Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации
Детская цифровая камера GSMIN Fun

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проект «Туризм как форма работы с родителями и детьми».
Спорт, тренировки
Автор: Слепнева Екатерина Леонидовна   
16.06.2019 22:35

Проект «Туризм как форма работы с родителями и детьми».Проект «Туризм как форма работы с родителями и детьми».

Автор: инструктор по физической культуре Слепнева Екатерина Леонидовна МАДОУ №24. г. Екатеринбург

Вид проекта: спортивно-оздоровительный, исследовательско – творческий.

Сроки реализации: 2018 – 2019 г. г.

Участники проекта: инструктор по физической культуре Слепнева Е.Л., воспитатель группы Житкова О.В, дети подготовительной группы № 11, родители воспитанников.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Обоснование: В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Объём познавательной информации для ребёнка постоянно увеличивается, растёт доля умственной нагрузки.

 

Скачать конспект

Ещё одной причиной частой заболеваемости дошкольников считаются социально – экономические факторы, обременённость родителей вредными привычками, отсутствие внимания к профилактике здоровья ребёнка.

Были исследованы факторы, влияющие на психофизическое здоровье ребёнка, и одним из проблемных факторов является непонимание родителями важности социализации ребёнка в ДОУ и в обществе в целом. Игнорирование данной проблемы порождает в ребёнке замкнутость, неумение контактировать со сверстниками, взрослыми – всё это сказывается на психическом и физическом здоровье ребёнка. Поэтому и был разработан проект «Туризм как форма работы с родителями и детьми».

Актуальность проекта: Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобщения их к здоровому образу жизни, к активному отдыху, остро стоит в современном обществе, где к дошкольникам при переходе из детского сада в школу, предъявляются высокие требования. В связи с этим активизируется поиск подходов в физическом воспитании, которые могли бы одновременно повышать физические качества и развивать познавательные и умственные способности. Так же ребенку уже с дошкольного возраста закладываются навыки экологической культуры. Родители проводят больше времени с ребенком на свежем воздухе, что, несомненно, поможет оздоровлению семьи, укреплению внутрисемейных отношений. На наш взгляд, одним из таких подходов является элементарных средств туризма в работе с дошкольниками.

Подходы к реализации проекта:

  • системно – деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников и их родителей эколого – туристических знаний и умений природопользования;
  • культурологический — организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.

Принципы:

Принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений, способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде;

Принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в безопасном поведении в природе на туристической тропе.

Цель:

Приобщение дошкольников и их родителей к здоровому образу жизни по средствам ознакомления с элементами туризма.

Задачи:

  1. Расширять знания детей и родителей о детском туризме.
  2. Использовать элементарные знания о туризме для увеличения кругозора детей, туристском природопользовании, закрепить навыки и умения работы с планом ДОУ; научить работать с компасом; закрепить правила поведения в окружающей среде.
  3. Познакомить детей с основами жизни в природных условиях, назначением определённых предметов, необходимых в походе;
  4. Закрепить на практике знание основ безопасного поведения на природе; воспитание бережного и внимательного отношения к окружающей среде, формирование желания вести здоровый образ жизни.

Ожидаемые результаты:

Сформированы знания о детском туризме.

Знакомы с правилами соблюдения безопасности в туристическом походе, во время разведения костра.

Сформированы такие качества как: самостоятельность, организованность, отзывчивость, доброжелательность, выносливость и ловкость.

Знают, что туристические походы и экскурсии закаливают организм человека, он реже болеет, становится сильнее, выносливее и более организованным.

Знают представителей растений зоны своей местности, знают ядовитые и лекарственные растения, знают какую пользу и вред могут принести.

Знают представителей животного мира родного края и правила безопасного поведения в природе.

Сформированы умения необходимые в туристическом походе: умение распределять туристические обязанности, умение собирать рюкзак, умение правильно подбирать лекарственные препараты для аптечки. Умение правильно подбирать одежду и для похода в соответствии с погодными условиями. Умение организовывать привал и соблюдать чистоту на привале.

Сформированы умения необходимые в туристическом походе: умение пользоваться компасом, умение рисовать маршрут своего пути, пользоваться топографическими знаками.

Увеличение доли родительской активности участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе, на туристической тропе и участие в мероприятиях проекта.

Сотрудничество с родителями:

Анкетирование по теме.

Семинар «Оздоровительный семейный отдых».

Выпуск газеты «Мы туристы».

Изготовление макета «Уголок туриста».

Создание туристической тропы на территории площадки группы №11.

