|  Ведериникова Юлия Васильевна Педагог-психолог 2 категории МАДОУ №82 г. Томск
 «Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.»Александр Леонидович Венгер
 Психологическая готовностьк школьному обучению
 сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе.
 (Психологический словарь. И.М. Кондаков)
 Школьная зрелость дошкольника -
   Скачать полный конспект приемлемый уровень физического и психического развития шестилетнего ребенка, что обеспечивает ее адекватное приспособление к условиямшкольного обучения.
 (Словарь по возрастной психологии. О.П. Сергеенкова)
 Компоненты школьной зрелости: Умственный Социальный Эмоциональный Личностный Физический Психологический
 Умственный компонент -
 это функциональное созревание структур головного мозга:
 •Уровень развития мышления: наглядно-образное, абстрактное, аналитическое, логическое, речевое;
 •Уровень развития памяти: зрительная, слуховая, логическая;
 •Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательных координаций;
 •Рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
 •Дифференцированное восприятие;
 •Овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
 •Развитие речи;
 Социальный компонент -
 это социальная позиция школьника (отношение к взрослому, отношение к сверстнику, отношение к самому себе):
 •потребность ребенка в общении со сверстниками;
 •умение подчинить свое поведение законам детских групп;
 •адекватное подчинение школьным правилам;
 •способы установления взаимоотношений с другими детьми;
 •умение войти в детское общество;
 •умение действовать совместно с другими;
 •умение уступать и отстаивать свою точку зрения, защищаться;
 Эмоциональный компонент -готовности к произвольной регуляции своих действий:
 ?степень сформированности механизмов волевой регуляции действий (возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания);
 ?уровень развития социальных мотивов поведения и нравственно-волевых качеств личности;
 ?умение распознавать свои и чужие эмоции (по мимике, интонации, жестам, в различных ситуациях);
 ?умение сдерживать и регулировать эмоции;
 Личностный компонент -внутренняя позиция школьника: принятие новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей; отношение ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе (положительная или отицательная направленность ребенка); уровень мотивационной сферы: атрибутивная мотивация (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради) и познавательная мотивация (возможность получить новые знания); уровень развития самосознания (адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению);
 Физический компонент -
 состояние здоровья и физическое развитие будущего школьника: особенности телосложения (вес, рост, осанка); двигательные навыки и качества; двигательная активность; физическая работоспособность; уровень закаленности; бодрое и активное состояние организма; сформированность трудовых навыков соответственно возрасту; потребность в двигательной деятельности;
 Психологический компонент
 заключается в том, что у ребёнка появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьезную,
 общественно значимую
 деятельность.
 |