Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игровые приемы в изобразительной деятельности
ИЗО детям
Автор: Мария Максимовна Акишева   
05.02.2014 07:44

Игровые приемы в изобразительной деятельностиДети живут и действуют в самом прекрасном для них мире – игре, и, играя, они обучаются. Но, связывая обучение с игрой, воспитатель должен придерживаться определенных правил.
Первое: ребенок должен знать, что результаты его труда нужны какому-то игровому персонажу, следовательно, у него появляется желание о ком-то позаботиться, кому-то помочь.
Второе: для того, чтобы привлечь детей к нуждам, к заботе о ком-то, педагог использует свои приемы.
1. Воспитатель обязательно показывает эти игровые персонажи (объемные или плоскостные).
2. Коротко, но убедительно рассказывает ситуацию, в которой оказались игрушечные герои: Наступила зима, а у белочки нет домика. - не только называя ситуацию, но и рассказывая об опасности. Стараться вызвать у детей отклик на происшедшее: Маленьким бельчатам негде жить. Они замерзнут, погибнут от холода, голода, от врагов. Но у зверушек есть защитники – ребятки. Они помогут. – Эта позиция защитников очень важна в воспитательном отношении малышей. Однако они собираются помогать не вообще кому-то, а конкретно каким-то зверушкам. Поэтому каждому ребенку раздаем игрушку (плоскостную).
3. Чтобы дети активно включились в работу, воспитатель объясняет: для спасения игрушечного персонажа, помощи ему необходим именно тот предмет, который необходимо нарисовать: Чтобы спасти бельчат, надо нарисовать домик.
С одной стороны получается, что, помогая кому-то, ребенок играет, а с другой стороны – действует не в воображаемой ситуации, а реально. И он не может ограничиться воображаемыми действиями, а создает какой-то предмет, т.е. ребенок сам ставит задачу, в которой заинтересован педагог (ребенок сам решает нарисовать домик бельчатам).
Однако ребенок нуждается в помощи и уже внимательно слушает пояснения педагога, следит за его показом – ведь это ему пригодится.
4. Воспитатель не должен забывать, что решает ребенок игровую задачу, а не учебную. Поэтому свои замечания он дает только в игровой форме: Наташа, твой бельчонок хотел жить в домике с крышей. Неважно, что за белочку говорит воспитатель. Важно, чтобы своими указаниями она не раз-рушила целостность игрового образа.
В результате занятия у детей получается какой-то продукт (рисунок, лепка, аппликация). Все это они рисовали для кого-то. И если дети в этот момент не проявят инициативы, то воспитатель сама берет в руки игрушку (белочку) и проходится ею по рисунку (например: цыпленок клюет зернышки; жучки ползают по густой траве), т.е. происходит обыгрывание сюжета. Дети тут же подхватывают эту игру, сами играют с игрушками. И вот это игровое действие очень важно для процесса обучения. Поэтому воспитатель на первых занятиях приглашает детей к игре по ходу занятия: нарисовали несколько мазков – травку, и сразу приходит божья коровка и щиплет ее. Игровое действие необходимо для отдыха ребенка, для получения удовольствия и, как стимул, для продолжения деятельности. Постепенно игровые действия сводятся к концу занятия.
5. Оценка работы в младшей группе отсутствует не зря. Дети очень чувствительны, ранимы, и поэтому оценку своей работы они переводят на не-любовь воспитателя к себе. Удобнее руководить работой детей по ходу занятия и критику, замечания преподносить от игрового персонажа: Это колобок не хочет катиться по кривой дорожке. Это котенок просит поправить края мисочки, а то он поранится. Такая критика детям не обидна. А в конце вывешиваются все работы.
Особенности работы в подборе игровых приемов
1. Содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем (знакомые игрушки в новой ситуации больше привлекают детей, вызывают более устойчивый интерес, желание вы-полнить работу).
2. Разрабатывая игровые приемы, следует помнить о логике игровых действий, их соответствии реальной жизни (мишка приносит бочонок с ленточками – кукла приносит ленты).
3. Дети должны хорошо знать изображаемые явления, предметы, возможные логически развивающиеся события.
4. Если воспитатель с легкостью обыгрывает рисунок ребенка, то этим самым он может успешно решать задачу развития творчества у детей, их воображения, делать обучение радостным (белочка выбирает себе грибы).
5. Воспитатель всегда учитывает игровой опыт детей: малыши действуют с конкретными игрушками, поэтому воспитатель не предлагает вообразить что-то, а конкретно каждому ребенку раздает игрушку для обыгрывания (петушок на лесенке).
6. Заинтересованность, эмоциональность педагога, но в меру проявленное удивление. Восхищение, радость, огорчение, незаметный переход от игры к прямому обучению и, наоборот, разумное сочетание игровых и деловых отношений – все это очень важно в обучении рисованию и в других видах изобразительной деятельности.
7. Игровые приемы в обучении должны быть направлены на решение игровых задач, а не лишь только, чтобы привлечь детей.
8. Игровые приемы используются для обыгрывания предметов, игрушек или изобразительных средств; используются для обыгрывания результатов работы, готового изображения, иногда и незаконченного результата. Та-кое обыгрывание позволяет живо и убедительно, интересно провести анализ и оценку работ. Именно в этом назначение обыгрывания готового изображения.
В руководстве изобразительной деятельностью возможны игровые приемы с элементами ролевого поведения: Вы будете сегодня художниками, строителями и т.д.
Применяются также игровые упражнения: обведение пальчиком по листочку, затем пальчиком в воздухе.
Используются игровые моменты (игровые действия): стук в дверь, входит мишка.
В своей работе педагог использует образные фразы – это указания от игры, направленные на исправление ошибок в игровой форме: Подсыпь снежку в картинке (подрисуй).
Используется также игра-драматизация.
Работа на фланелеграфе – для разыгрывания инсценировки, т.е. готовим детей к плоскостному восприятию.
В конце занятия можно использовать сюжетное составление из работ (выставляем грибочки на панно для белочки).
Особенно важно на занятии сотворчество воспитателя и детей.
Литература:
1. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1989.
2. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада \ Сост.: А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М.: Просвещение, 1983.
3. Воспитание и обучение в детском саду \ Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М., 1976.
4. Мир детства. Дошкольник \ Под ред. А. Г. Хрипковой. – М., 1979.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год