Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сценарий воспитательного мероприятия» «Мама, папа, я — туристическая семья» для детей 5-7 лет и их родителей
Спорт, тренировки
Автор: Козырь Наталья Валерьевна Рыжов Николай Петрович Ковников Давыд Николаевич Сангаджиев Василий Ахмедович   
28.10.2024 23:29

Сценарий воспитательного мероприятия» «Мама, папа, я — туристическая семья» для детей 5-7 лет и их родителейСценарий воспитательного мероприятия» «Мама, папа, я — туристическая семья» для детей 5-7 лет и их родителей

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Аннотация: В России и в нашем регионе проходит год семь и детства. И цель нашей методической разработки является развитие и широкая пропаганда семейного туризма. Туризм служит надежным средством укрепления здоровья и восстановления сил. Это одна из самых привлекательных и полезных форм проведения выходных дней и отпуска для детей и родителей.

Семейные туристические слёты (походы) оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной деятельности.

 

Скачать конспект

Кроме того, совместные походы способствуют укреплению семьи, формируют у детей важнейшие нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение. В семейном походе дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу, видят свою отдачу. Именно в походе сам по себе возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.

Очень часто возникает ситуация, что семья не подготовлена к походу, не знает и не владеет элементарными туристскими навыками. Данное мероприятие является одним из решений обозначенной проблемы. Проведение туристического слёта для детей и родителей предусматривает совместное выполнение заданий, направленных на приобретение детьми родителями теоретических и практических туристских знаний, и навыков.

Материал методической разработки предназначен организаторам летнего отдыха: инструкторам по физической культуре, педагогам, воспитателям, представителям общественных организаций; всем, кого волнует проблема развития активного позитивного досуга детей и родителей.

Цель: Создание условий для совместного семейного отдыха, сплоченности, укрепления и оздоровления семьи через организацию и внедрение элементарных форм детского туризма.

Задачи:

  • формировать основы здорового образа жизни;
  • развивать активную туристско-спортивную деятельность семей;
  • обучать детей первоначальным туристическим навыкам;
  • воспитание физически здоровой, нравственной личности, любящей и знающей свой край;
  • воспитывать в детях нравственные качества: взаимопомощь, коллективизм, доброту, бережное отношение к природе.

Участники мероприятия: дети подготовительных групп и их родители. Формируются команды по равному количеству участников. Каждая команда готовит название, девиз, нагрудные эмблемы на каждого участника, с названием и соответствующими символами.

Место проведения: территория детского сада (участки, спортивная площадка, сооружения и тд.).

Организация туристического слёта.

Туристический слет состоит из нескольких этапов:

  1. – Торжественное открытие туристического слета.
  2. — Получение карты –схемы маршрута движения по станциям.
  3. – Движение по станциям:

Спортивная, экологическая; медицинская; туристическая.

4 – Привал.

5 – Игровая деятельность детей.

6 – Подведение итогов, фото, сбор в детский сад.

7 — После мероприятия педагоги с детьми организует выставку поделок из природного материала, рисунков детей на тему: «Туристические красоты Ямала» для родителей.

Предварительная работа детьми проводилась в течении месяца:

  • Рассматривание иллюстраций, фотографий о походной жизни туристов;
  • создание карты – маршрута по территории детского сада (размер А3 на плотной бумаге);
  • знакомство со снаряжением туриста (палатка, рюкзак, одежда и т. д.);
  • беседы на темы: "Кто такие туристы?""Правила движения по маршруту", "О ядовитых грибах и растениях", "Лекарственные растения", "Береги лес от пожара";
  • знакомство детей с компасом и ориентированию на местности, для развития глазомера, наблюдательности на туристическую тематику;
  • знакомство с аптечкой туриста (обязательно должна быть кипяченая вода);
  • изучение и распечатка топографических условных знаков;
  • изучение и распечатка картинок следов животных;
  • подготовка выставки поделок и рисунков на тему «Туристические красоты Ямала» для родителей.

Оборудование: секундомер, свисток, музыкальный центр, шары надувные, рюкзаки, компасы, верёвки для вязки узлов, верёвки для турполосы, спички, 2 обруча, 2 удочки, конусы, кольца по количеству участников, 2 кольцеброса, дрова, карта, набор рыбок для рыбалки, туннель, верёвки, бревно, кочки для болота, резинка, канат, 2 палатки, бинты — 20 штук, аптечка- 2 шт.

Действующие лица: 2 ведущих, спортик, доктор Айболит, турист, тундровичёк.

Ход мероприятия:

На территории детского сада на значительном расстоянии друг от друга размечаются точки туристического маршрута. На каждой станции детей и их родителей будет ждать герой с заданием. Для каждой группы формируется маршрутный лист, схематично изображающие территорию и направление движения от станции к станции. Ведущий группы командир команды. Время на прохождение маршрута 40 минут.

