Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья на тему: Использование метода круговой тренировки на занятиях по физической культуре в ДОУ
Спорт, тренировки
Автор: Граненкова Ирина Владимировна, Опякина Ильвира Ильясовна   
13.06.2022 16:43

Статья на тему: Использование метода круговой тренировки на занятиях по физической культуре в ДОУСтатья на тему: Использование метода круговой тренировки на занятиях по физической культуре в ДОУ

Авторы:

инструкторы по физической культуре ГБДОУ детского сада № 33 Кировского района Санкт-Петербурга

  • Граненкова Ирина Владимировна,
  • Опякина Ильвира Ильясовна

Одной из сторон воспитания и формирования гармонично и всесторонне развитой личности ребенка является физическая культура. Двигательная активность способствует укреплению здоровья человека, повышает его функциональные возможности и способность противостоять негативным факторам окружающей среды. Это особенно важно сегодня, в условиях резко возросшего темпа жизни. Привитие интереса к занятиям физической культурой и спортом, формирование у детей потребности в двигательной активности, вести здоровый образ жизни должны идти с раннего детства.

 

Скачать конспект

Исследования ученых свидетельствуют о том, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования многих важных двигательных навыков. При обучении детей старшего дошкольного возраста основное внимание должно направлено на воспитание осознанного восприятия физических упражнений, на формирование четкости при выполнении наиболее существенных моментов движения. Эффективность процесса физического воспитания с детьми этого возраста обеспечивается в первую очередь не растущими объемами нагрузок, а постоянно увеличивающимся разнообразием применяемых педагогических средств, форм и методов работы. В связи с этим организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, известная под названием круговой тренировки, обладает многими достоинствами и заслуживает самого широкого применения инструкторами по физической культуре дошкольных учреждений.

Для повышения двигательной деятельности детей в соответствии с образовательной областью «Физическая культура» при её планировании преимущество должны иметь физические упражнения, оказывающие разностороннее воздействие на организм и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия. Один из перспективных путей реализации тренирующего эффекта занятий по физической культуре в дошкольном учреждении – это применение круговой тренировки.

Круговая тренировка является одним из самых эффективных способов повышения общей физической подготовленности детей подготовительной группы, однако следует учитывать их анатомо-физиологические, моторные и психологические особенности.

Круговая тренировка как форма общефизической подготовки разработана английскими специалистами Р. Морганом и Г. Адамсом в начале 50-х годов прошлого века. Ее возникновение было вызвано необходимостью управления этим процессом для спортсменов различных специализаций в условиях ограниченной площади и нехватки инвентаря. На протяжении многих лет круговая тренировка зарекомендовала себя как эффективная форма повышения уровня физической подготовленности.

Организация «круговой тренировки»

Организационную основу такой формы тренировки составляет серийное выполнение знакомых, технически простых упражнений, объединенных в комплекс определенным образом. Подбор упражнений предполагает соблюдение разнообразия и последовательности в нагрузке на разные группы мышц и системы организма. Упражнения каждой станции воздействуют на определённую группу мышц — ног, рук и плечевого пояса, брюшного пресса, спины. Таким образом, основные мышечные группы получают нагрузку, которая изменяется при выполнении каждого упражнения, в то время как одна группа мышц получает импульс для развития, другая — активно отдыхает.

Методической основой «круговой тренировки» является многократное выполнение определенных движений, в условиях точного дозирования нагрузки и точно установленного порядка ее изменения и чередования с отдыхом. Поэтому круговая тренировка представляет собой организационно-методическую форму образовательной деятельности, направленной в основном на комплексное развитие двигательных качеств.

Место, где выполняется упражнение, называется «станцией». Количество «станций» может быть различными. Дети, переходя от одного упражнения к другому, передвигаются по кругу, прямоугольнику или квадрату, используя площадь зала или площадки. В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста рекомендуется применять упрощенные варианты круговой тренировки, предусматривающие выполнение на «станциях» разнообразных упражнений, отличающихся друг от друга степенью трудности и охватывающих основные мышечные группы.

