Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Ценностные ориентации семьи в подготовке ребенка к школе
Скоро в школу
Автор: Оксана Воронина   
15.02.2014 00:53

Ценностные ориентации семьи в подготовке ребенка к школеСемья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для подготовки ребенка к школе необходимо их взаимодействие.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения родителей к дошкольному учреждению.
Как справедливо заметила Р.В. Овчарова, практически каждый человек когда-то становится родителем. Качественное, осознанное исполнение родительской роли определяет состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений. Родительство является наиболее важной ответственностью, которую может принять на себя взрослый человек и является социально-психологическим феноменом, представляющим собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства.


Родительство включает в себя когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты. Когнитивный компонент характеризуется осознанием родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представление об идеальном родителем, знание родительских функций, образ ребенка. Эмоциональный компонент – это субъективное ощущение себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отношение к себе как к родителю. Поведенческий компонент – это умение, навыки и деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка, стиль семейного воспитания.
Развитая форма родительства характеризуется такими особенностями, как ценностные ориентации родителей (семейные ценности), родительские установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания. Особенности родительских ценностей состоят в том, что они являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения.
Выдающийся психолог А.Н. Леонтьев, рассматривая ценностные ориентации, отмечал: «... - это ведущий мотив - цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни».
В исследованиях психологов Г.А. Аргуновой, С.Г. Бугаева, С.Г. Гладневой, С.А. Куликовой, М.Г. Резниченко, С.М. Яковлюк и других выявлено, что для родителей наибольшую ценность представляют: здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь, уверенность в себе, интересная работа, познание (терминальные ценности); воспитанность, образованность, жизнерадостность, честность, ответственность, терпимость, чуткость (инструментальные ценности).
Ценностные ориентации родителей являются одной из важнейших составляющих эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе подготовки ребенка к школе.
Как утверждают Е.А. Носова и Т.Ю. Швецова, каждый родитель имеет свою позицию относительно педагогического взаимодействия с педагогами детского сада. Она может быть ценностной, то есть субъектной, и выражаться в отношении к психолого-педагогической компетентности как важнейшей составляющей своей личностной культуры, в потребности, готовности и стремлении познавать, развивать в себе качества «хорошего родителя». При наличии индифферентной позиции родители безразлично относятся к уровню своей психолого-педагогической компетентности, инертны в процессе взаимодействия. Негативная позиция во взаимодействии с педагогами проявляется в его неприятии, отстранении под любыми предлогами от продуктивного взаимодействия [1].
Для родителя ценностным ориентиром во взаимодействии с педагогом выступает его собственный ребенок, стремление ему помочь, правильно направить и поддержать в наибольшей степени актуализирует потребность родителей в воспитательной деятельности, особенно в процессе подготовки старших дошкольников к школе. Родители с индифферентной и негативной позициями во взаимодействии нуждаются в педагогическом сопровождении со стороны дошкольного учреждения.
Рассмотрим ценностные ориентации родителей в подготовке ребенка к школе, которые были выявлены в исследованиях Т.И. Бабаевой, Е.П. Арнаутовой, Л.А. Ермаковой и другими педагогами и психологами.
Осознание себя, как родителя будущего школьника приходит через самопознание себя как личности, познание своего ребенка и проявляется у взрослых в принятии индивидуальности ребенка, в признании его права на свой темп развития, в осознании собственного самочувствия и опасения по поводу предстоящей школьной жизни старшего дошкольника.
Взрослые полностью осознающие, себя как родители будущих школьников способны воспитать в детях ответственность за свои действия и поступки, смогут помочь им найти способы решения возникших трудностей в повседневном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, достичь полного взаимопонимания с ними.
Осознание будущего своего ребенка как школьника. Учеными доказано, что подготовка к школе осознается большинством родителей будущих первоклассников как ответственная задача. Многие взрослые проявляют тревожность в организационных аспектах, связанных с оформлением ребенка в конкретную (чаще престижную) школу.