Звучат фанфары.

Площадка украшена шарами. Дети и взрослые одеты в спортивную форму (с нагрудной эмблемой), под звуки марша выходят и строятся по периметру.

Ведущий 1: Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте! Здравствуйте, друзья! Ведущий 2: Мы рады приветствовать вас на летнем семейном слёте туристов!

Ведущий 1: Всех, кто не боится дальних дорог, кто ждёт с нетерпением встречи с солнцем, ветром, костром и палаткой, зовут туристами. Вот и мы сегодня собрались здесь на слёт юных туристов и их родителей.

Ведущий 2: Через несколько минут здесь начнутся весёлые состязания под девизом: «Мама, Папа, Я- туристическая семья».

Ведущий 1: К торжественному маршу приготовиться! Шагом марш! (Команды с эмблемами на груди маршируют в заданном темпе, сохраняя шеренгу, по физкультурной площадке). Туристический слёт дошкольников и их родителей «Мама, Папа, Я- туристическая семья- 2024 года» объявляется открытым! (ФАНФАРЫ!).

Ведущий 2:А теперь давайте познакомимся с командами!

Команды! Равняйсь! Смирно! Капитаны команд представьте свои команды!

Приветствие команд.

(Каждая команда приготовила своё приветствие).

Ведущий 2: Все, собрались. Мы здоровы. Бегать и играть готовы.

Дети и родители: Да.

Ведущий 2: Ну, тогда подтянись, не зевай, не ленись. На разминку становись!

РАЗМИНКА ТУРИСТА.

(Под танцевально-ритмическую музыку ведущий проводит разминку)

Ведущий 1: А теперь, давайте проведем разминку для ума. Отвечайте на мои вопросы (капитан команды, которая готова ответить поднимает руку и команда отвечает):

  1. Какие виды туризма вы знаете? (Велосипедный, пеший, лыжный, горный, автомобильный).
  2. Какие части света вы знаете? (Север, юг, запад, восток).
  3. Где восходит солнце? (На востоке).
  4. Где заходит солнце? (На западе).
  5. Какие вы знаете съедобные грибы? (Подберезовики, подосиновики, грузди, лисички, опята).
  6. А несъедобные? (Поганки, мухоморы, ложные опята, ложные лисички).
  7. Какие лесные ягоды можно есть? (Малину, землянику, ежевику, рябину).
  8. А какие нельзя? (Волчью ягоду, вороний глаз, бузину).
  9. Каких зверей надо опасаться в лесу? (Волка, кабана, медведя, лося).
  10. Можно ли пить воду из рек, озер, из других источников? (Нельзя, воду можно пить только после фильтрации и кипячения, кипятить не менее 10 минут).
  11. В чем несут все необходимое, когда идут в поход? (В рюкзаке).
  12. Где спят туристы? (В палатке).
  13. В чем готовят еду? (В котелке).
  14. Что является постелью в походе? (Спальный мешок).
  15. Как называется предмет, с помощью которого мы узнаем части света? (Компас).
  16. Можно мусорить в лесу? (Нет).

Ведущий 2:Молодцы, отлично размялись, а теперь пора и в путь.

Ведущий 1: К месту каждого этапа команды добираются по карте. Капитаны команд, подойдите, получите маршрутный лист (карту). (Капитанам вручаются карта-схема, в которой обозначены маршруты, прохождения по станциям. Команды проходят от станции к станции, выполняя предложенные задания и соревнуясь между собой).

Ведущий 2:Ребята, будьте предельно внимательны, доброй дороги!

1. Станция «Спортивная»

На станции спортивной, детей и их родителей встречает Спортик, который объясняет и показывает, как правильно проходить полосу препятствий. Дети и их родители проходят полосу препятствий, демонстрируя такие качества, как ловкость, смелость, выносливость, быстроту.

Спортик: Здравствуйте ребята и родители!

Дети и родители: Здравствуйте!

Спортик: Вы готовы продемонстрировать свои физические качества.

Дети и родители: Да.

Спортик: Тогда слушаем мои задания и проходим на время полосу препятствий.

Команды проходят по очереди полосу препятствий на время.

Полоса препятствий:

1. «Переправа».

Верёвки находятся параллельно друг другу. Нижняя веревка лежит наземле. Расстояние между нижней и верхнейверевкой —в рост ребенка. Веревки натягиваются очень туго. Ребенок передвигается боком, держасьруками за верхнюю веревку и переступая приставными шагами по нижней. На нижнюю веревку становятся ногами, за верхнюю держатся руками, взрослый рядом, страхует.

2. «Мышеловка» — все участники команды, друг за другом, ползут на четвереньках через тоннель.

3. «Бревно» — взрослый и ребенок в паре, приставными шагами, держась за руки, передвигаются по бревну (ребёнок), по земле родитель.