Отличительные черты круговой тренировки:

  • Последовательное выполнение упражнений в процессе прохождения «станций», расположенных по кругу.
  • Использование хорошо освоенных упражнений.
  • Последовательное включение в работу различных мышечных групп.
  • Регламентация работы и отдыха на каждой «станции».
  • Индивидуализация тренировочной нагрузки.
  • Систематическое и постепенное повышение тренировочных требований.

В нашем ДОУ мы применяем круговые тренировки по методу интервального упражнения и по методу непрерывного упражнения.

Круговая тренировка, организованная по методу интервального упражнения, предполагает небольшие перерывы как между упражнениями, так и между кругами. Дети выполняют задание не одновременно, а поочередно. Один-два ребенка выполняют упражнение в быстром темпе, остальные отдыхают. Можно повышать темп выполнения упражнений с учетом индивидуальных способностей ребенка до максимального. После выполнения упражнений перед переходом на очередную станцию необходим отдых примерно в течении одной минуты. Круговая тренировка по методу интервального упражнения направлена, прежде всего на воспитание физических качеств: силовых способностей, ловкости, общей и скоростной выносливости.

Второй вариант круговой тренировки – по методу непрерывного упражнения. Круговая тренировка по этому методу проводится без перерывов между «станциями». Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга. Оптимальное количество «станций» – 3-5, на каждой работают по 4-6 человек, продолжительность упражнений на «станции» составляет 30-60 секунд и зависит от интенсивности работы и количество кругов. Упражнения выполняются в среднем темпе. По сигналу дети переходят по кругу на следующую «станцию». Круговая тренировка по методу непрерывного упражнения обеспечивает высокую моторную плотность занятия при одновременном участии всех детей. Для повышения нагрузки следует увеличивать дозировку упражнений и повышать скорость преодоления кругов.

Физкультурное занятие с применением круговой тренировки мы выстраиваем по традиционной методике и состоит оно из трех частей: вводной, основной и заключительной.

В вводной части занятия используются разновидности ходьбы и бега, подвижные игры средней интенсивности, упражнения на внимание, динамические дыхательные упражнения.

Круговая тренировка входит в основную часть физкультурного занятия (после комплекса общеразвивающих упражнений) и предусматривает интенсивную работу по воспитанию физических качеств и формированию двигательных умений. Комплексы круговой тренировки мы составляем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, уровня их физической подготовленности. Комплекс может включать в себя гимнастические упражнения, основные движения, упражнения с предметами (мячи, скакалки, обручи, веревки и т.д.), игровые упражнения элементы спортивных упражнений и игр. Круговая тренировка в зависимости от поставленных задач, количества «станций» и кругов укладывается в определенное время. Так как продолжительность физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста составляет 25 минут, в подготовительной группе 30 минут, то оптимальное время для круговой тренировки –не более 8-12 минут. После трудного упражнения следует подбирать более легкие, дающие возможность восстановить силы и успокоить дыхание. По окончании круга дети выполняют спокойные упражнения или играют в подвижную игру малой интенсивности. Заканчивается основная часть занятия подвижной игрой.

В заключительной части занятия акцент мы делаем на динамических дыхательных упражнениях, упражнениях на формирование правильной осанки, подвижных играх малой интенсивности.

Применение круговой тренировки требует предварительной подготовки, предусматривающей подбор необходимого оборудования и инвентаря, определение последовательности его размещения. Границы «станций» в зале обозначаем с помощью конусов. Использование разнообразного инвентаря повышает интерес детей к выполнению различных движений и ведет к увеличению объема и интенсивности двигательной активности. Упражнение, которые мы включаем в содержание круговой тренировки знакомы детям.

