Грядущая ошибка |
Скоро в школу | |
Автор: Черныш Сергей Иванович | |
20.10.2025 17:05 | |
"Назрела необходимость вводить в школах 12-летнее образование, как почти во всех развитых странах мира. И отправлять детей в школу надо с шести лет", — сказал Гриб. ТАСС Гриб объяснил, что современные реалии требуют изменений: программа становится сложнее, появляются новые предметы, и 11 лет уже не хватает для освоения всех необходимых знаний, включая основы ИИ, которые некоторые страны вводят уже в начальной школе. Комсомольская правда Инициатива будет вынесена на обсуждение в Общественной палате, Российской академии образования и на общественном совете при Минпросвещения. Аргументы и Факты
Конфуций: - «Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок». Агрессивное не желание понять — сие совершенно очевидно. Бьюсь с этим уж много лет, результат слабый. Обозначим суть. Развитие техники происходит по ускоряющей. Промышленники ставят задачи ВУЗам и техникумам — какие именно им нужны специалисты и с каким багажом знаний. Наука ради науки не нужна, необходимы специалисты, способные выполнять ряд профессиональных задач. Чтобы таковых было возможно подготовить — выпускники школ должны обладать определённым объёмом знаний, позволяющим обучаться в ВУЗах или техникумах. Именно так выстраивается школьная программа. Начиная со второго класса ставят оценки. Очень хорошая успеваемость класса считается при 10% отличников, 20% — твёрдых хорошистов. Это значит, что только 30% (в лучшем случае) на отлично и хорошо справляются со школьной программой. Показатели наглядно демонстрируют, что версия о нежелании детей учиться — ошибочна. Они могут только то, что могут — не более. Обратимся к психологам. Если проанализировать возрастающий поток информации программы первого и второго класса, то зададимся вопросом: а готовы ли дети к овладению таким потоком. Анкетирование показывает, что идеальный результат 30%. То есть 70% обречены на разную степень отставания. Факт очевидный. Что может учитель, если он видит, что требует от ученика не возможное? Почему начало учёбы с семи лет? Почему не с шести? Почему не с пяти? Постараюсь объяснить. Всё дело в специфике развития детского мозга. Обратимся к детским физиологам:
Младенчество, по Д.Б. Эльконину, от рождения до года. 3 Индивидуально. Девочки развиваются ранее. Но следующий период дошкольный (до семи лет) – 15% Почему физиологи выделяют период от трёх до семи лет? Не до шести. Однозначно до семи. Это связано со спецификой изменения (развития) лобных долей, а также речи. Какие рекомендации? С трёх лет Р (ребёнка) надо приучать к занятиям (в виде игр). Рекомендуется два раза в день по пятнадцать минут (не более), с перерывом четыре часа (не менее). Призываю считать мнение детских психологов и физиологов единственно важным. Почему не педагогов? Поясню. Период с трёх до семи лет должен быть представлен громадным объёмом разнообразнейшей телесной активности. Никакой статики! Двигаться, играть, перемещаться, бесконечно меняя положение тела. Это врождённый навык. Пусть так. А если взрослые будут приучать Р к занятиям, вырабатывая усидчивость? Мнение врачей — ограничение движений, чаще всего, ведёт к замедлению темпов развития лобных систем. Чем это грозит? В будущем столкнётся с проблемами с поведением, самоконтролем, а также трудностями в обучении. Если очень обобщённо, то разделяют четыре вида детского мышления. Импульсное. Что привлекло внимание малыша, к тому он тянется, потеряв интерес — тут же забывает. Наглядно – действенное. Р пытается понять связь происходящего. Характерно до 4 лет. Словесно-логическое. С трёх — четырёх лет начинает формироваться. Следует заметить, что начиная с этого периода (специфика возрастно меняющееся развитие мозга. Каждый год — несколько иначе.) Уместно упомянуть развитие видов памяти: зрительная, обоняние, вкусовая и т.