Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Родительские собрания. Нормы речи. Правильно ли говорит ваш ребенок?
Родительские собрания
Автор: Журавлева Светлана Александровна   
25.03.2015 16:08

Родительские собрания. Нормы речи. Правильно ли говорит ваш ребенок?Родительские собрания. Нормы речи. Правильно ли говорит ваш ребенок?

-Многие родители задаются вопросом: "Правильно ли говорит мой ребенок? К каким нормам стремиться?"-

Нормы речевого развития были исследованы великим русским ученым и лингвистом А.Н. Гвоздевым в первом десятилетии прошлого века на примере своего собственного сына Жени Гвоздева. Труд этот переоценить невозможно, до сих пор никто так и не решился пересмотреть, отменить или переосмыслить нормы речи. В новом тысячелетии нормы значительно снижаются и оспариваются. Но все же... Есть критерии, по которым точно можно отметить нарушения речи.

Признаки нарушения речи ребенка

  • отставания от возрастной нормы (см. нормы по А.Н. Гвоздеву)
  • длительное и многообразное употребление слов-звукоподражаний

(патология: «ту-ту, ав-ав, ням-ням» и после 2-х лет)

  • длительное отсутствие стремлению подражать новым словам

(в норме к 1,3г. Должно быть 20 слов, затем к 1,9-1, 10г. Наблюдается «прорыв» словаря до 80 и более слов. Патология -меньше 20 слов)

  • более позднее появление фразы

(в норме 1,5-3г. после 30-40 слов возникают фразы. Патология-когда в наличии есть 60-100 слов, а фразы нет. Ребенок просто указывает на предметы)

  • стремление подражать не контуру целого слова, а его части.
  • Настораживает сокращение всех слогов, опускание ударного слога, сокращение числа слогов до одного (часики- «тят», масло- «ма», девочка- «де»)
  • длительное, морфологически нечленимое деление слов при связывании их во фразу

(в норме должна быть связь между 3-4 словами, слова изменяются по родам, падежам, и др. грамматическим категориям. Патология, когда фраза звучит так: «Дека асе зё.» — девочка несет флажок.

  • Значительное преобладание «внутренней» (импрессивной) речи над «внешней» (экспрессивной)

(в норме к 3 годам должно быть снижение, речь должна переходить во «внутренний план», как бы проговариваться про себя. Патология- со слов родителей: «ребенок все понимает, но не говорит». Плюс + Импульсивность, отвлекаемость, интеллектуальные затруднения

Речевые игры дома:

  • «большое-маленькое» (лимон-лимончик, стол-столик)
  • «все наоборот» (добрый-злой, высоко-низко, вышел-зашел)
  • «один-много» (дом-дома, зима-зимы)
  • «посчитаем до 5» (один стол, два стола... пять столов, но пять стульев, т.е. разные окончания грамматических форм)
  • «назови одним словом» (диван, кровать, кресло — это мебель)
  • «кто больше найдет деталей» (у стула есть: ножки, сиденье, спинка, болты, гайки, ткань...)
  • «Чей-чья-чьё-чьи?» (у медведя хвост межвежий, голова медвежья, брюхо медвежье, лапы медвежьи)
  • «кто больше скажет?» (Это слива. Она фиолетовая. Овальная. Сочная. Кислая. Витаминная. Можно сварить сливовое варенье. Выжать сливовый сок. Засушить и сделать сухофрукт...)

Помощь родителей в воспитании правильной речи:

  • по рекомендации логопеда показывать ребенка врачам-специалистам, добросовестно проходить курсы лечения
  • активизировать самостоятельную речь ребенка путем постановки проблемных вопросов (Зачем? Почему? Как?)
  • поправлять речь ребенка, не «сюсюкаться». Называть слова правильно (если ребенок говорит на кошку «мяу», то надо произнести четко «кошка», и добиться повторения хотя бы контура слова «ко» или «ко-ка»)
  • замедлить темп речи для «неговорящего» ребенка
  • использовать подражательность (сначала движениям тела, затем мелким движениям пальцев, жестов и мимики, далее-движениям органов речи)
  • развивать наблюдательность, внимательность к языковым явлениям и предметам окружающей действительности
  • совершенствовать навыки самообслуживания, прививать любовь к знаниям, развивать трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, аккуратность
  • Ежедневно давать ребенку рассматривать картинки, новые предметы, комментировать их
  • Ежедневно читать тексты, доступные его пониманию и возрастным возможностям. Объяснять смысл непонятных слов и выражений

Советы логопеда родителям для детей 2-4-летнего возраста:

игнорировать вызывающие поступки, поощрять малейшие случаи хорошего поведения, проявления правильной речи (чтобы благополучно прожить «Кризис трехлетнего возраста»)

  • Слово «нельзя» произносить не чаще 3 раз (когда опасность для жизни). Часто ребенок не в силах «затормозиться» и может проявиться «речевой негативизм»
  • Давать дробные, пошаговые инструкции в 1-2 задания

при просмотре телевизора или компьютера (не более 1,5 ч. в день) для «неговорящих» детей подбор сказок или мультиков не более 1-2 сюжетов. Желательно мультики без слов, но с комментариями родителя, «переводом» действий и сюжета

  • развивать тактильные ощущения, мягкую интонацию голоса, мелкую моторику пальцев рук

часто посещать с ребенком выставки, музеи, концерты, а также рынки или супермаркеты для развития пассивного словаря

Заповеди для родителей:

(или как избежать речевого негативизма)

  • Если ребенка постоянно критикуют-он учится ненавидеть
  • если ребенка высмеивают-он становится замкнутым
  • если ребенок живет во вражде-он учится быть агрессивным
  • если ребенка подбадривают-он учится верить в себя
  • если ребенок растет в упреках-он учится жить с чувством вины
  • если ребенка поддерживают-он учится ценить себя
  • если ребенка окружают понимание и дружелюбие-он учится находить любовь в этом мире

Важно! Быть терпеливыми, не терять самообладания, быть примером для ребенка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год