Участие в спортивных мероприятиях города: «Фестиваль здоровья 2018», «, «Мама, папа, я –спортивная семья».

Походы выходного дня: лыжная прогулка на стадион школы №171.

Сбор информации о безопасном поведении в лесу, совместная работа родителей и детей (изготовление поделок для макета, знаков по охране природы, кормушек).

Изготовление газеты «Наши спортивные достижения»

Организация деятельности участников проекта:

Работа над проектом включает деятельность педагогов, детей и родителей. Деятельность распределяется следующим образом по этапам проекта:

I этап — Подготовительный:

Сбор информации по предмету туризм, изучение научно – методической литературы, подбор пособий: атрибуты и материалы для сюжетно – ролевой игры «Мы юные туристы», мини – центр «Исследователь» (оборудование и материалы для познавательно – исследовательской деятельности, стимульный материал: карты – схемы, алгоритмы, модели. Мини – центр «Безопасность в природе» (познавательная и художественная литература о безопасности в природе, иллюстрации по теме «Безопасность в туризме». Формирование проблемы – цель проекта, формирование задачи. Разработка проекта по теме, составление плана работы по проекту.

II этап — Основной:

Календарный план по проекту «Туризм как форма работы с родителями и детьми»

Форма организации Название мероприятия Задачи Дата проведения Участники Ответственные

Беседа Тема: «Что такое туризм» Познакомить детей со значением слова туризм, поход, туристический инвентарь и др. Октябрь Воспитатель, дети. Житова О.В. — воспитатель

Дидактическая игра Тем: «Что возьмём с собой в поход» Учить детей собирать рюкзак, значению слов: котелок, компас, палатка, привал. Октябрь Воспитатель, дети. Житкова О.В. — воспитатель

Семинар для родителей, анкетирование Тема: «Оздоровительный семейный отдых» Познакомить родителей с детским туризмом, побуждать желание чаще ходить всей семьёй на пешие прогулки. С целью улучшения работы ДОУ по физкультурно — оздоровительному направлению. Октябрь Воспитатель, родители. Житкова О.В. — воспитатель

Игра -исследование Тема: «Что такое компас? Знакомство с картами –схемами, географическими направлениями» Воспитывать интерес к компасу, обучать работе с прибором. Октябрь. Инструктор по физической культуре, дети. Житкова О.В. –

Дидактическая игра Тема: Найди по заданному направлению» Учить детей работать с картами – схемами, определять местонахождение предмета. Октябрь Инструктор по физической культуре, воспитатель Житкова О.В, дети.

Литературная гостиная Тема: «Знакомство с лекарственными растениями, ягодами, грибами». Учить детей разбираться в лекарственных растениях, подготовить сообщения о лекарственных растениях совместно с родителями. Октябрь Воспитатель, дети. Житкова О.В. — воспитатель

Спортивное развлечение (поход в физкультурном зале и на территории ДОУ) Тема: «В гостях у феи» Развивать физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, силу. Закреплять понятия туризм, поход. Учить детей работать с картами схемами, ориентироваться на участке ДОУ. Ноябрь Инструктор по физической культуре, воспитатель, дети.

Художественная мастерская Рисование «Птицы Коми края» Познакомить детей с зимующими птицами Коми края. Ноябрь Воспитатель, дети. Житкова О.В. — воспитатель

Акция Тема: «Накормим зимующих птиц». Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам. Декабрь Инструктор по физической культуре, воспитатель, родители, дети.

Лыжная прогулка на «Динамо» Тема: «Лыжня зовёт» Развивать физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, силу. Декабрь Инструктор по физической культуре, воспитатель, родители, дети.

Давыдова Н. В. – инструктор, Житкова О.В.. — воспитатель

Занятие — прогулка Тема: «Прогулка по экологической тропе здоровья «Зимушка – зима» Формировать представления о том, что жизнь зимой продолжается, закрепить знания детей о способах приспособления растений и животных к зиме. Развивать двигательные навыки, содействовать развитию общей выносливости. Январь Инструктор по физической культуре, воспитатель, дети.

Просмотр видео презентации Тема: «Животный и растительный мир Урала» Пополнять знания детей о природе родного края, животных и птиц, занесённых в красную книгу РК. Январь Инструктор по физической культуре, воспитатель, дети. Дидактическое лото Тема: «Топографические знаки» Познакомить детей с топографическими знаками, играть в лото, соблюдая правила игры. Январь Инструктор по физической культуре, воспитатель, дети.