д. Особо отмечу ассоциативную и образную память. Р перемещается в мир фантазий, образных сказок, Он живёт в сказочном мире, с позитивными и негативными героями. Логическая связь между явлениями очень слаба, её заменяет эмоциональное восприятие, критическое мышление практически отсутствует. Семь лет. Возможны отклонения до полугода. Сформулировано критически логическое мышление. Р понимает, что сказочные герои вымышлены, что «так не бывает». Семь лет — возраст, когда Р начинает понимать логику взрослых. Психологи считают, что главной задачей педагогов начальной школы, научить логике взрослых. До семи лет — этого достичь не возможно. Дело не генотипе, дело в процессе физиологического развития детского мозга, соотношение частей оного в развитии. В одном возрасте преобладают одни сочетания, в другом — иные. Поэтому, в семь лет Р способен понять, что от него хотят, как надо, а что делать нельзя. Отдельный вопрос — усидчивости. Если до семи лет (активно до шести), Р должен непрерывно двигаться (не факт что ходить, работа руками, ползание — произвольные движения) что обеспечивает мелкую и крупную моторики — гарантии интеллектуального развития, то в семь лет процесс практически завершился. Обратимся к мнению специалиста: Сколько уроков должно быть в 1 классе: в первой четверти — три урока в день; со второй четверти — четыре урока в день; во втором полугодии (после зимних каникул) — четыре урока в день, один раз — пять, один из них физкультура. Сколько длится урок в 1 классе: в первом полугодии — 35 минут; во втором полугодии (после зимних каникул) — 40 минут. Общая нагрузка в неделю — максимум 21 урок. Обратите внимание сколь точно, до минут, расписано время занятий. За каждой цифрой стоят тома исследований, опыта. Всё продумано до минуты. А перемены? Согласно СанПиН 2.4. 2. 2821-10, продолжительность перемен в первом классе составляет: Между уроками — не менее 10 минут. Большая перемена (после 2 или 3 уроков) — 20–30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая. Что мы наблюдаем? Желание просто перенести программу первого класса на год ранее, с шести лет. Та же программа, но обучение с шести лет. Игнорируя позицию физиологов, психологов. Не успевают за 11 лет, добавим год, пусть начинают с шести. Не помогло? Давайте с пяти. Почему педагогика игнорирует медицину? Всё перемешалось… Педагогика должна руководствоваться медицинским показателями, в частности — физиологией. Обратимся к специалистам: «7–12 лет: школьный возраст и когнитивный скачок. Укрепляется кортикальная организация, усиливается миелинизация — формирование оболочки вокруг нейронов, которая ускоряет передачу импульсов. Ребёнок становится более организованным, может планировать, удерживать информацию, сравнивать и обобщать. Развиваются операции мышления: анализ, синтез, абстракция, логика. Этот возраст особенно важен для развития межполушарного взаимодействия, что отражается в развитии навыков письма, чтения, счёта.» Конец цитаты. 7 — 12 лет, период выбран не случайно, в том числе специфика полового созревания. Как время уроков и перемен рассчитано до минут, так и периоды становления разбиваются на определённые временные периоды. Цитирую: «В 12–16 лет идёт мощная перестройка всех систем. Созревают префронтальные зоны, отвечающие за самоанализ, мотивацию, долгосрочное планирование, социальное поведение. Идёт «переподключение» синапсов — слабые связи исчезают, сильные усиливаются. Гормональные изменения сильно влияют на эмоциональную сферу». В рамках данной статьи стараюсь «раскрыть глаза», как педагогам, так и родителям. Проблема педагогов. Несколько отвлекусь. Допустим, составитель учебника по литературе. Он не просто методист, он пытается внедрить свою оценочную шкалу. Пушкинская пора определяется 1810 — 1830 годами. Всего двадцать лет для истории — мгновение! Взглянем на список поэтов той поры: Константин Николаевич Батюшков; Евгений Абрамович Баратынский; Денис Васильевич Давыдов; Иван Андреевич Крылов; Пётр Андреевич Вяземский; Вильгельм Карлович Кюхельбекер; Николай Михайлович Языков; Антон Антонович Дельвиг. Сколько будет составителей учебников, столько будет предпочтений. Одних убираем, других выставляем; на одних акцентируем внимание, других считаем второстепенными. Сколько часов отвести на изучение пушкинской поры? Диаметрально разные позиции. Но такая же индивидуальная оценочная шкала есть и у Р. Он не с другой планеты явился и вовсе не «чистый лист». Одним легко даётся одно, другим другое. Это же продолжение детства: одним детям нравятся одни сказки, другим другие. Педагог в восторге от сказки «Гадкий утёнок», а некоторые дети терпеть не могут. Почему? Да потому, что по другому смотрят на мир. В семь лет Р понимает мотивировку: зачем нужно учиться, учатся мечтать о будущем. В шесть лет (и ранее), встречая непонимание взрослых тут же заявляет «… ты меня не любишь». Мои предложения. Взрослым семьи необходимо найти методику с поурочными (условные уроки, скорее занятия) планами, которые целенаправленно, год за годом готовят к школе. Букварь — это способ познания мира. Р не учит в три года буквы, он познаёт через них мир. Буква «О», например. 