Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проект: «Скоро школу!»
Скоро в школу
Автор: Игнатьева Анастасия Николаевна   
30.07.2022 17:03

Проект: «Скоро школу!»Проект: «Скоро школу!»

«Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит, быть готовым всему этому научиться.» Л. А. Венгер

Актуальность:

Среднесрочный проект «Психологическая готовность ребенка к школе» разработан в рамках реализации основного годового направления, коррекционно-развивающей работы педагога-психолога.

Ребенок учится в школе 11 лет. За это время вырастает целое поколение. И важно, чтобы все эти годы ребенок был счастлив во многом зависит от его готовности к школе – желания учиться, умения общаться со сверстниками и взрослыми, способности решать сложные задачи, стремления к достижениям, самостоятельности и ответственности. Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало работ выдающихся педагогов и психологов.

Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

 Скачать проект

Возраст детей 6-7 лет характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка: идет интенсивное развитие и совершенсвование опорно-двигательной (осанка) и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие различных отделов центральной нервной системы (увеличивается головной мозг). Хорошо развита двигательная сфера (занятия в кружках). Завершается долгий и сложный процесс овладения речью, в высказываниях отражается более богатый словарный запас (до 7000слов). Самооценка несколько завышена, это нормально, идет осознание своего социального «Я» – ребенок осознает себя и свое положение, которое он занимает в семье, в детском коллективе сверстников. Начинают преобладать мотив «я должен» над мотивом «я хочу» и «я смогу» (кризис 7 лет).

В настоящее время в психолого-педагогической науке и образовательной практике понятие «психологическая готовность к школе» является широко распространенным и активно используемым самыми различными специалистами: воспитателями детских садов, школьными учителями, практическими психологами образования, социальными педагогами. С этим понятием знакомы родители, и даже сами дети.

Что такое психологическая готовность к школьному обучению?

Это совокупность мотивационной, социальной, личностной и интеллектуальной, физической готовность.

  • Мотивационная готовность — складывается при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательный интерес — ответы на вопросы, чтение, развивающие игры, самостоятельные выводы. Умение трудиться — как справляется с трудностями, доводит начатое до конца.
  • Социальная готовность — формируется внутренняя позиция

школьника, отношение к школе, понимает социальную значимость учения.

  • Личностная готовность — уметь строить отношения со взрослыми и сверстниками, готовность быть школьником, имеющим круг прав и обязанностей.
  • Интеллектуальная готовность — связана с развитием мыслительных и познавательных процессов (внимание, память, воображение, мышление) — способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы, образные и пространственные представления, речь, любознательность, хорошая память.
  • Физическая готовность — здоровье (утомляемость при ослабленном здоровье).

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

  1. Мотивация на учебу;
  2. Развитие произвольности;

3)Сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

4) Развитие пространственных представлений;

5) Проявление самостоятельности и инициативности.

6) Сформированность коммуникативных качеств.

Линии развития: познавательное и личностное развитие.

Возраст: 6-7 лет.

Состав группы: дети подготовительной группы

По форме: практико-ориентированный.

По предметной области: психологический.

По количеству: групповой.

Цель и задачи реализации Проекта

Цель: — всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлении об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

Задачи:

  1. Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения сравнивать, анализировать и на основе анализа делать простейшие выводы и умозаключения.
  2. Развитие памяти, внимания, воображения, творческих способностей.
  3. Расширение словарного запаса;
  4. Развитие умения логически мыслить и устанавливать причинно-следственные связи;
  5. Формирование навыков общения и совместной деятельности.
  6. Формирование инициативности и самостоятельности.

Подготовительный этап (сентябрь-ноябрь-декабрь)

  • Изучение и подбор методической литературы по данной тематике.
  • Диагностическое исследование предпосылок школьной зрелости детей подготовительной к школе группы.
  • Консультирование родителей и воспитателей по результатам диагностики.
  • Подготовка буклетов для родителей с рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
  • Составление цикла коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе.

