Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности для детей старшего дошкольного возраста «Черный конь»
Спорт, тренировки
Автор: Жирова Наталья Павловна   
21.12.2021 20:21

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности для детей старшего дошкольного возраста «Черный конь»Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности для детей старшего дошкольного возраста «Черный конь»

“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели – видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом”. (П. Вайнцвайг)

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1. 1. Пояснительная записка

В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности ребенка и предусматривающего в своей основе личностно-ориентированную модель образования

 

Скачать программу

Обновление содержания педагогического образования происходит, с одной стороны, под влиянием федеральной образовательной политики, с другой — в связи с запросами и потребностями родительской общественности.

Идеи самоценности дошкольного детства, необходимости ориентации при организации образовательного процесса не на усредненного воспитанника, а на каждого ребенка

в отдельности с учетом его возможностей и особенностей потребовали осуществления серьезных изменений в содержании работы с детьми. Вследствие чего активизировался процесс создания принципиально новых педагогических технологий.

Специфика дошкольного образования заключается в том, что вся образовательная деятельность осуществляется в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. На 6 – м году жизни дети способны обходиться и без партнеров, а иногда и без видимых со стороны действий. Этот переход игры "внутрь" – важная веха в умственном развитии ребенка, знаменующая собой появление способности к мысленному преобразованию действительности. Шахматы – одно из средств, способствующих такому переходу.

Организация работы по обучению детей игре в шахматы является именно тем средством содержания дошкольного образования, где реализуются все принципы и требования, которые могут меняться в зависимости от ситуации без жесткой регламентации, где реализуется принцип интеграции образовательных областей с учетом дифференциации и индивидуализации.

В последние годы изменились подходы к содержанию ООП ДО в сторону ориентации на ребенка и запросы родителей. По результатам анкетирования и собеседования с

родителями были выявлены ключевые потребности, одним из которых является логико – математическое развитие выпускника ДОУ, как одной из составляющих формирования

предпосылок к учебной деятельности.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и т.п. В.А. Сухомлинский писал: "Уже в дошкольном возрасте среди детей выделяются теоретики, мечтатели". Шахматы необходимы и теоретикам, и мечтателям. Теоретикам они помогут отточить их логический аппарат, а у мечтателей они позволят создать столь необходимый для учёбы в школе баланс. Практика показала, что грамотно выстроенный процесс обучения шахматам много даёт и одарённым детям, и условно обычным, и слабым, и детям с различными функциональными расстройствами.

Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.

Исследования отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно

раньше, это умение действовать в уме, или, как указывает Я.А. Пономарёв, "внутренний план действий". Проблема формирования внутреннего плана действий остаётся одной из самых актуальных и на заре XXI века. Когда следует начинать его формирование? Разумеется, в сензитивный период, т.е. тогда, когда ребёнок может без труда овладеть тем, на что в ином возрасте затратит гораздо больше времени. Идеальным инструментом для формирования умственных действий мне представляются шахматы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре.

Жизнь — своего рода игра в шахматы, в которой мы часто имеем возможность выиграть и бороться с соперниками и противниками, в которой есть большое разнообразие

хороших и дурных событий, являющихся в какой-то степени результатом благоразумия или отсутствием такового.

Шахматы наделены массой свойств, повышающих интеллектуально развитие человека. Развитие познавательной активности, внимания, памяти, а также самостоятельности,

ответственности, способности принимать оптимальные решения в самых различных (в том числе и экстремальных) ситуациях и силы воли.

А воля — это способность человека управлять своим поведением, способность преодолевать препятствия, стоящие на пути к цели, способность организовать свой труд, быт, общение.

Игра в шахматы развивает привычку решения правильного хода, достижения цели — победа над соперником. Нечасто встретишь игрока в шахматы, который бы на полпути

отказывался играть.

С запасом таких привычек ребенок чувствует себя уверенным не только в игре, но и по жизни. А уверенный в себе человек с силой воли стремится к самосовершенствованию, а, следовательно, и к самовоспитанию.

Самоконтроль как одно из составляющих самовоспитания, и как важное для успешной социализации качество не бывает врожденным, его нужно развивать.

Умение владеть своими чувствами, настроениями, желаниями — благодаря которым человек может владеть собой.

Соблюдая правила в шахматной игре, эти процессы будут непроизвольно воспроизводиться в поведении ребенка. Шахматы — это игра, а для детей правила игры значимы

и нарушение их как в любой другой игре преследуются "законом" их "детской нравственности".

1. 2. Цели и задачи реализации программы

Целью Программы является развитие логико-математических представлений и способов познания детей в процессе обучения игре в шахматы.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей шахмат;
  2. Обучить детей правилам игры в шахматы;
  3. Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость;
  4. Способствовать формированию выдержки, критического отношения к себе и к сопернику;
  5. Развивать интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
  6. Формировать символическую функцию сознания, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить);
  7. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.
  8. 3. Принципы и подходы к формированию программы

Вышеуказанная цель и задачи являются основной составляющей содержательной

части кружка «Черный конь» и построены на следующих принципах:

  • Принцип деятельности – включение ребенка в учебно-игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  • Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта

творческой деятельности.

  • Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе.
  • Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует

созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

  • Принцип занимательности – цель его – вовлечение детей в целенаправленную деятельность, формирование у них желания выполнять предъявленные требования и

стремления к достижению конечного результата.

1. 5. Планируемые результаты освоения программы.

Ожидаемый образовательный результат ориентирован не только на сформированность отдельных математических и логических представлений и понятий у детей, но и на

развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению, т. е. подготовленность к школе.

  • Сформированность предпосылок к учебной деятельности с углубленными логикоматематическими умениями
  • Сформированность интеллектуально – творческих навыков и умений
  • Сформированность нравственно — личностных качеств на основе умения работать в

коллективе (эмоционально – волевая сфера)

  • Сформированность устойчивого интереса к игре в шахматы

1. 5. Организация образовательной деятельности по Программе (форма, срок обучения, учебный план, учебный план, промежуточная аттестация)

Программа предполагает организацию совместной и самостоятельной деятельности

с подгруппой детей 5-6 лет.

Количество детей в подгруппе – 12 человек.

Срок обучения — 1 учебный год.

Периодичность занятий кружка — 1 раз в неделю.

Длительность занятия — 25 мин.

С целью изучения ожидаемых образовательных результатов используются следующие

формы контроля по критериям (Приложение 1).

Формы контроля:

5

  • Педагогическая диагностика
  • Наблюдение
  • Изучение продуктов детской деятельности
  • Беседы
  • Изучение запросов родителей
  • Анкетирование
  • Собеседование

Формой промежуточной аттестации являются результаты педагогического мониторинга

и Шахматный турнир, который проходит в конце учебного года

"

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год