Литературная гостиная Тема: «Разучивание туристских речовок, песен» Познакомить детей с туристическими речовками, песнями. Январь Инструктор по физической культуре, воспитатель. Дети.

Игра путешествие по маршруту (физ. зал) Тема: «Мы туристы» Учить детей работать с картами схемами, продолжать изучение топографических знаков. Февраль Инструктор по физической культуре, воспитатель, дети.

Спортивное развлечение Тема: «Во всем хочу как папа стать» Расширять гендерные представления: формировать у мальчиков стремление стать достойными защитниками Родины, у девочек – уважение к будущим воинам; — помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности; — развивать двигательную активность, музыкальный слух, умение выполнять игровые действия по просьбе взрослого, чувство коллективизма, ответственности, сплоченности.

Февраль Инструктор по физической культуре, воспитатель, родители, дети. Слепнева Е.Л. – инструктор, Житкова О.В. – воспитатель.

Харина И. П. -муз. руководитель

Художественная мастерская.

Изготовление макета «На туристической прогулке» Закрепить умение детей выполнять работу сообща, дружно; развивать творческие способности, умение придумывать и делать поделки, используя разнообразный природный материал Февраль Воспитатель, дети. Житкова О.В. — воспитатель

Спортивная игра (участок детского сада) Тема: «Зарница» Развивать ориентировку на территории ДОУ, физические качества – ловкость, точность, быстроту, силу. Воспитывать дружеские отношения друг с другом. Март Инструктор по физической культуре, воспитатель, дети. Слепнева Е.Л. – инструктор, Житкова О.В. — воспитатель

Беседа Тема: Ядовитые грибы и ягоды» Создать условия для развития и закрепления представлений детей о грибах и ягодах, особенностях внешнего вида, местах произрастания.

Март Воспитатель, дети. Слепнева Е.Л. – инструктор, Житкова О.В. — воспитатель

Просмотр презентации Тема: «Правила безопасного поведения в лесу, городе, у водоёма» Закреплять знания детей о безопасном поведении в лесу, городе, у водоёма. Апрель Инструктор по физической культуре, воспитатель, дети. Слепнева Е.Л. – инструктор, Житкова О.В. — воспитатель

Литературная гостиная Тема: «Загадки о животных, насекомых, пресмыкающихся» Дать понятие детям о том, что иногда контакты с животными и насекомыми могут быть опасны. Апрель Инструктор по физической культуре, воспитатель, дети. Слепнева Е.Л. – инструктор, Житкова О.В. — воспитатель

Игра — эстафета Тема: «Я пойду в поход» Закрепить знания детей о том, что необходимо туристу в походе. Развивать физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, силу. Апрель Инструктор по физической культуре, воспитатель, дети. Сепнева Е.Л. – инструктор, Житкова О.В. — воспитатель

Литературная гостиная Тема: «Экологическая сказка – Волшебный сон» (про мусор) Учить детей бережному отношению к природе, планете Земля, охране природы. Май Воспитатель, дети. Житкова О.В. — воспитатель

Экологический десант Тема: «Трудовой десант» Приобщать детей к труду на участке детского сада. Учить детей бережному отношению к природе. Май Инструктор по физической культуре, воспитатель, родители, дети. Слепнева Е.Л. – инструктор, Житкова О.В — воспитатель

Поездка в Дендропарк.

Тема: «Прогулка путешествие» Приобщение детей и родителей к совместному отдыху на природе. Учить детей бережному отношению к природе. Июнь Инструктор по физической культуре, воспитатель, родители, дети. Слепнева Е.Л. – инструктор, Житкова О.В. – воспитатель, родители.

IIIэтап — Итоговый: Подведение итогов проекта. Поездка в Дендропарк.

IVэтап — Презентационный: Создание презентации проекта, показ презентации на итоговом педсовете.

Информационное обеспечение:

Бочарова Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. — АРКТИ – 2003г.

Богданова Н. И. Дошкольный туризм как средство всестороннего развития личности. – Москва. — 2004г.

Завьялова Е. П. Туризм в детском саду. Туристята. – Тюмень. – 2006г.

Приложения

Консультация для родителей: «Отправляемся в поход»

Туризм (прогулка, поездка) – путешествия по своей стране или в другие страны, сочетающие отдых с элементами спорта и познавательными задачами.

Дошкольный туризм решает не только воспитательно-образовательные задачи, но и оздоровительные задачи, совершенствует двигательные способности детей, способствует освоению ими простейших туристских умений и навыков.

