Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Готовность ребёнка к школе
Скоро в школу
Автор: Хомутникова Надежда Романовна   
10.01.2010 00:00

Автор: Хомутникова Надежда

Готовность ребёнка к школеКогда ребёнок заканчивает детский сад, естественно возникает вопрос о его готовности к обучению в школе. Важно, чтобы ребёнок пошёл в школу физически подготовленным, но это не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребёнка для усвоения школьной программы при определённых условиях обучения.
Психологи делят готовность к школе на 3 вида: личностная готовность, волевая готовность и интеллектуальная готовность.
Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей. Умение ребёнка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде.

 Волевая готовность необходима, так как в школе ребёнка ждёт напряжённый труд. Потребуется делать не только то, что хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа. К шести годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребёнок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, всё это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия. Укрепить волевое знание о себе помогает игра.
 Важным аспектом можно назвать формирование у ребёнка познавательной деятельности. Она заключается в формировании у детей небоязни трудностей, стремлении не пасовать перед ними, разрешать их самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых.
 Интеллектуальная готовность подразумевает, что ребёнок к школе должен быть умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. Ребёнок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Ребёнок в 6 лет способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением.
 К 6-7 годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают, и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных. Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся
 замечать пространственно- временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.
 Кроме этих составляющих психологической готовности к школе важно выделить ещё одну — развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребёнка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребёнок умел находить в словах отдельные звуки, то есть у него должен быть развит фонематический слух.
 Существует множество тестов, благодаря которым воспитатель может получить представление о готовности к школе каждого воспитанника.
1. Тест на определение состояния кратковременной памяти (методика А.Р.Лурия).
           Нужно подготовить 10 простых, не связанных непосредственно между собой по смыслу слов. Например: игла, лес, вода, стол, гриб, полка, чашка, нож, пол, бутылка. Детям предлагается прослушать произнесённые подряд слова, а затем повторить их в любом порядке.
           Такую процедуру совершают 5 раз, каждый раз отмечая названные слова. Затем необходимо выявить, на каком повторении ребёнок воспроизводит наибольшее количество слов, и после этого оценить характеристики ребёнка:
    - если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшается, то это говорит об истощаемости внимания, забывчивости;
    - поочерёдное увеличение и уменьшение воспроизведения указывает на рассеянность, неустойчивость внимания;
    - воспроизведение без изменений наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности.
       2.Тест на определение объёма памяти (методика Джекобсона).
 Ребёнку предлагается инструкция: «Я назову тебе цифры, ты их постарайся запомнить, а потом мне их назовёшь».
      2  7  4                                         3  7  1
      9  6  1  8                                     3  0  6  2
      4  7  2  5  9                                 1  4  9  6  0
      6  0  7  5  9  2                             3  8  1  5  7  2
      1  7  4  2  8  3  9                         9  0  3  8  5  2  7
Второй столбик контрольный. Если ребёнок ошибся при воспроизведении какой-то строки, задание по этой строке повторяется из другого столбца.
Воспроизведение 7 знаков оценивается в 10 баллов, 6 знаков — в 9 баллов, 5 - в 7 баллов, 4 — в 4 балла, 3 — в 1 балл.
            3. Тест на определение концентрации и распределения внимания.
       Нужно подготовить лист бумаги 10 Х 10 клеток. В клетках помещаются в любом порядке 16 — 17 различных фигур: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звёздочка, флажок и др. При определении концентрации внимания ребёнок должен ставить на заданную фигуру крестик. А при определении переключаемости внимания ставить на одну фигуру крестик, а на другую нолик. Учитывается правильность и полнота выполнения задания. Тест оценивается по 10-ти балльной системе, 0,5 балла снижается за каждую ошибку. Также нужно обратить внимание на то, как быстро и уве
 ренно ребёнок выполняет задание.
            4.Тест на определение способностей обобщать, абстрагировать, классифицировать.
         Для проведения теста нужно подготовить по 5 карточек, изображающих мебель, транспорт, цветы, животных, людей, овощи. Детям предлагается рассмотреть карточки и разложить их по группам так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом. Если ребёнок не понял инструкцию, то можно повторить ещё раз, сопровождая показом.
