| 
  Фитбол — гимнастика и классификация ее упражнений 
Пондякова Людмила Викторовна, инструктор по ФИЗО 
Механизмы физиологического воздействия фитбола на организм ребенка: 
В практике спорта, педагогики и медицины накоплен значительный опыт по использованию мячей для решения оздоровительных и спортивных задач. 
Мячи большого диаметра – фитболы – появились сравнительно недавно и уже завоевали широкую популярность. Фитбол в переводе с английского означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. 
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Новой формой занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей является фитбол-гимнастика. 
Фитбол-гимнастика проводится на больших разноцветных мячах, выдерживающих вес до 300 кг. При этом мяч может использоваться как тренажер, как предмет и как утяжелитель (его масса равна примерно 1 кг). 
На занятиях используют фитболы различного диаметра, в зависимости от роста и возраста занимающихся: для детей 3–5 лет диаметр 45 см, от 6–10 лет – 55 см. Мяч подобран правильно, если при посадке на нем угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90°. Для занятий с профилактической и лечебной целью, а также для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть менее упругим. 
  
Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов. 
Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма, активизируют моторно-висцеральные рефлексы. 
Упражнения верхом на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астено-невротический синдром и др. Механическая вибрация мяча оказывает воздействие на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие ткани (Т. С. Овчинникова, А.А. Потапчук, 2003). Практически это единственный вид гимнастики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий на фитболах. 
Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность: 
- для укрепления мышц рук и плечевого пояса
 
- для укрепления мышц брюшного пресса
 
- для укрепления мышц спины и таза
 
- для укрепления мышц ног и свода стопы
 
- для увеличения гибкости и подвижности в суставах
 
- для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата
 
- для формирования осанки
 
- для развития ловкости и координации движений
 
- для развития танцевальности и музыкальности
 
- для расслабления и релаксации как средств профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов).
 
 
Мячи могут быть не только разного диаметра, но и разного цвета. 
Яркие, разноцветные мячи стимулируют творческую и игровую активность детей. 
Правильная посадка на фитболе выравнивает косое положение таза, что является важным для коррекции сколиотических отклонений в грудопоясничном отделе позвоночника. Выполнение упражнений в исходном положении лежа животом или спиной гораздо тяжелее, чем на устойчивой опоре. Поддерживание равновесия привлекает к координированной работе многочисленные мышечные группы, решая задачу формирования мышечного корсета за счёт укрепления мышц спины и брюшного пресса. 
Цели занятий фитбол-гимнастикой: 
- с целью профилактики и коррекции различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, болезней легких, внутренних органов и др.)
 
- развитие двигательных способностей (силы, координации, гибкости, равновесия и др.)
 
- развитие музыкально-ритмических и творческих способностей.
 
 
Средства фитбол- гимнастики: 
- гимнастические упражнения, разновидности ходьбы, бега, прыжков, ОРУ
 
- танцевальные упражнения и элементы ритмики, хореографии и современных танцев
 
- упражнения лечебной физической культуры, направленные на профилактику и коррекцию различных заболеваний
 
- подвижные и музыкальные игры и эстафеты
 
- упражнения из других оздоровительных и спортивных видов физической культуры.
 
 
Этапы освоения упражнений с использованием фитболов 
1-й этап 
Задачи этапа и их реализация. 
1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола. 
Рекомендуемые упражнения: 
- различные прокатывания фитбола по полу, по скамейке, между ориентирами «змейкой», вокруг ориентиров;
 
- отбивание фитбола двумя руками на месте, в сочетании с различными видами ходьбы;
 
- передача фитбола друг другу, броски фитбола;
 
- игры с фитболом: «Догони мяч», «Попади мячом в цель», «Вышибалы», «Докати мяч» (варианты: толкай ладонями; толкай развернутой ступней).
 
 
2. Обучить правильной посадке на фитболе. 
Рекомендуемые упражнения: 
- сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);
 
- сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса.
 
 
Например: 
а) повороты головы вправо-влево; 
б) поочередное поднимание рук вперед-вверх и в сторону; 
в) поднимание и опускание плеч; 
г) скольжение руками по поверхности фитбола; 
д) сгибание руки к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны; 
е) по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой. 
3. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе). 
Рекомендуемые упражнения: 
- Сидя в полуприседе на носках лицом к фитболу, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая.
 