При разучивании комплекса круговой тренировки мы пользуемся следующим алгоритмом:

  1. Создание у детей интереса к круговой тренировке. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому организация «станций» круговой тренировки должна быть построена так, чтобы она воспринималась детьми как игра. Этого легко добиться, используя сюжетные комплексы, в которых каждое упражнение на «станции» имеет образное название, или применяются приемы имитации и подражания, а также упражнения с предметами (мячом, обручем, скакалкой и др.). Тематическое оформление «станций» круговой тренировки также способствует созданию у детей интереса к выполнению упражнений.
  2. Подробное объяснение и показ (при помощи одного-двух детей) различных вариантов упражнений на «станциях» с последовательным прохождением одного круга. Необходимо отчетливо произносить название «станции» и объяснять двигательное задание, а выбранные для показа дети выполняют упражнение. Нет необходимости показывать каждое движение самому, так как упражнения, входящие в состав круговой тренировки уже освоены детьми, а применяемое оборудование и инвентарь обычно рассчитаны на детей, а не на взрослого. Кроме этого, во время показа движений детьми, у нас появляется возможность обратить внимание воспитанников на особенности выполнения задания, технику движения и т.д.
  3. Размещение детей по «станциям» (по 2-6 человек на каждой, в зависимости от количества «станций» и численности детей) необходимо производить с учетом их уровня развития и возможностей здоровья. После распределения необходимо акцентировать внимание воспитанников на правильном исходном положении и дозировке упражнений.
  4. По сигналу воспитанники начинают выполнять упражнения (все одновременно или по очереди, в зависимости от того, какой вариант круговой тренировки используется). Для поддержания определенного темпа выполнения упражнений используется музыкальное сопровождение, соответствующее этому темпу.
  5. Педагог наблюдает за воспитанниками в точке наилучшего обзора, исправляет ошибки, добиваясь правильного выполнения двигательных заданий на всех «станциях», осуществляет контроль над нагрузкой и при необходимости, её регулирует. Воспитатель группы находится там, где нужна помощь и страховка.

Пользуясь секундомером или ориентируясь на первого стоящего ребенка на «станции», мы внимательно контролируем, чтобы выполнение упражнений на разных «станциях» занимало одинаковое время, включая переходы. Дети переходят от «станции» к «станции» против часовой стрелки.

Польза от применения круговой тренировки проявится в том случае, если она будет отвечать силам и возможностям детей, иметь чёткую оздоровительную направленность и соответствовать программному материалу.

Формы проведения занятий с использованием «круговой тренировки»

Комплексы круговой тренировки мы включаем в содержание наиболее распространенных форм проведения физкультурных занятий: учебно-тренировочных, тематических, сюжетных и игровых.

Использование «круговой тренировки» во время учебно-тренировочного занятия направлено на совершенствование функциональных возможностей организма, повышение силовой выносливости всей мускулатуры, укрепление суставно-связочного аппарата, комплексное воспитание физических качеств, формирование двигательных умений. Круговая тренировка строится на чередовании силовых и скоростно-силовых упражнений с упражнениями на ловкость, быстроту, гибкость, или на сочетании общей и специальной физической подготовки: прыжки различной интенсивности, упражнения с отягощением и сопротивлением (набивными мячами, гантелями, эспандерами), упражнения в парах и т.д.

Входящие в состав тематических и игровых занятий круговые тренировки направлены на закрепление и повторение элементов спортивных упражнений и игр, воспитание физических качеств (быстроты, ловкости, выносливости), совершенствование координационных способностей, формирование точности выполнения двигательных действий. В комплекс входят хорошо знакомые элементы спортивных упражнений и игр с воздействием на отдельные группы мышц в чередовании с упражнениями, направленными на воспитание физических качеств. Упражнения выполняются в игровой соревновательной обстановке.

Так же в состав круговой тренировки могут входить игровые упражнения, направленные на формирование двигательных умений, на точность выполнения заданий. В данном случае происходит чередование игровых упражнений высокой интенсивности с игровыми упражнениями средней и малой интенсивности.

Круговые тренировки во время сюжетных занятий способствуют повышению общего и эмоционального тонуса организма, комплексному развитию физических качеств, формированию творческого воображения и выразительности движений. «Станции» объединены общим сюжетом. Круговая тренировка характеризуется применением приёмов имитации и подражания, наполняется упражнениями с предметами и спортивным оборудованием. Музыкальное сопровождение, частая смена исходных положений, использование различных атрибутов, эмблем, игрушек, загадок способствует эмоциональному отклику воспитанников.

