Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Деятельность инструктора по физической культуре по реализации индивидуального образовательного маршрута в ДОУ
Спорт, тренировки
Автор: Лукина Наталья Евгеньевна   
16.07.2020 19:57

Деятельность инструктора по физической культуре по реализации индивидуального образовательного маршрута в ДОУДеятельность инструктора по физической культуре по реализации индивидуального образовательного маршрута в ДОУ

Лукина Наталья Евгеньевна Инструктор по физической культуре МБДОУ ДС №43 г. Озерск

Дети, посещающие наше дошкольное учреждение, имеют различные формы НОДА. У таких детей наблюдается задержка развития двигательных умений и навыков, задержка и нарушение процессов костеобразования, слабость мышечно-связочного аппарата и связанное с ним недостаточное развитие мышечного корсета, обострение сопутствующих заболеваний, снижающих уровень физического развития и соматического здоровья ребёнка, понижена работоспособность, повышена утомляемость. Особую трудность в коррекции физического развития представляют дети с органическим поражением ЦНС различного генеза, поскольку кроме отклонений в здоровье у таких детей трудности усвоения норм поведения, отмечается задержка психического развития.

 

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата предусматривает индивидуально-дифференцированный подход и диктует вариативность содержания методических рекомендаций. Поэтому, необходима разработка ИОМ для ребёнка, который испытывает сложности в усвоении АООП и нуждается в индивидуальном подходе в процессе коррекционных мероприятий.

На примере работы с определенным ребенком мы хотели бы раскрыть основные направления деятельности по разработке и оформлению ИОМ. Основу индивидуального маршрута составляет диагностика состояния здоровья, уровня физического развития и двигательной подготовленности. На основании комплексного обследования нами разрабатывается индивидуальная программа для ребёнка, включённого в экспериментальную деятельность. Программа включает в себя рекомендации специалистов по проведению развивающих и физкультурно-оздоровительных мероприятий, особенности работы с этим ребёнком и сетку занятости воспитанника. Работа инструктора ФК в разработке и внедрении ИОМ заключается в объективной оценке уровня физического развития дошкольника с НОДА, мониторинге динамики и в планировании педагогической деятельности по развитию двигательных функциональных возможностей ребёнка, проведению более тщательной коррекции отклонений в физическом развитии, мобилизацию его активности, самостоятельности и креативности.

Коррекция НОДА требует комплексного подхода. Мы используем разные формы коррекционной работы: массаж, лечебную гимнастику, лечебное плавание, тренажёрная гимнастика; в утреннюю и гимнастику после сна включены корригирующие упражнения; физкультурные занятия; соблюдение ортопедического режима – использование туторов, ортопедической обуви и стелек; двигательный режим; закаливание, медикаментозная поддержка. Конечно, мы испытываем трудности по включению индивидуальных занятий в общий режим учреждения и в общее расписание занятий, т.к. не можем ни сократить прогулки, ни перегрузить ребёнка физически и эмоционально.

Также, огромной сложностью является отсутствие врачей в коррекционном учреждении. Необходимость наблюдения у врачей-специалистов легла на плечи родителей. Медикаментозное лечение осуществлялось и в ДОУ, и в детской поликлинике.

При составлении ИОМ, мы работали с ребенком, имеющим диагнозы: последствия ОПЦНС, ДЦП левосторонний гемипарез, астеноневротический синдром, плосковальгусная деформация стоп, пупочная грыжа, сходящееся содружественное косоглазие, амблиопия сложной степени, псевдобульбарная дизартрия.

В связи с диагнозом мальчику запрещены спрыгивания с высоты, прыжки в высоту, кувырки, скручивания, ограничены занятия бегом и прыжками, велосипедом; исключается плавание способом дельфин.

