Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Образовательная деятельность по физической культуре в подготовительной к школе группе на тему «Спасение электропоезда»
Спорт, тренировки
Автор: Павлова Наталья Николаевна Владимирова Лариса Илларионовна   
24.12.2023 19:18

Образовательная деятельность по физической культуре в подготовительной к школе группе на тему «Спасение электропоезда»Образовательная деятельность по физической культуре в подготовительной к школе группе на тему «Спасение электропоезда»

Интеграция вариативного модуля «Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах» в образовательную область «Физическое развитие»

Павлова Наталья Николаевна инструктор по физической культуре,

Владимирова Лариса Илларионовна старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №1 «Березка» г. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Цель: Систематизировать знания о правилах безопасного поведения на железной дороге, воспитывать чувство осторожности и ответственности за свои поступки.

 

Задачи:

Воспитывающие задачи:

  • воспитывать организованность, самостоятельность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками, умение работать в команде, помогать друг другу
  • воспитывать чувство ответственности за свои поступки, чувство осторожности
  • воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

Обучающие задачи:

  • закрепить знания детей о семафоре, предупреждающих дорожных знаках: «железнодорожный переезд со шлагбаумом» и «железнодорожный переезд без шлагбаума», о понятии «тротуар», «пешеход», «пешеходный переход», правилах поведения на железной дороге.
  • упражнять детей в равновесии при ходьбе по ограниченной площади опоры, в прыжках из обруча в обруч
  • закрепить порядковый и обратный счет.

Развивающие задачи:

  • развивать координацию движений и ловкость при метании мяча в горизонтальную цель
  • развивать интерес к физическим упражнениям.

Оборудование: ребристая доска (зебра) 2 шт., 2 шнура по 3 м, гимнастическая скамейка, обручи 4 шт., большая корзина с малыми мячами по 4 шт. на каждого ребенка, 2 корзины для метания, дорожные знаки со стойками: 1.25 «Дорожные работы» [3], 5.19. 1 «Пешеходный переход» [3], 1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» [3], 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума» [3], 5 конвертов с заданиями, фишки с цифрами до 10 в двух цветах, макет семафора, музыкальное сопровождение.

Основная образовательная область: физическое развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Предварительная работа: беседы с детьми о железной дороге [1, 38], семафоре [2, 84], проведение занятия по теме «Правила безопасного поведения пешеходов при движении по дороге» [6, 29], чтение художественной литературы Галиевой С.Г., Демьяновой Г.Ю. «Юл йөрү кагыйдәләре турында кызыклы итеп» [5, 17-19], Хамидуллиной В.П. «Умные и сложные правила дорожные» [8, 16], просмотр мультипликационного фильма «Аркадий Паровозов – Безопасность на железной дороге!», проведение кейс-иллюстраций «Опасные ситуации» [8, 14], экскурсия на железнодорожный вокзал, к железнодорожному переходу, подготовка атрибутов к занятиям.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Приемы: сюрпризный момент, художественно слово, объяснение, постановка и решение вопросов проблемного характера, показ, напоминание, поощряющая оценка, практические действия.

Использование технологий: здоровьесберегающие технологии, игровые, кейс-технология, технология квест – игры, информационно-комуникативные технологии.

1.Вводная часть

Дозировка

 

1.1.Построение в колонну по одному, равнение.

Инструктор по физической культуре:

-Ребята! Я сегодня в новостях услышала, что из депо пропал пассажирский электропоезд. И теперь люди не могут отправиться в поездку. Они также показали фотографию этого электропоезда. Как вы думаете, куда он мог пропасть? (предположения детей).

- Мне тоже кажется, что кто-то его похитил. Может, мы сможем найти его? А откуда мы начнем поиски? (с вокзала). Как называется вокзал, с которого отправляются поезда? (Железнодорожный вокзал).

- Да, я тоже так думаю.

5 мин.

 

1.2.Ходьба в колонне по одному

- Группа, равняйсь, смирно! Направо! За направляющим в сторону железнодорожного вокзала шагом марш! Ходьба друг за другом, спина прямая! Мы идем пешком, значит мы …….? (Пешеходы)[2,40]. Правильно, а где идут пешеходы?

(По тротуару)[1,37]

15 с.

 

1.3. Ходьба на носках 5 м

- Смотрим вперед, не видно ли там электропоезда. Идем на носках, руки ко лбу.

15 с.

 

1.4.Ходьба на пятках 5 м

- Тут на тротуаре лужи, идем на пятках, чтобы ножки не промочить, руки на поясе!