4. «Паутина» — все участники команды, друг за другом, пролезают через резинку (в виде паутинки), натянутую между двумя стойками.

5. «Болото» — все участники команды, друг за другом, преодолевают условное болото ступая только по кочкам (твёрдые модули).

6. «Крепкий узел» -все участники команды должны завязать крепкий узел.

Спортик: Молодцы, справились с заданием. И теперь Вы можете продолжить своё путешествие. Доброго пути!

Ведущий 1: Полоса препятствий пройдена! Команды, посмотрите на карту! В каком направление нам нужно двигаться? (просмотр карты, определения движения направления. Приложение №1) Правильно! Станция медицинская. Наша дорога полна препятствий. И мы должны уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. В путь!

2. Станция «Медицинская»

На станции медицинской, детей встречает доктор Айболит, который принимает маленькие экзамены у ребят и их родителей. Команды показывают свои навыки в оказание первой медицинской помощи пострадавшим. Отвечают на вопросы, какие лекарственные растения можно использовать в лесу.

Айболит: Здравствуйте ребята и родители!

Дети и родители: Здравствуй, доктор Айболит!

Айболит: Очень рад видеть вас у себя и готов поделится с вами своими секретами.

Решение проблемных ситуаций.

Решение проблемных ситуаций:

  1. В результате загадочных обстоятельств продукты питания исчезли. Можноли обойтись без продуктов питания? Если да, то каким образом?
  2. Проблемная ситуация «Как оказать помощь?». Во время похода бываютразные ситуации: кто-то нечаянно поранился, кого-то ужалила пчела, у кого-то ушиб. А аптечки у нас нет. Скажите травы, которые можно использоватьпри порезах (листья крапивы и чистотела). Скажите травы, которые могутпомочь при ушибах и укусах насекомых. (Измельченные листьяподорожника).
  3. Как перевязать рану? (Дети практически показывают на родителях как перевязывать рану).

Айболит: Молодцы ребята и родители, теперь вы все знаете и справитесь с любыми трудностями. До свиданья.

Ведущий 2: Куда же нам следует идти? (просмотр карты, определения движения направления. Приложение 1) Правильно! Держим путь к стойбищу.

3. Станция: «Экологическая»

На станции детей встречает герой «Тундровичок»

Тундровичок: Здравствуйте! Разрешите представиться.

Далеко в лесу живу

Грибы, ягоды люблю,

Знаком мне каждый пень, сучок,

Я – озорной тундровичок!

Дети и их родители: Здравствуй, тундровичок!

Тундровичок: Я загадки приготовил для вас,

Отгадать вы их готовы, сейчас? Указать ответы

Дети и родители: Да.

Тундровичок:

1. Чуток, строен и высок, гордо голову несёт.

От рогов густая тень, вот красивый зверь… (Олень)

2. В тундре белый лис гуляет, мышек маленьких пугает.

Очень хитрый он ловец. Как зовут его… (Песец)

3. На болотах северных королева-ягодка,

Красная и сочная, кислая на вкус.

Ягодка лечебная, стебель низко стелется;

Собирать ту ягодку я не поленюсь. (Клюква)

4. Красной смородины вкус этой ягоды.

Внешность малины, а цвет-то — оранжевый!

Куст невысокий. Ту ягодку встарь

Нежно назвали "болотный янтарь". (Морошка)

5. Ягодки чёрные, вкусные, сочные;

Родина ягодок этих — тайга.

Кустики ценятся прямо с листочками,

Ягодки кушай, листочки — на чай. (Черника)

Тундровичок: Молодцы ребятки, отгадали все загадки! Ребята, а какие ещё звери живут в нашем крае? Я сейчас вам буду показывать следы животных, а вы попробуйте угадать, какой зверь наследил?

Показывает картинки со следами белого медведя, зайца, оленя, волка (Приложение №2). Дети отгадывают, родители помогают.

Тундровичок: Ребята и их родители, сейчас мы пойдём с вами в стойбище.

Все участники идут за тундровичком.

Тундровичок: Ну, вот мы с вами и пришли в стойбище. А каких коренных жителей Ямала вы знаете?

Дети и их родители: Ханты, ненцы, манси, селькупы…

Тундровичок: Отгадайте загадку:

В тундре голой и холодной,

Он стадо оленей пасёт.

Зря тут бродит волк голодный,

Потому что это стадо стережёт… (Оленевод)

Профессия — оленевод очень почётна для народов севера, ведь олень – это и средство передвижения, и еда, и одежда. Круглый год оленеводы пасут огромные стада оленей. А чем ещё занимаются коренные жители севера?

Дети и их родители: Охотой, рыбалкой.