Лечебная гимнастика и лечебное плавание как составные части коррекционного комплекса призваны содействовать оздоровлению, реабилитации и развитию человека, способного к социально-психологической адаптации в дальнейшей жизнедеятельности. Это единственное средство, позволяющее эффективно укреплять мышечный корсет, разрабатывать тугоподвижность в суставах. Занятия в рамках экспериментальной работы проводятся только индивидуально. Для этого были разработаны специальные комплексы по коррекции различных форм нарушений для занятий в зале и в бассейне.

В них вошли упражнения на развитие мелкой моторики, в том числе и поражённой конечности; дыхательная гимнастика; упражнения и игры с использованием фитболов и физиорол, мячей-массажёров и другого физкультурного оборудования; комплексы занятий на тренажёрах и снарядах; комплексы для коррекции малоподвижности со стороны поражённых конечностей в воде и на суше; специальные комплексы лечебного плавания.

Во время проведения занятий учитывался настрой ребёнка, осуществлялась постоянная смена деятельности, использовался игровой подход. Поначалу у мальчика часто отмечался отрицательный настрой на занятия, проявлялись агрессия и эмоциональные срывы. Поэтому процесс обучения и лечения дополнялся музыкотерапией. Но иногда приходилось на ходу менять всю структуру деятельности. Наши разработки учитывают индивидуальные особенности, присущие детям с заболеваниями ОДА, поэтому комплексы упражнений, предложенные в индивидуальной экспериментальной программе, могут выполнять другие дети с нарушениями.

Занятия по лечебному плаванию строились с учётом состояния здоровья мальчика, а также, вели наблюдения за его эмоциональным состоянием, которое влияло на желание ребёнка заниматься или его отказ от занятия. Он выполнял комплексы упражнений целенаправленного действия, с отягощением паретичной нижней конечности ластой, а паретичной рукой удерживал или собирал различные по форме, весу, размеру и материалу предметы в воде; на пораженные конечности надевались специальные манжеты-утяжелители. На занятиях предусмотрена строгая дифференцировка заданий и нагрузок – темп, последовательность упражнений, их длительность, характер упражнений с индивидуальной коррекцией.

Так как мы постоянно отслеживали успехи ребёнка и динамику его развития, то имели возможность обеспечить доступность содержания занятий, путём усложнения программного материала, не нарушая выработанный у ребёнка динамический стереотип.

Помимо работы непосредственно с ребёнком, проводились мероприятия для педагогов: консультации, семинары, практикумы, открытые практические занятия, где они знакомились с методикой проведения оздоровительных мероприятий, обучались правильному выполнению упражнений для индивидуальной работы с ребёнком, страховке на спортивном оборудовании, использованию спортивного инвентаря и оборудования.

Также, коррекционные мероприятия включали в себя общий режим, специальный статико-динамический и ортопедический режимы и лечебную гимнастику. Эти режимы должны были обеспечиваться и в ДОУ и дома. Вот почему было необходимо активное участие родителей в этих занятиях.

Семье были даны рекомендации по соблюдению режима и доступные комплексы лечебной гимнастики; привлекали родителей к участию в занятиях и развлечениях, что позволяло им на практике обучиться приёмам самостоятельной и индивидуальной работы в домашних условиях. Раз в квартал проводилась беседа с мамой по результатам экспериментальной работы и выполнению родителями рекомендаций врачей и специалистов ДОУ.

Так как необходимо было учитывать работу всех специалистов, для ребёнка была разработана сетка занятости в течение недели на каждый день. Ежемесячно специалисты составляли отчёт, в котором указывали проведённые мероприятия, уровень выполнения ребёнком упражнений и отношение ребёнка к занятиям.

На наш взгляд, разработка индивидуального образовательного маршрута принёс более высокие результаты. Внедрение ИОМ позволяет добиться качественной реабилитации ребёнка и на хорошем уровне подготовить его к обучению в школе. Можно похвастаться тем, что в подготовительной группе ребёнок начал посещать секцию плавания, сейчас успешно продолжает заниматься спор

Аннотация

В данной статье раскрывается деятельность инструктора по физической культуре ДОУ по внедрению индивидуального образовательного маршрута в работе с детьми с ОВЗ.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год