Основной этап (январь-май)

  • Проведение собрания с родителями подготовительной группы на тему: «Что такое готовность ребенка к школе?», предоставление буклетов с рекомендациями.
  • Групповые коррекционно-развивающие занятия. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только игры и задания на развитие познавательных психических процессов, но и упражнения на развитие инициативности, ответственности, самостоятельности.

Заключительный этап (май)

  • Итоговая диагностика детей подготовительной группы на готовность ребенка к школе.
  • Выставка детских коллажей на тему: «Какой Я и мои достоинства».
  • Презентация проекта на педагогическом совете.

Перечень используемых методических пособий.

Автор

составитель

Наименование издания

Издательство

Г.Б.Монина

Технология формирования у детей 6-7 лет инициативности, самостоятельности, ответственности и парциальная программа «Лесенка роста». ФГОС.

Г. Санкт-Петербург ООО «Издательство   «Детство – Пресс», 2017г.

В.Л. Шарохина

Психологическая подготовка детей к школе «конспекты занятий».

г. Москва ООО «Национальный книжный центр»., «психологическая служба», 2016г.

Н. И. Вьюнова., К. М. Гайдар., Л. В. Темнова.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

г.Москва ООО

«Академический Проект», 2005.

О. Н. Земцова

Серия «Умные книжки». ФГОС

г.Москва ООО «Издательская группа «Азбука - Аттикус», 2015г.

 

Цикл развивающих занятий с детьми подготовительной группы

«Скоро в школу».

Пояснительная записка

Период дошкольного детства является самым чувствительным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. От того, как подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении. Чем увереннее и спокойнее начнётся для первоклассника школьная жизнь, чем лучше ребёнок сможет адаптироваться к новым условиям, новым людям, тем больше шансов, что у ребёнка не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем в обучении.

Традиционно выделяют несколько компонентов школьной зрелости. В её состав включены интеллектуальная, социальная, эмоционально-волевая, коммуникативная и мотивационная сферы, уровень развития которых рассматривается в качестве общего показателя школьной готовности. Следует отметить, что в связи с введение новых образовательных стандартов в качестве показателей школьной зрелости выделяют самостоятельность, инициативность и ответственность. Поэтому, в системе подготовки дошкольников к обучению в школе очень актуальной является организация педагогом-психологом занятий, которые помогают формировать и развивать у детей активность, самостоятельность, инициативность и ответственность. Именно с этой целью был составлен данный цикл, состоящий из 12 занятий.

Цель:  развитие познавательных процессов и формирование уверенности, самостоятельности и инициативности ,т.е. формирование готовности к школьному обучению.

Задачи:

-Развивать психические функции как: непроизвольное внимание, мышление, память, общую осведомленность об окружающем, речь, воображение, восприятие детьми задания на слух.

-Способствовать развитию коммуникативных навыков.

-Формировать самостоятельность, инициативность, уверенность, ответственность.

Данный цикл занятий рассчитан для работы с детьми подготовительной группы, состоит из 12 занятий, которые начинаются в марте, заканчиваются в мае.

Продолжительность занятия 25-30 мин, проводятся один раз в неделю.

Все игры и упражнения можно разделить на: групповые, парные, индивидуальные. Занятия строятся на понятном детям материале.

Структура занятий:

  1. Организационная часть (ритуал приветствия, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других);
  2. Разминка, основная часть строятся в занимательной, игровой форме и с использованием игр, упражнений на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, речи, межличностного общения, активности, инициативности и самостоятельности;
  3. Заключительная часть, как завершение (ритуал прощания).

Ожидаемый результат:

1. Развитие коммуникативных способностей;

2.Развитие произвольного внимания;

3.Развитие зрительной, слухоречевой памяти;

4. Формирование способности проявлять самостоятельность и инициативу.

5. Развитие активизации воображения;

6. Развитие способности логически мыслить

7. Формирование уверенности и ответственности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (253) выйдет
14 августа 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (252) за 2022 год
Скачать Номер 28 (251) за 2022 год
Скачать Номер 27 (250) за 2022 год
Скачать Номер 26 (249) за 2022 год
Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год