бегать, прыгать, кататься на санках. С детьми дошкольного возраста можно также проводить вечера развлечений, праздники, связанные с началом и концом полярного лета. В них можно включать игры «Гонки на оленьих упряжках», игра-хоровод «Хейро» (солнце). В хороводе в такт слову «Хейро» дети выполняют простые ритмические движения, характер их зависит от фантазии педагога, умения детей четко, одновременно выполнять показанные им движения, можно включать и другие виды игр, упражнений в ловкости, быстроте, находчивости. Для эффективного использования подвижных игр народов Севера в целях формирования здоровья и развития личности необходимо самим педагогам:

  • хорошо изучить их содержание, т.к. глубокие знания и свободное владение обширным игровым репертуаром является необходимым условием внедрения народных игр;
  • постоянно повышать свой уровень знаний об играх, традициях, жизни северян;
  • хорошо знать методику педагогического руководства играми, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей; пробуждать у них интерес, воображение, активность; привлекать внимание детей к их содержанию, следить за точностью выполнения движений;
  • строго следить за физической нагрузкой, поддерживать и регулировать эмоционально-положительное настроение и доброжелательное отношение играющих; приучать детей ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;
  • вызывать интерес детей к этим играм путем ознакомления с жизнью, культурой и бытом коренных северян с помощью экскурсий, выставок, бесед; перед проведением игры предварительно рассказать о жизни, или каком-то определенном предмете, обычае северного народа, роли ведущего, пояснить роль других игроков;
  • создать в группах необходимые условия для организации народных игр с детьми.

Педагогу необходимо помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть самостоятельно, активно, а затем регулировать степень внимания, мышечного напряжения, приспосабливаться к условиям окружающей среды, находить выход из критической ситуации, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу. Таким образом, северные народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой начальный этап формирования личности, сочетающей в себе положительные нравственные качества, физическую активность и оказывают огромное влияние на формирование здоровья детей.

Игры народов Севера

1. Подвижная игра «Ловля оленей»

Задача: упражнять в согласовании выполнении движении и слов текста; способствовать эмоциональному насыщению атмосферы в процессе игры.

Оленята в тундре жили,
Головой они крутили
Вот так, вот так головой они крутили (повороты головы)
Оленята мох искали,

Снег копытом разгребали
Вот так, вот так снег копытом разгребали (изображают, как ищут мох)
А потом по тундре белой
Быстро, быстро побежали.

После слов «Оленевод идёт» дети под музыку разбегаются по залу. У Оленевода в руках обруч, которым он пытается заарканить оленей.

2. «Придумай фигуру».

Задача: закреплять навыки правильного выполнения движений; развивать инициативу и творчество.

(Дети под музыку бегают, по окончании музыки дети замирают.

3. Эстафета: «Какая команда наловит больше рыб»?

Задача: упражнять в скоростном выполнении задания; развивать чувства коллективизма.

4. Подвижная игра «Лиса и утки»

Задача: закреплять умение бегать в течении определённого времени;

(Дети — утки становятся в круг, в центре круга — лиса. На лису надета шапочка-маска)

Дети: Почему так, почему так,
Ты, лисичка, любишь уток?
Лиса: Ах, пустите, я спешу так,
Мне, простите, не до шуток.

Дети: Почему так, почему так
Ты, лисичка, любишь уток?
Лиса: Что вы, что вы, я дрожу так,
Говорят, что вид их жуток.

Дети: Почему так, почему так
Ты, лисичка, любишь уток?
Лиса: Не люблю я их совсем
Как поймаю — сразу съем!

(После этих слов дети разбегаются по залу, а лиса пытается их поймать. Победители те, кто не попался в лапы лисы).

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год
Скачать Номер 6 (91) за 2017 год
Скачать Номер 5 (90) за 2017 год
Скачать Номер 4 (89) за 2017 год
Скачать Номер 3 (88) за 2017 год
Скачать Номер 2 (87) за 2017 год
Скачать Номер 1 (86) за 2017 год
Скачать Номер 12(24) за 2011 год