Тундровичок: В наше время у народов ханты и ненцев есть свой праздник – «День оленевода и охотника», во время которого проводятся различные соревнования: борьба, перетягивание палки, тройной прыжок, прыжки через нарты, набрасывание тынзяна на хорей, гонки на оленьих упряжках. В конце соревнований выбирают самого лучшего оленевода и охотника.

Я предлагаю вам ребята вместе с родителями по очереди пройти эстафету «Оленевод» и посмотреть способны ли вы стать оленеводами и охотниками.

Тундровичок: Участники команды добегают до озера (обруча) с рыбками, берут удочку ловят одну рыбку, снимают с крючка и убирают в ведро, кладут удочку. Затем продолжают движение до ограничительной линии, набрасывает кольцо на кольцеброс «рога оленя». Затем возвращается к команде и передают эстафету.

Тундровичок: Молодцы! Настоящие оленеводы! Дорогие ребята, я очень рад нашей встрече. Знайте, любите и уважайте наш северный край — наш Ямал! До новых встреч, до свидания!

Ведущий 1: Очень было интересно у тундровичка в гостях! А куда нам теперь идти? (просмотр карты, определения движения направления. Приложение №1) Правильно! Идем на туристическую станцию.

4. Станция: «Туристическая»

На станции детей встречает Турист.

Здесь дети показывают свои навыки и умения в установлении палатки; виды костров и правила разведение костра; ориентировки на местности по компасу и знания топографических условных знаков.

Турист: Здравствуйте туристы! Вы готовы продемонстрировать свои туристические навыки.

Дети и их родители: Да.

Турист: Тогда слушаем мои задания.

Выполняют задания Туриста.

  1. Топографические условные знаки (раздаются карточки с топографическими условными знаками (Приложение №3), надо назвать правильно).
  2. Установка палатки (на время и правильность устанавливается палатка).
  3. Виды костров. Правила разведение костров в лесу.
  4. Ориентировка на местности по компасу (определение частей света- дети; определение азимута предмета- родители).

Турист: Молодцы туристы, справились с заданием. И теперь Вы можете продолжить своё путешествие. Доброго пути!

Ведущий 2:Вот и подходит наше путешествие к концу.

Обязательно нужно беречь природу, чтобы наш мир был прекрасен и были замечательные места родного края для активного отдыха.

Но перед тем как сделаем привал, давайте расскажем:

  • Для чего нужна карта?
  • Чему вы научились у Спортика?
  • Чему вас научил доктор?
  • Кто такой тундровичок?
  • Кто такой оленевод?
  • Как безопасно развести костер?
  • Надо ли за собой убирать мусор?

Ведущий 1: Все верно! А теперь мы сделаем привал, пока мы подсчитаем баллы.

«Привал»

На привале все отдыхают, поют одновременно песню «Вместе весело шагать по просторам». Туристы очень любят отдыхать около костра и петь песни. Около импровизированного костра дети и их родители встают в круг и исполняют песню, делятся впечатлениями, перекусывают и пьют чай, а также играют в игры (Приложение №4).

Ведущий 1: Вот и подошел к концу наш тренировочный поход! (Объявляется построение команд на площадке для подведения итогов турслёта и награждения команд грамотами и призами: «Турист — 2024». Грамоты м призы вручают ведущие. Построение. Награждение участников. Фото на память).

Ведущий 2:Вот и подошел наш семейны й туристический слёт к концу. Любите край, в котором мы живем. Всем мира, тепла и добра!

(Дети и их родители прощаются с сказочными героями и уходят в детский сад на организованную выставку детей для родителей

«Туристические красоты Ямала»).

Использованная литература:

  1. Здоровье дошкольника №2, 2014 г. ООО «Издательский дом ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА» стр. 37-39
  2. «Сценарии спортивных праздников и мероприятий» для детей 3-7 / авт. -сост. Е. И. Подольская. – Волгоград: Учитель, 2009 г. Стр. 90-93
  3. https: //www. pdou. ru/categories/3/articles/3865? ysclid=lury8k9s34987420692
  4. https: //www. vospitatelru. ru/categories/3/articles/2140? ysclid=lv53p18l8v840845869
  5. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя детсада — сост. А.В. Кенеман; под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1989.

Приложение №1

Приложение №2

Медведь

Волк

Лиса

Приложение №3

Топографические условные знаки:

Приложение №4

«Игровая деятельность детей»

Подвижная игра «Отбивка оленей»

Дети делятся на две команды. На одной половине игрового поля – «охотники», на другой – «олени». У охотников в руках мягкие мячи. По сигналу дети начинают передвигаться, имитируя оленей, на своей половине. По сигналу «Раз, два, три – отбивку начни!» охотники метают мячи по ногам оленей – начинают отбивку оленей. «Олень», в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Затем подсчитываются «отбитые олени» и дети меняются ролями.

Игра «Белый шаман»

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга -водящий. Это белый шаман – добрый человек, он становится на колени и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год