 
Выполняем из исходного положения стоя лицом к мячу: 1–2 присели, проверили положение; 3–4 встали, руки в стороны. По сигналу все разбежались врассыпную и бегают между фитболами, по другому сигналу подбежали к своим фитболам и присели. 
Это положение можно принимать парами у одного фитбола лицом друг к другу. 
- Исходное положение – упор стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе;
 
- присесть на пятки, фитбол прижать к коленям;
 
- вернуться в исходное положение.
 
- Исходное положение – лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки. Покачивать фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль туловища. Это упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально.
 
- Исходное положение – лежа на спине на полу, ноги прямые на фитболе. Приподнимать таз от пола. Можно выполнять одновременно парами, располагаясь зеркально.
 
- Исходное положение – лежа на спине на полу, ступни ног на фитболе. Делать маленькие шаги по поверхности фитбола вперед-назад.
 
- Переходы из положения упор сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая фитбол к груди, лечь на спину. Аналогичным способом вернуться в исходное положение.
 
- Исходное положение – лежа на спине на полу, ногами обхватить фитбол. Согнуть колени и сжать фитбол. Можно выполнить поочередно вдвоем. То же в положении сидя.
 
- Исходное положение – лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе, руки за головой. Поднять верхнюю часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем.
 
- Исходное положение – лежа на спине на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой, фитбол в руках. Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот.
 
- Стоя на коленях на полу лицом к фитболу, разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на фитболе. Ноги и руки упираются в пол. Это упражнение лучше начинать с фитбола, диаметр которого на один размер меньше необходимого для занимающихся.
 
- Лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе. Напрягая мышцы ног, прижать фитбол к ягодицам.
 
 
Организационно- методические указания. 
Структура занятий на этом этапе включает в себя традиционную разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног, комплексы ритмической гимнастики, 5–6 упражнений с фитболом, игровые упражнения в виде эстафет, упражнения на растягивание и расслабление мышц без фитбола. 
Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1–1, 5 м друг от друга и от различных выступающих предметов в зале. 
Темп и продолжительность упражнений индивидуальны. 
2-й этап 
Задачи этапа и их реализация: 
1. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе. 
Рекомендуемые упражнения: 
- самостоятельно покачиваться на фитболе с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок и позвоночник фитбол как бы проходит «стержнем», выравнивающим корпус спины;
 
- в среднем темпе выполнять движения руками: в стороны, вверх, вперед, вниз; выполнять прямыми руками круговое вращение в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах. Подобные движения должны вызывать самопроизвольное покачивание на фитболе. Необходимо следить за постоянным сохранением контакта с поверхностью фитбола.
 
 
Сидя на фитболе, выполнить следующие упражнения: 
- ходьбу на месте, не отрывая носков;
 
- ходьбу, высоко поднимая колени;
 
- из положения ступни вместе, раздвинуть пятки в стороны и вернуться в исходное положение;
 
- приставной шаг в сторону:
 
- из положения сидя ноги врозь перейти в положение ноги скрестно.
 
 
2. Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации). 
Рекомендуемые упражнения: 
- поочередно выставлять ноги на пятку, вперед, в сторону, руки на фитболе;
 
- поочередно выставлять ноги вперед, в сторону, на носок;
 
- то же упражнение с различными положениями рук: одна вперед, другая вверх; одна за голову, другая в сторону.
 
 
3. Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе. 
Рекомендуемые упражнения: 
- наклониться вперед, ноги врозь;
 
- наклониться вперед к выставленной ноге, вперед с различными положениями рук;
 
- наклониться в стороны поочередно, сидя на фитболе: ноги стоят на полу, руки на поясе, руки за головой, руки в стороны;
 
- наклониться поочередно в разные стороны к выставленной в сторону ноге с различными положениями рук;
 
- сохранить правильную осанку и удержать равновесие в разных положениях: руки в стороны, одна нога вперед; поднять руки вверх; согнуть в локтях; выполнить круговые движения руками;
 
- сидя на фитболе, в медленном темпе сделать несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть на полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами, вернуться в исходное положение.
 
- Исходное положение – лежа на фитболе, руки в упоре на полу. Сделать несколько шагов руками вперед и назад. Затылок, шея, спина должны быть на прямой линии.
 
- Исходное положение – лежа на животе на фитболе, ноги полусогнуты в «стартовом» положении на полу. Согнуть руки в локтях, ладонями вперед ( «крылышки»). Голову не поднимать.
 
