«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности»
Фоменко Светлана Викторовна, воспитатель МАДОУ №151 г. Мурманск
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является задача реализациисамостоятельной творческой деятельности детей. (Раздел II, пункт 2.6.).
Наиболее полно эту задачу можно решить в процессе продуктивных видов художественно-эстетической деятельности, а именно посредством нетрадиционных техник рисования.
Традиционные методы рисования, такие как использование карандашей, кистей и красок, безусловно, важны для формирования базовых художественных навыков. Однако современные педагоги все чаще обращаются к нетрадиционным техникам изобразительной деятельности, которые позволяют детям выражать свои мысли и чувства более свободно и разнообразно.
Цель: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- Познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования.
- Вызывать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
- Поощрять стремление детей к изобразительной деятельности при помощи нетрадиционных техник выполнения работ.
- Формировать умение активно и творчески применять усвоенные способы в изобразительной деятельности.
- Развивать мелкую моторику дошкольников.
- Развивать творческие способности в процессе изобразительной деятельности.
- Развивать и воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость.
Актуальность данного направления заключается в том, что благодаря нетрадиционным техникам рисования у детей накапливаются художественно-эстетические представления и формируется творческая личность посредством оригинальной игровой формы взаимодействия.
Деятельность дошкольника отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения путем нетрадиционных техник рисования.
Следует отметить, что использование нетрадиционных техник оказывает многогранное воздействие на развитие дошкольников:
- Развитие мелкой моторики. Многие из этих техник требуют точности движений и координации рук, что способствует укреплению мышц пальцев и улучшению мелкой моторики.
- Стимуляция воображения и фантазии. Нетрадиционные подходы дают возможность детям создавать необычные формы и образы, что стимулирует их фантазию и креативное мышление.
- Умение работать с разными материалами. Дети учатся обращаться с различными инструментами и материалами, что расширяет их опыт и формирует навыки работы руками.
- Развитие уверенности в себе. Успех в создании уникальных произведений искусства повышает самооценку ребенка и его уверенность в своих силах.
- Формирование эстетического вкуса. Работа с цветом, формой и разнообразными материалами помогает ребенку развивать чувство красоты и гармонии.
- Социальная адаптация. Совместные занятия с другими детьми способствуют развитию коммуникативных навыков и умений работать в команде.
Необычность техник нетрадиционного рисования состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладонью, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе замысла.
Допускается возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации) в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов ( «рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).
Применениенетрадиционных техник изобразительной деятельностипозволит педагогу:
- создавать условия для развития самостоятельной творческой деятельности детей
- разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы творческого развития
- внедрять инновационные методики рисования
- расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
Теория вопроса
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью и оригинальностью.
Совсем недавно существовало мнение, что творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему свободно выражать свои замыслы. Но практика показывает, что, во-первых, необходимо обучать ребенка этому. Во-вторых, нужна определенная база — художественно-эстетический опыт, умения и знания.
Проблемой развития творческих способностей детей занимались многие известные психологи и педагоги.
Изучали художественно-творческие способности дошкольников Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова.
Так, Борис Михайлович Теплов в своих работах дал глубокий, всесторонний анализ вопросам развития способностей. По его мнению, способности можно и нужно развивать.
О необходимости расширять опыт ребенка для развития его творческой деятельности, писал и Лев Семенович Выготский. Особое внимание он акцентировал на игре. Он утверждал, что «стремление детей к творчеству является такой же деятельностью воображения, как и игра».
Более конкретные вопросы, в частности, вопросы развития творчества посредством изобразительного искусства рассматривали Л.А. Венгер, Е.А. Флерина, Дьяченко О.М, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова и др.
Все эти авторы были едины во мнении, что для развития творческих способностей требуются эффективные средства взаимодействия с дошкольниками.
В качестве такого средствая рассматриваю применение в изобразительной деятельности нетрадиционных техник рисования.
Методическое обеспечение
Для реализации задач, прежде всего, необходимо ознакомиться с литературой и выбрать методическое обеспечение по теме.
Например, подойдут такие пособия:
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. УМК «Цветные ладошки». – М: Цветной мир, 2017.
- Необыкновенное рисование. Учебное издание из серии «Искусство – детям», М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
- Нетрадиционные художественные техники. Научно-методический журнал № 6. 2008.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004.
Далее, на основании выбранных методических пособий, необходимо разработать учебно-методический комплект:
- Комплексно-тематическое планирование.
- Конспекты НОД. У занятий могут быть такие названия как «Рисунки для пальчиков», «Веселая игра» и др.
- Проекты, которые можно назвать «Волшебные пальчики» или «Удивительные поделки».
- Картотеку используемых видов нетрадиционных техник рисования: рисование пальчиками; рисование ладошкой; тычок жесткой полусухой кистью; оттиск печатками из картофеля; скатывание бумаги; рисование манкой; оттиск осеннего листа; рисование ватной палочкой; техника печатания поролоном; рисование свечой и др.
- Картотеку игровыхзаданий на основе нетрадиционных техник: «Узнай фигуру», «Наряди елочку», «Радуга», «Подбери краски», «Волшебные линии», «Собери букет» и др.