Для большинства родителей подготовка к школе выступает в качестве особой целевой установки, требующей конкретных средств и воспитательных усилий. При этом, по мнению половины взрослых, высокая результативность воспитания готовности ребенка к школе может быть достигнута объединенными усилиями семьи и детского сада.
По полученным данным Т.И. Бабаевой некоторые родители выражают сомнение в возможности детского сада эффективно подготовить ребенка к школе. Они подчеркнули, что эта задача успешно решается только усилиями семьи, или семьи с привлечением дополнительных образовательных услуг (подготовительные к школе курсы, группы, занятия с учителем и пр.). Основной недостаток работы детского сада данные родители видят в отсутствии индивидуального подхода и контроля развития ребенка.
Другая часть родителей убеждены, что вся работа по подготовке к школе должна быть осуществлена в детском саду, и семье нет необходимости предпринимать дополнительные шаги в этом направлении. Характерно, что подобное мнение высказали многие родители, чьи дети посещают высоко оплачиваемые негосударственные дошкольные учреждения. При этом часть родителей вообще не вникает в конкретное содержание подготовки к школе. Гарантией высокого качества этой работы для них выступает высокая оплата образовательных услуг.
Необходимо включать родителей в совместную деятельность с ребенком, с педагогами и администрацией дошкольного учреждения, при этом создавать атмосферу сотрудничества (Носова Е.А., Швецова Т.Ю.).
Проектирование своего будущего как родителя первоклассника и будущего своего ребенка как школьника.
Взрослые, проектируя свое будущее в качестве родителя первоклассника и будущего своего ребенка как школьника, выражают общее положительное отношение к будущему учителю. Характерной установкой для них является доверие и надежда на понимание и поддержку учителем ребенка в обучении.
Но есть родители, которые не могут отчетливо сформулировать своего отношения к будущему учителю. Для этих взрослых характерна установка на неопределенное отношение с элементами настороженности.
Некоторые родители проявляют тревожные ожидания, опасения, что будущий учитель не сможет понять их ребенка и найти эффективный подход к нему. Выявленная неопределенно - негативно установка части родителей по отношению к учителю обнаруживает серьезную проблему воспитания будущего школьника в семье. Научные данные свидетельствуют о влиянии негативного отношения родителей к учителю и школе на соответствующие установки детей. В результате дети испытывают при поступлении в школу излишнее волнение и неуверенность, что становится препятствием для успешного начала обучения (Бабаева Т.И.).
Не менее важной ценностной ориентаций семьи в подготовке детей к школе выступает педагогическая культура родителей, которая включает в себя такие компоненты, как педагогическая подготовленность родителей или определенный объем педагогических, психологических, медицинских, экономических и некоторых других знаний; практические умения родителей по воспитанию детей; умение родителей решать разнообразные педагогические задачи, умение использовать опыт воспитания детей предыдущих поколений (Семеряжко Е.И.).
Родители с высоким уровнем педагогической культуры: создают благоприятный психологический климат в семье; стремятся получить психолого-педагогические знания в области воспитания и образования дошкольников; осознают цели воспитания и развития ребенка в подготовке к школе; используют разнообразные методы и средства подготовки ребенка к школе; учитывают его возрастные и индивидуальные особенности; стремятся понять его внутренний мир, разделить с ним его радости и неудачи; занимаются воспитанием ребенка в тесном сотрудничестве с дошкольным учреждением; могут четко определить образовательные запросы ребенка; консультируются по вопросам подготовки к школе у специалистов (воспитателей, психологов, учителей).
У родителей с допустимым уровнем педагогической культуры: не хватает знаний о возрастных особенностях развития ребенка; осознают цели воспитания, но не применяют различные приемы и методы в подготовке ребенка к школе; через сотрудничество с детским садом и консультации у воспитателей и психологов стремятся повысить свой уровень знаний по детской педагогике и психологии; стремятся создать благоприятный психологический климат в семье, но отсутствие достаточных знаний приводит к конфликтным ситуациям; стремятся понять внутренний мир ребенка, но отсутствие необходимых знаний, непонимание индивидуальных особенностей не всегда приводит к успеху.