          10 баллов ставится за выполнение задания без предварительного показа; 8 баллов — за выполнение задания после показа. За каждую несобранную группу оценка снижается на 2 балла.
            5. Тест на определение мыслительных способностей.
Нужно приготовить 10 комплектов по 5 рисунков:
           - 4 рисунка зверей, 1 рисунок птицы;
           - 4 рисунка предметов мебели, 1 рисунок бытовой техники;
           - 4 рисунка игр, 1 рисунок работы;
           - 4 рисунка наземного транспорта, 1 рисунок воздушного транспорта;
           - 4 рисунка овощей, 1 рисунок фрукта;
           - 4 рисунка одежды, 1 рисунок обуви;
           - 4 рисунка птиц, 1 рисунок насекомого;
           - 4 рисунка учебных принадлежностей, 1 рисунок игрушки;
           - 4 рисунка с изображением продуктов питания, 1 — что-то несъедобное;
           - 4 рисунка с изображением деревьев, 1 — с изображением цветка.
Тест проводится в виде игры «Что лишнее». Из 10 баллов за каждое невыполненное задание оценка снижается на 1 балл.
           6. Уровень развития пространственного мышления выявляется разными способами. Эффективна и удобна методика А.Л.Венгера «Лабиринт». Ребёнку нужно найти путь к определённому домику среди других, неверных, путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания — мимо таких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдёт. Ребёнок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме, отображающей последовательность пути, то есть решения задачи.
          7. Уровень развития словесно — логического мышления можно диагностировать с помощью следующих методик: а) «Объяснение сюжетных картин»: ребёнку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. Этот приём даёт представление о том, насколько верно ребёнок понимает смысл изображённого, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, насколько развита его речь; б) «Последовательность событий» - более сложная методика. Это серия сюжетных картинок, на которых изображены этапы какого-то знакомого ребёнку деЊ ?Q?Ґ?? Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события. В этой методике выявляется понимание ребёнком причинно - следственных связей.
 8.Тест для выявления уровня развития образных представлений.
Ребёнку поочерёдно даются 3 разрезанные на 5 частей картинки:мальчик, медвежонок, чайник. Инструкция даётся для каждой картинки. Время сбора картинки контролируется.
         а) мальчик — оценка: до 15 с — 10 баллов           до 50 с — 5 баллов
                                               до 20 с — 9 баллов             до 70 с — 4 балла
                                               до 25 с — 8 баллов             до 90 с — 3 балла
                                               до 30 с — 7 баллов             до 110 с - 2 балла
                                               до 40 с — 6 баллов             до 130 с — 1 балл
        б) медвежонок — оценка: до 20 с — 10 б          до 80 с — 5 б
                                                    до 30 с — 9 б            до 100 с — 4 б
                                                    до 40 с — 8 б            до 120 с — 3 б
                                                    до 50 с — 7 б            до 130 с — 2 б
                                                    до 60 с — 6 б            до 180 с — 1 б
         в) чайник — оценка: до 35 с — 10 б           до 100 с — 5 б
                                             до 45 с — 9 б             до 120 с — 4 б
                                             до 55 с — 8 б             до 140 с — 3 б
                                             до 65 с — 7 б             до 160 с — 2 б
                                             до 80 с — 6 б             до 180 с — 1 б
Из трёх полученных оценок находится среднее арифметическое.
          9.Название цвета по показу.
Ребёнку предлагается 10 карточек разного цвета, который он должен определить. За 10 правильно названных карточек — 10 баллов. За каждую ошибку снижается 1 балл.
          10.Тест для определения уровня развития мелкой моторики рук, аналитических и синтетических функций мозга.
Ребёнку дают лист бумаги в клеточку и карандаш. Показывают и объясняют, как нужно проводить линии. Например, вместе с ребёнком выполняется рисунок: 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз. Затем ребёнок выполняет задание под диктовку, начиная с поставленной в начале строки точки. Задание может быть, например, таким: 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вЊ ?АҐ? 1 клетка вниз. Всё задание оценивается в 10 баллов, за каждую ошибку снимается 1 балл.
                Для определения уровня развития мелкой моторики  рук, умения действовать по правилу, можно использовать и такую методику. Детям предлагается соединить фигуры, помня о правилах: соединять фигуры можно только через кружок, двигаться можно только вперёд.
                                                                                                                           
