Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Занятия по физической культуре для детей с речевой патологией
Спорт, тренировки
Автор: Палова Елена Александровна Масленникова Наталья Александровна Николаева Анна Николаевна   
30.12.2023 16:55

Занятия по физической культуре для детей с речевой патологиейЗанятия по физической культуре для детей с речевой патологией

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г. т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Самоцветы»

  • ИФК Павлова Е.А.
  • ИФК Масленникова Н.А.
  • Музыкальный руководитель Николаева А.Н.

Здоровые дети – самая главная наша ценность, это наше будущее. К сожалению, по данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, здоровье за последние десятилетия ухудшилось. Снизилось количество детей с первой группой здоровья. Увеличилось количество детей, имеющих какие-либо отклонения в состоянии здоровья. В нашем дошкольном учреждении помимо общеобразовательных групп есть группа компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи (ТНР). Работа с детьми данной группы имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии, у детей часто встречаются вторичные отклонения в развитии. Физическое воспитание дошкольников с ТНР в нашем детском саду строится согласно Адаптационной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелым нарушением речи (АООП с ТНР). Речевые нарушения часто влекут за собой отставания в общем развитии. Поэтому очень важно во время заняться исправлением звукопроизношения. Речь — не врожденная способность, она формируется постепенно. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Одним из доступных и эффективных средств является занятия с элементами логоритмика.

 

Задачи таких занятий, подобрать необходимые формы и методы обучения комплексного воздействия на коррекцию устной речи, на психофизическое развитие детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения.

Интегрированные занятия помогаю исправлять речевые нарушения дошкольников, используя основной принцип, это взаимосвязь речи, музыки и движений, артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных, процессов и творческих способностей детей.

Логоритмика способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, а также развивает чувство ритма, внимание, память. С целью повышения двигательной активности, а также с целью укрепления дыхательной системы у детей на занятиях по физической культуре хорошо использовать элементы логоритмики с дыхательными упражнениями.

Логоритмика – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. Включение элементов логоритмики в физкультурные занятия, что делает коррекционную работу более успешной и результативной.

В вводной части занятия берутся различные виды ходьбы, перестроений и бега под музыку, счёт, упражнения с речевками.

При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив.

В основной части занятия элементы логоритмики можно использовать как в общеразвивающих упражнениях, так и в основных видах движений. При разучивании упражнений соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков.

Общеразвивающие упражнения разучиваются поэтапно: сначала текст, затем движения, потом произносят текст вместе с выполнением упражнений. Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища, произносятся в умеренном темпе с речевыми паузами и логическими ударениями. Все упражнения выполняются поточным способом.

При выполнении основных движений не все задания можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося слова. Это может вызвать расстройства дыхания, поэтому лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, другая произносит текст.

При проведении физкультурных занятий с элементами логоритмики подбираются подвижные игры с речевым сопровождением. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры. Тематика подвижных игр согласовывается с логопедом группы, который консультирует инструктора по физвоспитанию, на какую тему следует подбирать речевой материал, тем самым закрепляя материал лексической темы. В игры включаются различные формы передвижения – бег, прыжки, подскоки, ходьба и т.п., которые требуют быстроты, силы, ловкости, координации движений, выносливости и оказывают всестороннее воздействие на организм.

Игры с речевым сопровождением воспитывают такие качества, как внимание, инициатива, смелость, чувство товарищества, дисциплина, умение действовать в коллективе и способствуют развитию речи детей.

В заключительной части занятия хорошо использовать игры и игровые упражнения малой подвижности со словесным сопровождением.

В каждое занятие включаются задания на развитие произвольного внимания, быстрых и точных реакций на зрительные и слуховые раздражители. Они совершенствуют зрительную, слуховую и двигательную память, способствуют увеличению объема слухоречевой памяти, формируют способность к сосредоточению и развитию волевой сферы детей. Сочетание движения и речи развивает умение владеть своим телом.

Использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей, способствуют преодолению речевой патологии и в конечном итоге социальной реабилитации детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год