Низкий уровень педагогической культуры родителей проявляется в том, что у них нет достаточных знаний о возрастных особенностях развития ребенка, по педагогике и психологии дошкольного возраста; не стремятся создать благоприятный психологический климат в семье; не осознают цели воспитания и развития в подготовке ребенка к школе; ее учитывают индивидуальные особенности ребенка; не интересуются его переживаниями, не стремятся понять его внутренний мир; не хотят сотрудничать с дошкольным учреждением.
Как показывают исследования (Бабаева Т.И., Полякова М.Н., Березина Т.А. и др.) педагогическая культура родителей проявляется в оценке готовности их ребенка к школе. Оценивая качества ребенка наиболее значимые с позиции готовности к школе, большинство родителей на первое место выдвигают качества, характеризующие знания старшего дошкольника, способность управлять собой (дисциплинированность, организованность, послушание, исполнительность, произвольная память и внимание), специальные учебные умения (знакомство с буквами, умение читать, считать и т.п.). Настораживает, что для многих родителей характерно ограниченное представление о сущности готовности современного ребенка к школе. Над ними тяготеет привычный стереотип «хорошего ученика»: дисциплинированного, исполнительного, умеющего хорошо читать, считать, писать. Отсюда готовность к школе рассматривается как подготовленность ребенка к тем учебным предметам, с которыми он «столкнется» в первом классе. Это, прежде всего, математика, чтение, родной язык и пр. Именно такой подготовки часто ждут родители от детского сада.
Анализ практики показывает, что по настоянию родителей процесс подготовки к школе в ряде дошкольных учреждений превратился фактически в дополнительные факультативные занятия, которые с большей или меньшей степенью интенсивности обеспечивают, прежде всего, предметную подготовку детей к освоению будущих школьных учебных программ. Такие значимые для развития будущего школьника качества как самостоятельность, коммуникативная культура, творческая и познавательная активность, предприимчивость, уверенность, интерес к школе, общительность, умение сотрудничать все еще недостаточно осознаются взрослыми как необходимые в подготовке к школе.
Главным средством подготовки к школьному обучению для многих родителей (и педагогов) являются организованные, систематические занятия с детьми. Нередко, помимо занятий в детском саду и семье, дети посещают дополнительные уроки со специалистами, которые осуществляют интенсивную профильную подготовку к школе. Вопрос о том, насколько такая высокая образовательная нагрузка на ребенка отвечает требованиям здоровье сберегающего подхода и обеспечивает ли она долгосрочный прогноз успешного обучения в школе, продолжает оставаться открытым (Бабаева Т.И.).
Самоанализ и самооценка родителями своей педагогической культуры, как ценностная ориентация семьи в подготовке ребенка к школе, имеют огромное стимулирующее значение. У каждого родителя под влиянием опыта своего воспитания в родительской семье, собственного родительского опыта, психолого-педагогических знаний и других социокультурных условий стихийно формируется персональная оценочная шкала. При этом она зачастую входит в противоречие с реальной ситуацией результатов воспитания и развития своего ребенка. Осознавая негативы воспитания ребенка, часть родителей способна сохранять достаточно высокую самооценку, перенося ответственность за воспитание детей на других (недоработка ДОУ, влияние плохих друзей и др.) [1].
Активная деятельностная реализация родителями своих психолого-педагогических знаний проявляется в грамотной организации познавательной, игровой, продуктивной, досуговой деятельности детей в условиях семьи, нацеленной. Многие родители стремятся к более продуктивному взаимодействию с детским садом и проявляют потребность в разнообразной помощи в подготовке ребенка к школе, считают необходимым контактировать с учителями начальных классов и обмениваться опытом эффективного воспитания готовности к школе в семье.
Таким образом, поддержание ценностных ориентаций семьи в подготовке ребенка к школе возможно при условии сотрудничества, активного взаимодействия педагогов, родителей и детей.
Список использованной литературы:
1) Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей. – СПб.: ООО Изд-во «Детство-Пресс», 2009

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 46 (167) выйдет
29 ноября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год
Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год