К ВОПРОСУ О НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ К ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ |
Скоро в школу | |
Автор: Белоусова Ольга Владимировна Прошина Наталья Владимировна | |
20.03.2025 16:33 | |
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о нейропсихологическом подходе к подготовке дошкольников к школьному обучению. Отмечается, что нейропсихологический подход позволяет оценить состояние нейропсихологического развития ребенка, определить слабые стороны и разработать индивидуальную программу коррекционной работы. Каждая структура мозга развивается в определенном возрасте, и задержка развития может привести к трудностям в обучении. Ключевые слова: нейропсихологический подход, подготовка к школе, дошкольный возраст. По статистике здравоохранения около 60% детей по физиологическим и психологическим параметрам на сегодняшний день не могут обучаться только по стандартной школьной программе. Таким образом, практически у половины будущих первоклассников в период адаптации к школе могут возникнуть проблемы с успеваемостью или поведением. С чем это связано? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно подойти к его решению с разных сторон анализа ребенка. В этом может помочь нейропсихологический подход. Нейропсихология – это наука, которая находится на стыке нескольких дисциплин: психологии, неврологии и логопедии. Нейропсихология изучает мозговые механизмы высших психических функций (память, мышление, внимание, воображение, восприятие) и их зрелость.
По мнению многих людей, готовность или неготовность ребенка к школьным будням можно определить лишь по внешним признакам: физическое развитие, умение или неумение читать, писать, считать, самостоятельность и уровень социокультурного развития. Однако не стоит забывать о том, что есть еще внутренний мир ребенка и его интеллектуальные возможности. При поступлении в школу очень важно учитывать и психоэмоциональное состояние будущего школьника, и развитие его высших психических функций, а также его речевое развитие и когнитивные способности. Только на основании всех этих факторов можно делать выводы о том, насколько ребенок готов или не готов к школьной жизни. Если представить собирательный образ современного первоклассника, то в нашем воображении возникнет физически хорошо развитый ребенок, который, скорее всего, уже умеет читать, считать и писать. Он достаточно эрудирован и хорошо разбирается в современных гаджетах и компьютерных играх. Возможно, у него уже есть свой личный аккаунт в социальных сетях, и на просторах всемирной паутины такой ребенок ориентируется с легкостью. Казалось бы, родителям можно только радоваться и не переживать по поводу школьного будущего своего сына или дочери. Но правомерно возникает очень большое количество других вопросов, касающихся развития детей. Сколько времени они проводят на свежем воздухе? Играют ли в подвижные игры? Как выстраивают свои отношения со сверстниками? Как реагируют на критику и замечания? Насколько самостоятельны в быту? Если вновь воспользоваться приемом собирательного образа, то каждый может ответить на эти вопросы для себя. Остается неоспоримым факт о том, что в подвижные уличные игры дети сейчас играют не так часто, как хотелось бы. А между тем подобные активные занятия способствуют развитию ловкости, скоординированности движений, контролю своего поведения. Подкорковые структуры мозга в этот момент насыщаются кислородом, формируют карту своего тела. Ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, взаимодействовать руками и ногами одновременно или разнонаправленно. У него формируются межполушарные взаимодействия. Кроме того, он учится выстраивать отношения с окружающими людьми, выражать свое мнение и оценивать поведение других. Все эти навыки, бесспорно, влияют на школьную успеваемость ребенка и его самореализацию в будущем. Многие родители упускают из вида тот факт, что к первому классу ребенок не умеет застегивать пуговицы или завязывать шнурки. Эти навыки напрямую говорят об уровне развития мелкой моторики, которая непосредственно связана с речевым развитием ребенка. Какие факторы влияют на успеваемость ребенка в школе? Что делает процесс обучения для него продуктивным и результативным? Есть ли какая-то взаимосвязь между развитием мозга и успехами или проблемами школьном обучении? Для успешного школьного обучения ребёнок должен быть настроен психологически, физически, и его мозг должен быть зрелым с нейропсихологической точки зрения. У ребенка должна быть сформирована соответствующая познавательная мотивация, кроме того, будущий ученик должен понимать, что ему предстоит установление правильных взаимоотношений: ребёнок — взрослый (с учителями) и ребёнок-ребёнок (с одноклассниками). Школьная зрелость – это сложный феномен, рассматриваемый нейропсихологами как триединое целое, включающее в себя интеллектуальную, эмоциональную и социальную готовность ребенка к обучению в школе. Разберем каждый из этих аспектов подробнее. 