- Исходное положение – лежа на животе на фитболе, руки на полу, ноги в «стартовом» положении. Поочередно поднимать ноги до горизонтали, руки должны быть согнуты, плечи – над кистями.
 
- В том же исходном положении поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях.
 
- Исходное положение – лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх.
 
- Исходное положение – лежа на спине на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой.
 
- Выполнить два предыдущих упражнения из исходного положения – руки за голову.
 
 
4. Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе. 
Рекомендуемые упражнения: 
- сидя на полу с согнутыми ногами боком к фитболу, облокотиться на фитбол, придерживая руками, расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в таком положении покачаться;
 
- сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его сзади руками, расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на фитбол и покачиваться влево-вправо.
 
 
Организационно-методические указания. 
При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола! 
Структура занятий сохраняется, но увеличивается объем упражнений на фитболе. Можно использовать музыкально-ритмические композиции с различными перестроениями. 
3-й этап 
Задачи этапа и их реализация: 
1. Научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе. 
Рекомендуемые упражнения: 
комплексы общеразвивающих упражнений в соответствии с возрастными требованиями к занимающимся. 
2. Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола. 
Рекомендуемые упражнения: 
- стоя в упоре на одном колене, боком к мячу, другая нога выпрямлена и опирается на мяч ступней, выполнять медленные пружинистые покачивания;
 
- то же упражнение выполнять, сгибая руки;
 
- стоя на одном колене, спиной к фитболу, другое колено – на мяче, руки на полу. Выполнить несколько пружинистых движений назад;
 
- лежа спиной на фитболе, руки в стороны, угол между голенью и бедром 90о, точка контакта с мячом – на средней линии лопаток;
 
- сидя боком к фитболу на полу, дальняя от фитбола нога согнута и упирается ступней о пол, ближняя к фитболу рука лежит на поверхности мяча, разгибая опорную ногу, «накатиться» на фитбол, удерживая равновесие;
 
- исходное положение – то же, при «накате» на фитбол дальнюю руку поднять вверх;
 
- исходное положение – то же, выполнять одновременно одноименной рукой и ногой.
 
 
4-й этап 
Задача этапа и ее реализация: 
1. Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии. 
Рекомендуемые упражнения: 
- Исходное положение – в упоре лежа на животе на фитболе. Сгибая ноги, прокатить фитбол к груди.
 
- Исходное положение – то же, но опора на фитбол одной ногой.
 
- Лицом к фитболу, стоя на коленях, перейти в положение лежа на животе, руки в упоре, одна нога согнута.
 
- Аналогичное упражнение, но опора на фитбол коленом согнутой ноги, другая выпрямлена вверх.
 
- Лежа спиной на фитболе, руки на полу, одна нога вверх.
 
- Исходное положение – то же, ноги вверх.
 
- Лежа на животе на фитболе, поворот на спину.
 
- Стоя правым боком к фитболу, шаг правой через фитбол, прокат на фитболе и затем приставить левую, встать левым боком к фитболу.
 
- Сидя на фитболе, ноги вместе, небольшой наклон влево, прокат вправо на фитболе, встать, фитбол слева. То же, прокат влево на фитболе.
 
- Лежа на животе на фитболе, в упоре на полу, повороты в стороны. Точка контакта с фитболом постепенно удаляется от опоры на пол.
 
- То же упражнение, но опора на фитбол одной ногой.
 
- Лежа на спине на полу, ноги на фитболе, поднимая таз от пола, сгибая ноги, подкатить фитбол к ягодицам, вернуться в исходное положение.
 
- То же упражнение с опорой на фитбол одной ногой.
 
 
Информационные источники: 
- Горбатенко О.Ф., Кардаильская Т.А., Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008.
 
- Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: Учебно-метод. пос. — М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001.
 
- Кудра Т.А. Аэробика и здоровый образ жизни: Учеб. пос. -Владивосток: МГУ им. адмирала Г.И. Невельского, 2001.
 
- Овчинникова Т.С., А.А. Потапчук Двигательный игротренинг для дошкольников. — СПб.: Речь, 2002.
 
- Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. — М.: Терра-Спорт, 2000.
 
- Сайкина Е.Г. Фитбол-аэробика и классификация ее упражнений [Электронный ресурс]: статья. – Электрон. дан. – Режим доступа:
 
 
			 |