Оценка эффективности применения метода круговой тренировки

Оценка эффективности применения метода круговой тренировки на занятиях по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста осуществлялась с помощью оценки двигательной активности, которая в свою очередь оценивалась с помощью хронометрии и пульсометрии.

Оценка двигательной активности с использованием хронометрии проводилась путем вычисления общей и моторной плотности. Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах. Педагогически оправданным считается время, используемое на объяснение, указания для объяснения точности выполнения, на показ, выполнение физических упражнений. Общая плотность вычисляется по формуле:

Моторная плотность занятия характеризует долю двигательной активности на протяжении всего занятия и вычисляется по формуле:

Если общая плотность занятия при правильной организации, может приближается к 95%, то моторная плотность может быть оценена только относительно педагогических задач занятия. Наименьшая моторная плотность может быть при условии, если на занятии применяется 1/3 нового материала, тогда 65-67% считается нормой. Если же занятие решает задачи закрепления и совершенствования движений, то моторная плотность приближается к 80-90%. Используя на занятиях метод круговой тренировки, общая плотность составила 95-100%, а моторная – 85-95%. Большая или меньшая плотность зависит от формы проведения занятия и способа организации круговой тренировки (двигательная активность детей выше при использовании поточно-группового способа организации круговой тренировки).

Для более объективной оценки двигательной активности детей на физкультурных занятиях вместе с хронометрией была проведена пульсометрия. Показатель тренирующего эффекта рассчитывался путем суммирования частоты сердечных сокращений по окончании водной части, ОРУ, после выполнения ОВД, подвижной игры и заключительной части и делением этой суммы на количество замеров (5). При проведении занятий с использованием метода круговой тренировки этот показатель варьировался в пределах от 140 до 150, что соответствует норме.

Таким образом, можно отметить, что в работе с детьми старшего дошкольного возраста круговая тренировка способствует: достижению оздоровительного эффекта от упражнений; увеличению моторной плотности занятий; повышению общей работоспособности организма; целенаправленному воспитанию физических качеств; формированию потребности в систематических занятиях физическими упражнениями; воспитанию самостоятельности, активности, организованности. Кроме того, большое разнообразие и оригинальность упражнений, используемых в круговой тренировке, обогатят содержание занятий, сделают их более интересными и эмоциональными.

Литература

  1. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: пособие для воспитателей детского сада. М.: Физкультура и спорт, 2008. — 356 с.
  2. Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. — 2-ое изд. — Минск: Высшая школа, 2010. — 253 с.
  3. Гульянц А.Е. Использование методов круговой тренировки в физическом воспитании студентов: Дис… канд. пед. наук. — М., 2007 г. — 157 с.
  4. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.; 2008.
  5. Кряж B.Н Круговая тренировка в физическом воспитании детей. — М.: Высшая школа, 2012. — 120 с.
  6. Кудрявцев В.Т. Физическая культура и развитие здоровья ребенка (Психолого-педагогические основы). // Дошкольное восп. — 2004 — №1-4.
  7. Кузнецова М.Н. Современные пути оздоровления дошкольников. // Дошкольное восп. — 2002. — №11. — с. 14-19
  8. Морган Р.Е., Адамсон Д.Т. Круговая тренировка. — Лондон, 2008. -78 с.
  9. Муртазин Х.М. применение кругового метода на занятиях отделения легкой атлетики // Физвоспитание студентов: Сб. — Казань, 2007.
  10. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. — М.: 2006
  11. nsportal. ru
  12. www. bibliofond. ru
  13. urok. 1sept. ru
  14. a2b2. ru

Приложения

Примеры круговых тренировок

Учебно-тренировочная круговая тренировка «Силачи»

  1. станция – Сильные руки – жим набивного мяча 0,5 кг от груди в положении лежа на спине (можно использовать гантели – 250гр).
  2. станция – Ловкие ребята – 1 вариант: бросок мяча в пол и ловля его, не сходя с места; 2 вариант: отбивание мяча о пол одной или двумя руками, не сходя с места.
  3. станция – Выше ноги – перешагивание боком через барьер вправо и влево.
  4. станция – Ванька-встанька – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы под нижней перекладиной шведской стенки, руки к плечам. Выполнение подъема туловища, руки вперед, затем вернуться в и.п.