1Слайды, рисунки. Океан. Это что такое? Какие интересные рыбы живут в нём. Картинки, слайды раскраски. 2 Со дна океана тянуться горы. Некоторые, так и остаются под водой, а некоторые возвышаются над водой. Такие возвышения называются островами. Сообразно возрасту читает и даёте посмотреть версию Робинзона Крузо. 3 Орех. Слайды как растёт, как цветёт, где корешки, где ствол, где веточки. Ореховое печенье (вкусовые ассоциации). И т.д. Подобным примером, демонстрирую способ познания мира, развитие интеллекта, воображения. Песенки и танцы на букву «О». Пример контрастно показывает разницу между бессмысленным заучиванием алфавита и увлекательным путешествием в мир каждой буквы. Вы же не спешите, у вас нет темпа школьной программы. В моём варианте — алфавит — это год, с трёх до четырёх лет. В школьной программе изучение алфавита — это вид букв и их звучание. Другими словами значок и соответствие ему определённым звуком. Всё! Третий год обучения, в моём варианте — числа и цифры, и действия с ними (с пяти до шести лет) Загадки, игры, песенки, сказки — всё подводит к пониманию математической логики. На изучение чисел в первом классе отводится 132 часа (4 часа в неделю). Я вовсе не рекламирую свою разработку, на примере легче раскрыть смысл идеи. Числа, это не просто значок и соответствующее ему слово. Через сказочные аналоговые примеры, нужно подвести к пониманию — зачем нужны цифры и числа. Какие проблемы они решают. Подвести к пониманию математической логики Главное, ни в коем случае не дублировать школьную программу академического изложения. Игровое познание мира. Цифру можно выложить из фасоли (мелкая моторика), можно вырезать ножницами, можно раскрасить раскраску, можно нарисовать мелом. Не надо заучивать, Р сам привыкнет к виду и названию. Р учил азбуку, в том числе, по КЧ (Карточки Черныша). Цифра единичка хорошо знакома, теперь из набора карточек азбуки надо выбрать буквы — Н, И, Д, О. И сложить их определённым образом, чтобы получилось слово ОДИН. Я думаю, наглядно продемонстрировал идею. Не заучивать, а понимать логику построения. Но достичь подобного в коллективе — крайне сложно. Дети не только по разному развиваются, у них разные вкусы, предпочтения. Темп общей школьной программы не подразумевает индивидуальный подход, «кто не успел, тот опоздал». Принесёт ли эффект переход на обучение в школе с шести лет? Уверен, не только не принесёт, но и будет достигнут обратный эффект. Детки рождаются в разное время, потому (если закон будет принят, а всё к тому идёт) кто — то пойдёт в школу не достигнув шести лет. Трудно представить себе первоклашку в пять с половиной лет… Всё живое проходит время адаптации к взрослой жизни, у каждого вида разное время и разный возрастной промежуток. Щенок овчарки с удовольствием будет участвовать в дрессуре, но с шестимесячного возраста. Раньше он не понимает, что с него хотят, за что наказывают. Не находя понимания — защищается. Злобно лает, демонстрирует зубы. С шести месяцев он понимает правила игры, понимает свою вину и готов понести наказание. И так всё живое, человек не исключение. Мы живём в век стремительного развития техники, программирования, искусственного интеллекта. Вопрос с дошкольной подготовкой нужно решать кардинально. Необходимы определённые программы, позволяющие взрослым подготовить Р к школе (интеллект, виды памяти). Согласно законодательной базе РФ, детские сады всех типов не готовят к школе, они заняты социализацией и общим развитием. Что такое «общее развитие», не предполагающее не промежуточных итогов, ни конечной цели?! Ответ очевиден. Я не утверждаю, что детские сады не нужны, они необходимы, то что они делают — благородное и крайне необходимое дело, но только весьма косвенно и условно имеющее отношение к дошкольной подготовке. Такова моя позиция.
|