«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности» |
ИЗО детям | |
Автор: Фоменко Светлана Викторовна | |
22.11.2024 07:01 | |
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности» Фоменко Светлана Викторовна, воспитатель МАДОУ №151 г. Мурманск В соответствии с ФГОС дошкольного образования, одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является задача реализациисамостоятельной творческой деятельности детей. (Раздел II, пункт 2.6.). Наиболее полно эту задачу можно решить в процессе продуктивных видов художественно-эстетической деятельности, а именно посредством нетрадиционных техник рисования. Традиционные методы рисования, такие как использование карандашей, кистей и красок, безусловно, важны для формирования базовых художественных навыков. Однако современные педагоги все чаще обращаются к нетрадиционным техникам изобразительной деятельности, которые позволяют детям выражать свои мысли и чувства более свободно и разнообразно. Цель: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Актуальность данного направления заключается в том, что благодаря нетрадиционным техникам рисования у детей накапливаются художественно-эстетические представления и формируется творческая личность посредством оригинальной игровой формы взаимодействия. Деятельность дошкольника отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения путем нетрадиционных техник рисования. Следует отметить, что использование нетрадиционных техник оказывает многогранное воздействие на развитие дошкольников:
Необычность техник нетрадиционного рисования состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладонью, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе замысла. Допускается возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации) в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов ( «рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.). Применениенетрадиционных техник изобразительной деятельностипозволит педагогу:
Теория вопроса Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью и оригинальностью. Совсем недавно существовало мнение, что творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему свободно выражать свои замыслы. Но практика показывает, что, во-первых, необходимо обучать ребенка этому. Во-вторых, нужна определенная база — художественно-эстетический опыт, умения и знания. Проблемой развития творческих способностей детей занимались многие известные психологи и педагоги. Изучали художественно-творческие способности дошкольников Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова. Так, Борис Михайлович Теплов в своих работах дал глубокий, всесторонний анализ вопросам развития способностей. По его мнению, способности можно и нужно развивать. О необходимости расширять опыт ребенка для развития его творческой деятельности, писал и Лев Семенович Выготский. Особое внимание он акцентировал на игре. Он утверждал, что «стремление детей к творчеству является такой же деятельностью воображения, как и игра». Более конкретные вопросы, в частности, вопросы развития творчества посредством изобразительного искусства рассматривали Л.А. Венгер, Е.А. Флерина, Дьяченко О.М, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова и др. Все эти авторы были едины во мнении, что для развития творческих способностей требуются эффективные средства взаимодействия с дошкольниками. В качестве такого средствая рассматриваю применение в изобразительной деятельности нетрадиционных техник рисования. Методическое обеспечение Для реализации задач, прежде всего, необходимо ознакомиться с литературой и выбрать методическое обеспечение по теме. Например, подойдут такие пособия:
Далее, на основании выбранных методических пособий, необходимо разработать учебно-методический комплект:
Большую часть учебно-методического комплекта желательно разработать в начале работы по теме, а потом, в течение учебного года, дополнять конспектами, играми, сценариями развлечений и другими материалами. Развивающая предметно-пространственная среда В соответствии с требованиями ФГОС ДО необходимоорганизовать соответствующуюРППС в группе:
В работе важно придерживаться следующих методических правил:
Наиболее эффективными будут следующие методы взаимодействия педагога с воспитанниками:
Этапы работы Для успешной реализации поставленных задач желательно всю работу по теме разделить на три этапа, разделить условно. Задача первого этапа -познакомить детей с основными техниками нетрадиционного рисования:
Самыми любимыми и интересными техниками для ребят являются: тычок жесткой полусухой кистью и рисование методом «набрызг». 1. Рисование методом «набрызг». Суть состоит в разбрызгивании капелек краски. Краска разбрызгивается с помощью зубной щетки или жесткой кисти. На лист бумаги выкладывается трафарет. Зубную щетку обмакиваем в краску и указательным пальцем быстрым движением на себя проводим по щетине. В технике «набрызга» можно делать поздравительные открытки, рисовать натюрморты, листья деревьев. У рисунков получается очень интересная текстура. 2. Техника «тычок жесткой полусухой кистью». Эта техника является достаточно простой и доступной для детей. Краска в этом случае должна быть густой, кисточка – жесткой и сухой, её желательно подрезать. На самый край кисточки набрать краску. При нанесении тычка кисточка должна быть в вертикальном положении. В этом случае ворсинки кисточки расплющатся и получится пушистый шарик. При помощи этого метода можно рисовать цветы, птиц, пушистых животных, салют. На втором этапепродолжаем знакомить детей с техниками рисования, но предлагаем уже более сложные техники, а также комбинирование различных материалов.
На этом же втором этапекомбинируются различные нетрадиционные материалы: Например, свечи и акварель. При помощи свечей или восковых мелков ребенок создаёт изображение на бумаге, потом закрашивает его акварельными красками. Рисунок свечой или мелками остаётся белого цвета, поскольку жирная основа не вступает во взаимодействие с акварелью. В этот же периоднеобходимо решитьочень важнуюзадачу: сформировать у детей способы действий, которые направлены на создание простейших примеров творчества, на внесение изменений в знакомый материал. Можно предложить имигровые проблемные ситуации: «Поможем художнику», «Придумай сам», «Угадай, что получится?», «Помоги мне», «Нарисуй иначе». То есть, нужно способствовать тому, чтобы дети самостоятельно выбирали предметы и материалы для рисования, а также пытались найти разнообразные способы рисования. Решая эту задачу, воспитатель работает в рамках развивающего обучения и системно-деятельностного подхода: он опирается наимеющиеся знания и опыт детей, которые необходимы для освоения нового знания. В этом случае дошкольники не пассивно воспринимают и запоминают информацию, а сами активно участвуют в процессе творчества. Задача третьего этапа – развивать творческие способности посредством коллективного рисования нетрадиционными техниками. У детей в процессе коллективного рисования закрепляются изобразительные умения и навыки, они овладевают различными техническими приемами работы с разнообразным изобразительным материалом, могут применять несколько техник в одном рисунке. На основе полученных знаний, дошкольники способны уже самостоятельно выполнять свои творческие работы, а также активно взаимодействовать друг с другом и с воспитателем в процессе творческой деятельности. Можно сделать такие совместные работы как коллажи: «Рыбки», «Осенние деревья», «Ёжики», «В зоопарке». Работа с родителями Достичь положительных результатов в творческом развитии дошкольников поможет тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Сотрудничество с родителями должно носить системный характер и проявляться в активных формах работы через:
Кроме того, необходимо приглашать их на открытые показы НОД: «Рисунки для пальчиков», «Веселая игра». Таким образом, нужно включить каждого родителя в единый совместный процесс развития творческих способностей у своего ребенка, что позволит значительно повысить эффективность взаимодействия с семьями воспитанников. Диагностика развития творческих способностей Диагностикуможно провести по методике Т.Г. Казаковой и И.А. Лыковой, которая называется «Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста». Уровень творческого развития оценивается по показателям:
На основе наблюдения за изобразительной деятельностью каждого ребенка составляется его «портрет» художественного развития. При успешной реализации цели и задач, можно предположить следующие результаты: Для детей:
Для родителей:
Для воспитателя:
Дополнительная литература:
|