10 с.

 

1.5.Ходьба между шнурами семенящим шагом 4 м

- А здесь ремонтные работы (показ предупреждающего дорожного знака 1.25 «Дорожные работы» [3,5]).

- Идем семенящим, мелким шагом, руки на поясе!

20 с.

 

1.6. Ходьба по ребристой доске 3 м

- Дальше переходим дорогу по пешеходному переходу.

(показ дорожного знака 5.19.1 «Пешеходный переход» [3,5])

2 раза

 

1.7. Медленный бег в колонне по одному

- Впереди нужно перейти парк, за которым уже вокзал, по парку медленно бегом марш!

1.8. Быстрый бег

Быстрее бежим! Шагом марш!

10 с.

30 с.

 

1.9.Ходьба врассыпную

- Молодцы! Вот мы и добрались! Врассыпную шагом марш! Шагаем тихо, глазами ищем предметы, подсказки, может какие то следы остались. (Дети находят конверт с письмом от Аркадия Паровозова и один элемент пазла).

«Я долго наблюдал на вокзале за людьми. Некоторые из них совсем не знают Правила поведения у железнодорожных путей и на остановочной платформе. Мне стало обидно, и я решил проучить их. Превратил электропоезд в картинку из пазлов, и раскидал эти элементы по разным местам. Ваша задача – вспомнить правила поведения на железнодорожном вокзале и найти все элементы картинки.   В конце маршрута вы сможете собрать с помощью пазлов   «пропавший» электропоезд. Вот вам первое задание: вы должны сесть на поезд и поехать в депо».

- Ребята, а вам когда-нибудь приходилось путешествовать на поезде? А давайте сядем в поезд и вспомним правила поведения на платформе и в пассажирском поезде.

10 с.

 

1.20. Ходьба в колонне по одному с последующим перестроением в колонну по три

А для этого за направляющим в обход зала шагом марш! В три шеренги становись! Продолжаем шагать на месте! Группа стой раз, два! Налево!

20 с.

 

2.Основная часть

2.1. Общеразвивающие упражнения «Поезд»

 

1.И.п.: ноги слегка согнуты в коленях, руки перед грудью. Повернуть голову вправо, и.п., повернуть голову влево, и.п.)

1.Мы стоим на платформе, не заходя за шуц-линию (это тактильная ярко-желтая полоса по протяженности платформы)   и ждем наш поезд. Смотрим по сторонам.

6 раз

 

2.И.п.: Ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки вверх вправо, и.п., тоже самое в левую сторону.

2.Наш поезд приехал.

Мы осторожно все зашли в вагон. На полку верхнюю убрали свой багаж.

Вот так, вот так

Мы убрали свой багаж

Вот так, вот так.

6-8 раз

 

3.И.п.: ноги слегка расставлены, руки согнуты в локтях. Притопывают, делая круговые движения согнутыми в локтях руками

3.Едет, едет электовоз

Чух-чух-чух, чух-чух-чух!

Ребятишек он повез,

Чух-чух-чух, чух-чух-чух!

6 раз

 

4.И.п. ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища. Скрестить руки перед грудью, голову поворачивать вправо и влево

4.По вагонам мы не ходим

(руки скрестить перед грудью)

На своих местах сидим

И выглядывать в окошко

(руки скрестить перед грудью)

Никому мы не дадим!

6 раз

 

4.И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вперед колени прямые, руками хлопаем по коленям

4.Стучат колеса:

Так-так-так, так-так-так

(хлопать ладошками по коленям)

Будто с нами говорят:

Так-так-так, так-так-так!

(стучать кулаками по коленям)

6 раз

 

5. И.п.: ноги пятки вместе носки врозь, руки на поясе. Присесть поднять и опустить правую(левую) руку, сжав пальцы в кулак, и.п. тоже самое

5.Громко подает гудок:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду

Ребятишек он повез

Ду-ду-ду, ду-ду-ду

по 4 раза в каждую сторону

 

6.И.п.: основная стойка. Бег на месте в чередовании с ходьбой на месте

6.Быстро он бежит вперед

Чух-чух-чух, чух-чух-чух!

Мигом нас он привезет

Чу-чух-чух, чух-чух-чух!

2 раза

 

7. И.п.: ноги на ширине ступни, руки опущены вдоль туловища. Упражнение на дыхание: глубокий вдох и выдох

7. Вот приехали, и стоп(вдох)

Ч-с-с-с-с-с-с-с!(выдох)

Мы так рады, (вдох)

топ-топ-топ! (выдох)

Маму крепко   за руку берем!