Детям даётся задание соединить, например, треугольник с треугольником, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, треугольник с треугольником и так далее. Первое задание выполняет воспитатель вместе с ребёнком, а затем ребёнок самостоятельно под диктовку воспитателя.
 11.Методика Керна – Йерасека.
Задания направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. С помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребёнка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания. Методика состоит из 3 заданий: 1) срисовывание письменных букв; 2) срисовывание группы точек; 3) рисование мужской фигуры. Ребёнку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребёнку было одинаково взять его и левой, и правой рукой.
1) Ребёнку, ещё не умеющему писать, предлагают скопировать фразу:   « Ей дан чай», написанную письменными буквами. Если ребёнок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов.
10 баллов – фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют 3 слова.
8-9 баллов – фразу можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность не обязательна.
7-6 баллов – буквы разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.
5-4 балла – на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма.
3-2 балла – каракули.
2) Ребёнку выдают бланк с изображением группы точек и предлагают нарисовать такие же.

 


 

10-9 баллов – точное воспроизведение образца.
8-7 баллов – число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более 3 точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек.
6-5 баллов – рисунок в целом соответствует образцу, не более, чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается.
4-3 балла – контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек.
1-2 балла – каракули.
             3) Ребёнку предлагается нарисовать дядю.
10-9 баллов – есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией.
8-7 баллов – по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Нарисована отдельно голова и туловище, к ним «прилеплены» руки и ноги.
6-5 баллов – есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4-3 балла – примитивный рисунок головы с конечностями.
1-2 балла – каракули.
            12.Методика определения уровня развития коммуникативной сферы.
Уровень развития общительности ребёнка определяется в детском саду воспитателем во время общих детских игр.
10 баллов – сверхактивный, то есть постоянно тормошит сверстников, вовлекая в игры, общение.
9 баллов – очень активный: вовлекает и сам активно участвует в играх и общении.
8 баллов – активный: идёт на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры, общение.
7 баллов – скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении, но сам не понуждает к этому других.
6 баллов – трудно определить, активный или пассивный: позовут играть – пойдёт, не позовут – сам активности не проявляет, но и участвовать не отказывается.
5 баллов – скорее пассивный, чем активный: иногда отказывается от общения, но участвует в играх.
4 балла – пассивный: только иногда участвует в играх, когда его настойчиво приглашают.
3 балла – очень пассивный: не участвует в играх, только наблюдает.
2 балла – замкнутый, не реагирует на игры сверстников.
        13. Тест на определение состояния долговременной памяти.
 Нужно попросить ребёнка назвать ранее заученные слова через час. Оценка 10 баллов – если ребёнок воспроизвёл все слова. Каждое невоспроизведённое слово уменьшает оценку на 1 балл.
     Оценка результатов.
Коэффициент психологической готовности ребёнка к школе определяется отношением суммы оценок к числу методик. Если получается 3 балла и меньше – неудовлетворительная готовность, 4-5 баллов – слабая, 6-7 – средняя, 8-9 – хорошая и 10 баллов – очень хорошая готовность.    


Источники информации:
1) О.С.Газман, Н.Е.Харитонова «В школу с игрой»;
2) Домашенко И.А. «Выполнение действий по правилам как один из показателей готовности ребёнка к школе». – «Дошкольное воспитание» 1973 №8.

Эта статья размещена в первом номере журнала "Дошкольник" за Январь 2010 год

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (121) выйдет
1 декабря 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год