Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Доклад «Предметно - развивающая среда как средство психологической готовности детей к школе»
Скоро в школу
Автор: Елена Кривошеева   
05.10.2014 15:16

Доклад  «Предметно - развивающая среда как средство психологической готовности детей к школе»В настоящее время в системе дошкольного образования прослеживается тенденция снижения физического и психи­ческого здоровья дошкольников в силу откровенного форсирова­ния учебной деятельности, орга­низуемой вне соответствия с природой ребенка. Форсиро­ванная подготовка к школе часто вытесняет специфичес­кие формы деятельной жизни ребенка (от игры до разных ви­дов художественного творче­ства)
Учитывая это, при организации развивающей среды в подготовительной к школе группе мы ориентировались на то, что обучающее влияние не мо­жет осуществляться без реаль­ной деятельности самого ре­бенка. В старшем дошкольном возрасте таковой является игра. Именно в ней формиру­ются и перестраиваются пси­хические процессы, развивают­ся школьно-значимые функции, рождается новый вид дея­тельности — учебная, которая соответствует интересам ребенка и осуще­ствляется в условиях опреде­ленной предметно-развивающей среды, способной  оказывать позитив­ное влияние на развитие спо­собности ребенка к самообучению, вселяет в него уверен­ность в своих возможностях, позволяет проявить самостоя­тельность, утвердить себя,  как активного деятеля.
Организация развивающей среды в подготовительной к школе группе нами рассматривалась, прежде всего, в психологическом аспекте. При этом учитывалось то, что психологическая готов­ность к школе — сложное об­разование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, ин­теллектуальной сфер и сферы произвольности.
Нами выделены следующие аспекты психологи­ческой готовности к школе - интеллектуальная и социально-личностная. Оба аспекта необходимы, чтобы учебная де­ятельность ребенка была ус­пешной, также для успешной адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.
К интеллектуальной готовности мы относим развитие любознательности у дошкольников как основы познавательной активности будущего ученика. Так как познавательная активность является не только необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка для ее развития   в подготовительной к школе группе нами были оборудованы:
Центр  Науки, где дети могут самостоятельно проводить опыты, рассматривать и изучать свойства окружающего мира;
Центр Математики, деятельность в котором  развивает у каждого  ребенка начальные умения в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности;
Центр книги, где дети могут   самостоятельно использовать полученные знания и умения.
Еще одной составляющей интеллектуальной готовности является и развитие способностей детей как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, помогающих им быть успешными в разных видах деятельности, в том числе и учебной.
Для предоставления возможности детям реализовать свои творческие замыслы, оборудованы  Центры Строительства и Моделирования, в которых находятся различные лего - конструкторы, мозаики, строительные материалы, пазлы;
Центр Конструирования с различного вида бумагой, картоном, открытками, альбомами, трафаретами и всем материалом для работы с бумагой;
Центр Развития речи, в котором размещены сюжетные картинки, различные иллюстрации, дидактические игры, книги;
Центр  Мелкой моторики с шишками, каштанами, морскими ракушками, пуговицами, камешками, различными шнуровками, мини-фланелеграфами с мелкими геометрическими и другими фигурами.
Следующей составляющей интеллектуальной готовности является развитие творческого воображения, как направления в интеллектуальном и личностном развитии ребенка. В группе функционирует единый Центр Искусства, в него входят: (музыкальная, театрализованная и художественно-творческая зоны).
Одним  из необходимых условий успешности учебной деятельности детей является их  социально-личностная готовность, к которой  относится  развитие коммуникативности, то есть умение общаться с взрослыми и сверстниками.
Поэтому нами в группе создан Игровой Центр, где большое внимание уделяется развитию современных  сюжетно-ролевых игр, таким как:  «Банк», «Корабль», «Бюро путешествий», «Журналистика» и др.  В таких играх у детей формируется необхо­димый для успешного обуче­ния в школе внутренний план действия, т.е. способность дей­ствовать в уме.
Также, в группе оформлен Центр Уединения, где ребенок может уединиться от остальных детей, почитать книгу или  рассмотреть альбом с фотографиями;
Деятельность каждого ребенка во всех Центрах осуществляется совместно с другими детьми при партнерских способах взаимодействия, которые направлены на обучение их средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты и взаимодействовать друг с другом.
Таким образом, свою работу по формированию развивающей среды группы мы строили так, чтобы она своим содержанием могла обеспечивать не только реализацию детской деятельности на том уровне, который актуален в данный момент, но и предоставляла потенциальную возможность для дальнейшего интеллектуального и социально-личностного  развития каждого ребенка. Именно такая развивающая среда позволяет сформировать необходимые предпосылки для начала систематического обу­чения в школе, обеспечить в дальнейшем гармонию физическо­го и психического развития личности ребенка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 6 (127) выйдет
23 февраля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год