И железнодорожные пути

Мы смело переходим

По пешеходными мостами!

3 раза

 

- Молодцы! Направо! (Перестроение в колонну по одному)

За направляющим в колонну по одному в обход зала шагом марш! В одну колонну стройся! Налево! Молодцы правила поведения в поезде мы с вами вспомнили и приехали в депо. Врассыпную шагом марш! Шагаем тихо, глазами ищем подсказку. (Дети находят 2 конверта с заданиями и элементами пазла). В одном конверте задание: рассортировать картинки с изображениями профессий. Нужно отобрать только те профессии людей, которые нужны на железной дороге.

   

2.2.Основные виды движений выполняют поточным способом

Чтобы дойти до картинок с профессиями, нам нужно пройти через скамейку, потом перепрыгнуть из обруча в обруч дойти до стола с картинками, каждый выбирает одну картинку с профессией, связанной с железной дрогой и прикрепляет на мольберт.

1.Ходьба по гимнастической скамейке

2. Прыжки из обруча в обруч (4 обруча)

- Молодцы и с этим заданием мы справились!

- Открываем следующий конверт: в этом конверте задание: перед нами одна большая корзина с малыми мячами и два дорожных знака.

2 раза

 

2 раза

4 раза каждой рукой

 

Перед железнодорожными переездами устанавливают предупреждающие знаки [2,84]: дорожный знак 1.1.«Железнодорожный переезд со шлагбаумом» [3,4] - регулируемый переезд и 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума» [3,4] - нерегулируемый переезд.

Дорожный знак, где белый треугольник с красной каймой, в середине которого нарисован короткий заборчик, означает регулируемый переезд.

Дорожный знак, где внутри треугольника изображен паровоз - означает нерегулируемый переезд.

Наша задача: красные мячи метать в корзину под знаком «Железнодорожный переезд без шлагбаума». Желтые мячи - в корзину под знаком «Железнодорожный переезд со шлагбаумом».

3. Метание малых мячей в корзину на расстоянии 2 м от детей

 

(Дети находят на дне большой   корзины, где были мячи конверт со следующей подсказкой и элементы пазла).

Следующая подсказка, нам говорит, что нужно собрать в правильной последовательности 2 поезда. А из чего состоит поезд? (из локомотива и вагонов).

 

2.3.Подвижная игра «Два поезда»

   

Подвижная игра «Два поезда». Инструктор по физической культуре выбирает двух водящих-машинистов локомотивов и надевает на голову пилотки красного и синего цвета. Остальные дети берут по вагончику, на обратной стороне вагонов цифры от 1 до 10 красного цвета и от 1 до 10 синего цвета.

- Вагоны нам, похититель, оставил. Машинистов локомотива мы выберем с помощью считалки [4, 3].

- Как только мы увидим знак семафора «Путь свободен», быстро строимся по порядку от 1 до и т.д., а если знак «Стой! Запрещается проезжать», строимся в обратном порядке.

2 раза

 

2.4.Малоподвижная игра «Опасно - безопасно!»

- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Опасно - безопасно!» и докажем похитителю, что мы знаем правила безопасного поведения на железной дороге. Я буду называть разные ситуации, а вы должны определить опасные они или безопасные. Если опасные, вы хлопаете в ладоши, если безопасные – шагаем на месте.

Показ ситуаций на слайде презентации «Опасные ситуации»:

1.Мальчики играют в футбол на платформе;

2.Девочка с мамой ждут поезд в зале ожидания;

3.Девочка идет по рельсам;

4. Мальчик держит маму за руку на платформе;

5. Миша переходит железнодорожный путь под вагонами;

6.   Мальчики бросают камни в окна проходящего поезда;

7. Девочка Света высунула голову и руки  из окна электрички;

8.Люди переходят железнодорожные пути по пешеходному настилу;

- Молодцы ребята, хорошо знаете правила безопасного поведения на железной дороге!

1 раз

 

3.Заключительная часть

   

Построение в круг.

Сидя, в кругу пальчиковая игра «Железнодорожный переезд»

5 мин.

 

В треугольник паровоз

Двумя указательными и большими пальцами изображают треугольник.

   

Как заехал?

Круговые движения, согнутыми руками.

 

Вот вопрос.

Поднимают плечи.

