Родительское собрание «Нравственное воспитание дошкольников и роль семьи в этом воспитании» |
Родительские собрания | |||
Автор: Кошеленко Оксана Владимировна | |||
03.02.2024 22:40 | |||
Родительское собрание «Нравственное воспитание дошкольников и роль семьи в этом воспитании» Муниципальное образование город Ноябрьск Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Белоснежка» муниципального образования город Ноябрьск Материал подготовила Восптатель: Кошеленко Оксана Владимировна Цели:
Ход собрания: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня побеседуем на тему, которая интересует нас всех: и вас, уважаемые родители и нас, воспитателей – нравственное воспитание дошкольников и роль семьи в этом воспитании. Тренинг: обсуждаем проблемные ситуации. Предлагаю участникам обсудить несколько педагогических ситуаций, решив предложенные задачи, найти выход из них.
Ситуация первая. В автобусе одно места у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном. Вопросы:
Ситуация вторая. В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Игорю очень хотелось вместе со старшими наряжать елку. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял опустив голову и плакал. Старшая сестренка постаралась вступиться за брата: “Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Игоря? ”- Не твое дело, своих будешь воспитывать, тогда поймешь! – прервала она дочь и отправила сына в детскую. Вопросы:
Ситуация третья. В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадовано кричала: — Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть. Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор. Но отец неожиданно сказал: — Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую. — Нет, пойдем, все равно пойдем! – кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери. — Доченька, подожди, дай твою руку! – внезапно скомандовал отец. Люда послушно подала отцу руку, отец приложил ее к своей груди и спросил: — Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы. Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану: — Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна. Вопросы:
После обсуждения педагогических ситуаций подводим итог, какими же должны быть нравственные отношения в семье. Это:
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Нравственное воспитание — целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведения воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Сейчас мы рассмотрим задачи нравственного воспитания, которые стоят перед нами.
Формирование нравственности у детей дошкольного возраста происходит через чтение художественной литературы, рассматривание картин, беседы, просмотр диафильмов. Самый главный на мой взгляд, это пример взрослых. Задачи нравственного воспитания для детей старшей группы (от пяти до шести лет). Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать у детей такие качества, как сочувствие, отзывчивость. Продолжать обогащать словарь детей вежливыми словами ( «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т. д.). Побуждать использовать в речи фольклор (пословицы, поговорки, потешки и др.). Показать значение родного языка в формировании основ нравственности. Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам: учить подавать им стул, в нужный момент оказывать помощь, не стесняться приглашать девочек в игру, на танец и т. д. Воспитывать у девочек скромность, учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. Формирование культуры поведения является составляющей частью нравственного воспитания. Каково нравственное поведение, такова и культура поведения. Воспитание нравственных навыков — важнейшее звено формирования нравственного поведения. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются прежде всего на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми. Когда говорят о культуре поведения детей дошкольного возраста, имеют в виду целую сумму умений и навыков. Эти навыки, связанные с личной опрятностью, аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой взаимоотношений со взрослыми и сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в детском саду, дома); с культурой организованности (отношение к режиму, с культурой игры, учебных занятий, выполнения трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи). Воспитывая навыки культурного поведения, необходимо воздействовать на сознание и чувства ребенка и вместе с тем позаботиться о том, чтобы он имел возможность упражняться (и разнообразно упражняться) в этих навыках. И здесь огромное значение имеет пример близких людей. У старших дети учатся всем бытовым навыкам и навыкам, выражающим вежливое и предупредительное отношение к другим людям. Зашла соседка — мама предлагает ей присесть, спрашивает о ее здоровье. Родители всегда одеты опрятно, не позволяют себе небрежности в одежде и замечают неполадку в одежде детей. Дома никто не говорит повышенным тоном, следят за речью. Что бы ни случилось, взрослые стремятся проявить такт в обращении с детьми — не унижают перед другими, не задевают самолюбия. Для воспитания культуры поведения необходимо также обучение детей определенным навыкам и умениям. Иногда взрослым кажется, что достаточно детям сказать: «Береги игрушку», «Будь аккуратным», как они все это сделают. Это глубоко ошибочное мнение. Нужно не просто детям сказать: «Береги игрушку», но и научить их навыкам бережного обращения с ней. Показ с объяснением взрослые широко используют в повседневной жизни во время умывания, одевания, еды, уборки игрушек, наведения порядка в комнате. И здесь родители не забывают подкреплять показ своим личным примером, поведением. Компоненты культуры поведения: это и культура деятельности, и культура общения, воспитание культурно-гигиенических навыков. Культура деятельности: проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений; — умение приготовить все необходимое; — содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; — бережное отношение к игрушкам, вещам, книгам. Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем. На занятиях: Прививаем культуру учебной деятельности, умение вести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность, уважение к слову воспитателя, к общему заданию. В процессе трудовой деятельности: Воспитываем трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать сообща, рационально применять орудие труда и те умения и навыки, которые обеспечивают наибольшую результативность. Культура общения: предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками: быть вежливым, называть взрослого по имени и отчеству; обращаться с просьбой, отвечать развернутой фразой; в разговоре уметь смотреть на собеседника, говорить приветливо, не перебивать разговор, если он не закончен, не перебивать старших; использование соответствующего словарного запаса и форм обращения. Культурно-гигиенические навыки и привычки: самостоятельность в обслуживании; необходимость опрятности, содержание в чистоте лица и тела; правила поведения за столом. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе. Игра — одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. В игре: формируем нравственные чувства, нравственное сознание и моральные поступки, коллективистские навыки, дружеские отношения, умение следовать игровым правилам, общему замыслу. Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа. Главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. Детский сад играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения. Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения. «Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители — пример ему! Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что с лихвой получит От них всё то, чему их учит. Не волк воспитывал овец, Походку раку дал отец! Коль видят нас и слышат дети, Мы за дела свои в ответе. И за слова: легко толкнуть детей на нехороший путь. Держи в приличии свой дом, чтоб не каяться потом». (Себастьян Брандт). Спасибо за внимание!
|