Общеизвестно, что ничто так не сплачивает семью, не помогает достичь взаимопонимания между всеми членами, как совместный активный отдых.

Поход – активный способ передвижения туристов по маршруту (пешком, на лыжах, велосипедах и т.д.). В походах сочетается выполнение образовательных задач с организацией условий походной жизни.

Туристская прогулка – форма организации туристской деятельности, предполагающее кратковременное (3 – 6 часов) пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристскими навыками.

Для непродолжительной туристской прогулки не нужно много специального инвентаря. Но обязательным является приобретение рюкзаков для участников похода. Можно приобрести или сшить заплечный мешочек с широкими и мягкими лямками, липучками-застежками, нарядными и удобными для неокрепшей руки малыша пряжками – автоматами и бегунками. Маленький рюкзачок можно украсить аппликацией, мелкими игрушками-брелками, и тогда он станет любимым спутником юного путешественника.

Родителям следует научит своего малыша заботиться о сохранности и чистоте личного снаряжения, участвовать в его ремонте и украшении. Вес рюкзака с содержимым для ребенка 5-6 лет должен составлять 1-1, 5кг. Безусловно, многие физически подготовленные ребята могут переносить более значительные тяжести, однако в данном случае ребенок быстро устает, снижается темп его ходьбы, он перестает замечать достопримечательности, реагировать на слова, сосредотачивается только на своих ощущениях. Поэтому следует помнить о еще не окрепшем позвоночнике ребенка и не позволять ему устанавливать рекорды по весу переносимого груза.

Следующим этапом в подготовке к прогулкам является подбор обуви и одежды для ребенка. Необходимо учитывать не только состояние погоды (силу ветра, температуру, влажность воздуха) на момент выхода, но и возможность ее изменения. Обувь ребенка должна быть разношенной, удобной, позволяющей вставит войлочную стельку и надеть два носка – хлопчатобумажной и шерстяной (что способствуют теплообмену). Это могут быть кроссовки, кеды на толстой подошве. В холодный период это могут быть кожаные зимние сапоги или ботинки.

Одежда должна быть удобной для выполнения активных движений. Но даже летом не следует надевать короткие шорты, чтобы уберечь ноги малыша от укусов клещей, порезов, царапин и прочих неприятностей. В прохладную погоду рекомендуется иметь ветровую куртку с капюшоном и аналогичного качества брюки. В зимний период – это комбинезон для мальчиков, куртка с капюшоном и брюки на двойном синтепоне для девочек. Такая одежда предохранит ребенка от ветра и попадаемой на нее влаги в случаях падения и во время отдыха. Количество и толщина нижних слоев одежды зависит от погоды и способа передвижения группы. Оптимально, если родители предусматривают возможность варьирования одежды во время активного движения и пассивного отдыха (дополнительные верхние жилеты, уплотнители, капюшоны, шарфы, накидки и т.п.).

Необходимо продумать головной убор. В теплый период – можно использовать спортивную кепку-бейсболку или спортивную панаму, предохраняющую от солнечных лучей и создающую определенный стиль в одежде туриста. В холодный период – спортивную шапочку (с дополнительным слоем-утеплителем в ветреные и морозные дни). У каждого туриста должны быть запасные рукавицы и носки, даже если группа уходить на двухчасовую прогулку.

Родителям следует за ранее продумать вопрос питания детей.

Во время кратковременных туристских походах-прогулках не следует лишать детей удовольствия перекусить на свежем воздухе. Можно взять с собой сухарики, баранки, печенье, орешки, овощи, фрукты. Несколько конфет-леденцов помогут справиться ребенку с жаждой во время движения. Однако содержание перекуса не должно быть предметом хвастовства или зависти детей. Это должны быть простые продукты, которые можно легко разделить, чтобы угостить друзей. Следует избегать скоропортящих продуктов (мясных и молочных). Что касается напитков. Горячий чай в мини-термосе прекрасен в холодные дни, а сок, морс, компот в пластиковых бутылках, фляжках, герметичных коробках – в теплые. Остальное – дело вкуса ребенка.

На заметку!

Работоспособность и здоровье туриста зависят от правильной укладки рюкзака. Надо так уложить вещи, чтобы, с одной стороны, легко было в любой момент найти нужную вещь, с другой – чтобы никакие твердые предметы не упирались в спину. Поэтому вдоль спины укладываются мягкие вещи, а с наружной стороны – твердые. Посуда, предметы личной гигиены, компас, шнур могут располагаться в задних и боковых карманах.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (120) выйдет
1 ноября 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год