 

Нет здесь никаких чудес:

Поворачивают голову вправо – влево.

 

Поезд ходит где-то здесь.

Указательный и средний пальцы «шагают» вперед по ковру.

 

Треугольник с батареей.

Двумя указательными и большими пальцами изображают треуголь-ник.

 

Может, он нас обогреет?

Двумя руками обнимают себя.

 

Может, у дорожки

Человек с гармошкой?

Имитируют игру на гармошке.

 

Или знак нам говорит:

На пути забор стоит?

Пальцы переплетены, ладони развернуть в наружу, локти приподнять.

   

Это не забавно –

Перед грудью - левую руку согнуть горизонтально, правую верти-кально.

 

Впереди шлагбаум![8, 16]

Опустить правую руку на левую, «полочкой».

 

Инструктор по физической культуре:

- Ребята, мы с вами нашли все элементы картинки, теперь должны собрать наш электропоезд. (Дети собирают картинку из пазлов). В правом нижнем углу изображенQR-код. Педагог наводит камеру смартфона на код и на экране появляется видео, где Аркадий Паровозов стоит перед электропоездом, которого собрали дети из пазлов. Он хвалит детей и улетает. А электропоезд отправляется в депо).

- Молодцы, ребята! Мы справились!

- Скажите, что было для вас интересным в нашем путешествии?

- Что показалось самым сложным? (рассуждения детей).

- Кому вы расскажете о нашем путешествии?(родителям, друзьям, брату, сестре, бабушке, дедушке).

   

Ходьба в колонне по одному с выполнением дыхательного упражнения.

Уход из зала.

15 с.

 

Общее время проведения занятия

30 мин.

 
         

Используемая литература:

Для эффективной организации практических занятий педагоги могут скачать данные методические пособия в формате pdfна сайте ГБУ «Научный центр безопасности жизнедельности» в разделе «Архив книг» (https://ncbgd.tatarstan.ru-metodicheskie-materiali-dlya-dou.htm).

1.Ахмадиева Р.Ш., Аникина Н.С., Воронина Е.Е., Попов В.Н. Обучение детей в дошкольных образовательных организациях правилам безопасного поведения на дорогах (вариативный модуль к образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»): учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций / Под общей ред. Р.Ш. Ахмадиевой. – Казань: Фолиант, 2016.-100 с.

2.Ахмадиева Р.Ш., Аникина Н.С., Воронина Е.Е., Габдрахманов Л.Р., Минниханов Р.Н. Попов В. Н. Рахматуллина Н.И. Речевое развитие детей дошкольного возраста: методические рекомендации для проведения интегрированных занятий по образовательной области «Речевое развитие» / Под общей редакцией Р.Ш. Ахмадиевой.- Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2022.- 200 с.: ил.

3.Ахмадиева Р.Ш., Валиева М.Х., Воронина Е.Е., Попов В.Н., Шигин Л.Б. Комплект дорожных знаков/ Р.Ш. Ахмадиева, М.Х.Валиева, Е.Е.Воронина, В.Н. Попов, Л.Б.Шигин/ Под общ.ред. Р.Н.Минниханова.-Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2017.-20 с.

4.Белугин М.Г. Увлекательно о правилах дорожного движения: сборник раскрасок, ребусов, загадок/ Авт.-сост. М.Г.Белугин, Г.Ю. Демьянова, В.Н. Попов; стихи Б.Г.Вайнера; худож. Д.И.Нигметзянова/ Под общ.ред. Р.Ш.Ахмадиевой.- Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2014.- 26 с.

5.ГалиеваС.Г., ДемьяноваГ.Ю. Юл йөрү кагыйдәләре турында кызыклы итеп: уку-укуту әсбабы/ төз. С.Г.Галиева, Г.Ю. Демҗянова.-Казан, 2015.-32 б.

6.Мухамадиева Э.М., Нигматуллина З.М., Ашрапова Г.Р., Мустафина Г.Х. Цикл конспектов занятий «Я и дорога» по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах (для детей 6-7 лет)/ Авторы-составители: Э.М.Мухамадиева, З.М.Нигматуллина, Г.Р.Ашрапова, Г.Х.Мустафина.- в 4-х частях. Ч.4.- Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2021.-48 с.

7.Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет. – М.: МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2020.-192 с.

8.Хамидуллина В.П. Умные и сложные правила дорожные / худ.С.Черняев.- Казань: Издательство ГБУ «НЦБЖД», 2018.- 28 с.: ил.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (373) выйдет
31 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год