Воспитанники выполняют упражнения одновременно. Работа на станциях 30-45 сек, переход 10сек. После прохождения 1 круга отдых минута. Выполнять 3 круга.

Сюжетная круговая тренировка «Лесные жители»

  1. станция – Медведи – ходьба на высоких четвереньках (с опорой на ладони и стопы). Выполнять поточным методом.
  2. станция – Ёжики – бег змейкой между конусами (расстояние 1м). Выполнять поточным методом.
  3. станция – Белочки – перебрасывание мяча (орешков) друг другу. Воспитатель стоит на расстоянии 2-3м от линии старта, за которой в колонну построена команда. Воспитатель бросает мяч первому участнику, тот ловит мяч, бросает обратно и встает в конец. Воспитатель бросает мяч второму и т.д. Способы броска: от груди, снизу, из-за головы.
  4. станция – Зайцы – прыжки из обруча в обруч, расположенных на разном расстоянии друг от друга (от 20 до 70см). Выполнять поточным методом.

Смена станций происходит после 3-4 подходов на станции «Белочки».

Игровая круговая тренировка «Веселый мяч»

  1. станция – Попади в кольцо – забрасывание мяча в баскетбольное кольцо (высота 180-200см, расстояние 2м). Выполнять по два человека в два кольца.
  2. станция – Ведение мяч – ведение мяча 6 м в ходьбе змейкой (обходя конусы); между конусами (расстояние 1м). Выполнять поточным методом.
  3. станция – Попади в цель – метание мягкого мяча в горизонтальную цель (корзина). Выполнять по 3 человека одновременно. После того как все выполнят бросок, собрать мячи и повторить.
  4. станция – Мой мяч – бросок мяча в пол, хлопок в ладоши и ловля мяча после отскока (10 раз), подбрасывание мяча вверх, хлопок в ладоши и ловля мяча (10 раз). Повторять до сигнала «Смена станций». Выполнять фронтальным методом.

Смена станций происходит после 3-4 подходов на станции «Попади в кольцо».

Игровая круговая тренировка «Летние виды спорта»

  1. станция – Бег с барьерами – бег с перепрыгиванием через барьеры (4-5 барьеров на расстоянии 1,5м, высота 20см). Выполнять поточным методом.
  2. станция – Баскетбол – ведение мяча 4 м с последующим броском в корзину. Выполнять по 2 человека.
  3. станция – Прыжок в длину с места – разбег 4-5 м, толчок одной ногой от линии, приземление на две ноги на мат. Выполнять по одному.
  4. станция – Плавание – Ползание по скамейке на животе, подтягиваясь руками. Держаться руками сбоку за края скамейки. Выполнять поточным методом.

Смена станций происходит после 3 подходов на станции «Прыжок в длину с места».

Игровая круговая тренировка «Зимние виды спорта»

  1. станция – Лыжный спорт – ходьба с «лыжными» (гимнастическими) палками скользящим шагом (можно использовать низкие пластмассовые корзиночки, длинной в стопу ребенку, ко дну которых приклеен ковралин – «лыжи». Дистанция 5м+5м. Выполнять поточным методом.
  2. станция – Биатлон – метание в вертикальную цель (диаметр 40-50 см), расположенную на расстоянии 3м и высоте 1,5м. При промахе выполнить 2 штрафных приседания. Выполнять по два человека.
  3. станция – Хоккей – ведение шайбы клюшкой (дистанция 6м), обходя конусы, расположенные на расстоянии 1,5м. Выполнять поточным методом.
  4. станция – Прыжки с трамплина – ходьба по гимнастической скамейке и соскок на мат, на ограниченную поверхность. Выполнять по одному.

Смена станций происходит после 3-4 подходов на станции «Прыжки с трамплина».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год