1. Интеллектуальная готовность – это фундамент успешного обучения. Она характеризуется целым рядом взаимосвязанных способностей. Прежде всего, это способность к концентрации внимания. Ребенок должен уметь сосредотачиваться на конкретном задании, игнорируя отвлекающие факторы, будь то шум в классе или собственные мысли. Это требует развитой функции произвольного внимания, которая активно формируется в дошкольном возрасте. Далее, критически важна способность к логическому мышлению – умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепочки, анализировать информацию и делать выводы. Без этого ребенок будет испытывать трудности с пониманием учебного материала, особенно в математике и естественных науках. Контроль поведения – еще один ключевой элемент интеллектуальной готовности. Ребенок должен уметь управлять своими импульсами, следовать инструкциям учителя, не отвлекаться и не мешать другим. Пространственная ориентировка – это способность понимать и ориентироваться в пространстве, что важно для выполнения многих учебных заданий, таких как рисование, письмо, конструирование. Нельзя забывать и о хорошо развитой памяти – как краткосрочной, необходимой для запоминания информации на уроке, так и долгосрочной, для накопления знаний и умений. Наконец, хорошо развитая речь – это залог успешного общения с учителем и одноклассниками, а также способность выражать свои мысли и идеи. Все эти интеллектуальные навыки тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Слабое развитие одного из них может серьезно затруднить обучение. 2. Эмоциональная готовность к школе проявляется в умении ребенка справляться со своими эмоциями, контролировать свои чувства – радость, грусть, гнев, страх. Ребенок должен быть способен регулировать свое эмоциональное состояние, не поддаваться сильным эмоциям, которые могут мешать учебному процессу. Он должен проявлять интерес к обучению, желание учиться новому, испытывать удовлетворение от успехов и адекватно реагировать на неудачи. Негативные эмоции, такие как тревожность, страх перед школой, агрессия, могут серьезно затруднить адаптацию ребенка к школьной среде. Важна положительная мотивация к обучению, желание учиться, а не просто посещать школу. 3. Социальная готовность характеризуется умением ребенка взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Это включает в себя потребность в общении, способность слушать и понимать других, сотрудничать, решать конфликты мирным путем, принимать правила группы и находить свое место в коллективе. Ребенок должен уметь подчиняться правилам и следовать инструкциям учителя, принимать на себя роль ученика – быть ответственным за свои действия и выполнять свои обязанности. Способность к эмпатии – пониманию чувств других людей – также является важным аспектом социальной готовности. Неумение взаимодействовать со сверстниками и учителями может стать серьезной помехой в обучении. Идеальная школьная зрелость, включающая все три аспекта в полной мере, формируется примерно к семи годам. Однако, в реальности встретить ребенка, полностью готового к школе, – это большая редкость. Многие дети испытывают некоторые трудности в одном или нескольких из этих аспектов. Нейропсихологический подход позволяет оценить состояние нейропсихологического развития ребенка, определить слабые стороны и разработать индивидуальную программу коррекционной работы. Каждая структура мозга развивается в определенном возрасте, и задержка развития может привести к трудностям в обучении. Нейропсихолог использует специальные методы диагностики для выявления проблемных зон и подбора эффективных методик коррекции. Например, задержки в развитии могут проявляться в трудностях с письмом, чтением, счетом, в нарушении внимания, памяти, пространственной ориентировки. Коррекционная работа может включать специальные упражнения, игры, занятия, направленные на стимуляцию развития отстающих функций мозга. Это помогает подтянуть отставание и подготовить ребенка к успешному обучению. Важно понимать, что нейропсихологическая коррекция – это не просто лечение, а комплексная работа, направленная на активизацию потенциала мозга и развитие необходимых для школы навыков. Она требует терпения, системности и индивидуального подхода. Только комплексное воздействие на все аспекты школьной зрелости может гарантировать успешную адаптацию ребенка к школе и его успешное обучение. Список литературы
|