- Картотекуигровых проблемных ситуаций: «Угадай, что получится?», «Что это может быть?», «Поможем художнику», «Придумай сам», «Помоги мне», «Найди такое же», «Нарисуй иначе» и др.
- Банк демонстрационных и дидактических материалов: таблицы, карточки, схемы, игрушки-персонажи.
- Цифровые презентации, способствующие ознакомлению детей с нетрадиционными техниками рисования.
Большую часть учебно-методического комплекта желательно разработать в начале работы по теме, а потом, в течение учебного года, дополнять конспектами, играми, сценариями развлечений и другими материалами.
Развивающая предметно-пространственная среда
В соответствии с требованиями ФГОС ДО необходимоорганизовать соответствующуюРППС в группе:
- Создать в группе Центр творчества «Юные художники».
- Оснастить Центр оборудованием, пособиями и атрибутами к различным техникам рисования: поролоновыми валиками, печатями из овощей, ватными палочками, свечами и др.
- Подобрать специальные книги, альбомы с различными техниками рисования, раздаточный и демонстрационный материал по теме.
- Пополнить видеотеку по данному направлению.
- Разработать цифровые материалы, обеспечивающие разнообразную деятельность детей по данному направлению.
- Предусмотреть полифункциональные предметы, предметы-заместители и природные материалы, пригодные для нетрадиционных техник рисования.
В работе важно придерживаться следующих методических правил:
- Начинать знакомить детей с наиболее простыми видами нетрадиционных техник, постепенно переходить к более сложным.
- Сначала рисуем отдельные предметы и объекты, а затем – сюжетные рисунки.
- В начале применяем в рисунке один вид техники. Освоив несколько видов, переходим к применению смешанных техник.
- На начальном этапе дети рисуют индивидуальные работы, затем переходим к коллективному рисованию.
Наиболее эффективными будут следующие методы взаимодействия педагога с воспитанниками:
- Метод создания композиций. Позволяет активизировать творческую инициативу дошкольников, нацеливает на более глубокое и осознанное восприятие.
- Словесный метод. Развивает творческую активность, воображение в процессе постижения смысла рисунка или техники. Помогает разобраться в выразительных средствах изображения. Образный рассказ, беседа, пояснение способствуют более глубокому пониманию и эмоциональному переживанию.
- Практический метод. Показ конкретных способов изобразительной деятельности.
- Метод создания художественного контекста. Обогащает представления дошкольников о связях изобразительной деятельности с другими видами искусства или явлениями действительности. Это могут быть литературные произведения, произведения живописи, а также жизненные ситуации.
Этапы работы
Для успешной реализации поставленных задач желательно всю работу по теме разделить на три этапа, разделить условно.
Задача первого этапа -познакомить детей с основными техниками нетрадиционного рисования:
- рисование пальчиками
- рисование ладонью
- тычок жесткой полусухой кистью
- рисование ватной палочкой
- рисование методом «набрызг»
Самыми любимыми и интересными техниками для ребят являются: тычок жесткой полусухой кистью и рисование методом «набрызг».
1. Рисование методом «набрызг». Суть состоит в разбрызгивании капелек краски. Краска разбрызгивается с помощью зубной щетки или жесткой кисти.
На лист бумаги выкладывается трафарет. Зубную щетку обмакиваем в краску и указательным пальцем быстрым движением на себя проводим по щетине.
В технике «набрызга» можно делать поздравительные открытки, рисовать натюрморты, листья деревьев. У рисунков получается очень интересная текстура.
2. Техника «тычок жесткой полусухой кистью». Эта техника является достаточно простой и доступной для детей. Краска в этом случае должна быть густой, кисточка – жесткой и сухой, её желательно подрезать. На самый край кисточки набрать краску. При нанесении тычка кисточка должна быть в вертикальном положении. В этом случае ворсинки кисточки расплющатся и получится пушистый шарик. При помощи этого метода можно рисовать цветы, птиц, пушистых животных, салют.
На втором этапепродолжаем знакомить детей с техниками рисования, но предлагаем уже более сложные техники, а также комбинирование различных материалов.
- Отпечатки «листики». Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.
- Рисование мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки «набулькать» много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.
- Детям очень нравится печатание различными предметами. Это могут быть пенопластовые формы: педагог наносит на них углубленный рисунок острым предметом. Ребенок окунает такую «печатку» в краску, а затем прикладывает к листу бумаги — получается красивое изображение.
- Аналогично можно печатать овощами и фруктами: для этой цели особо подходят картофель, яблоки, морковь. Для этого им придается нужная форма и подбирается подходящая по цвету краска. Печатать также можно с помощью поролона, смятого комка бумаги, ватного диска.
- Рисование пластиковой вилкой. Получаются очень интересные рисунки. Нужно погрузить кончик вилки в краску и затем провести линии на листе бумаги. Так можно изобразить колючего ежика, солнышко, новогоднюю ёлочку.
На этом же втором этапекомбинируются различные нетрадиционные материалы:
Например, свечи и акварель. При помощи свечей или восковых мелков ребенок создаёт изображение на бумаге, потом закрашивает его акварельными красками. Рисунок свечой или мелками остаётся белого цвета, поскольку жирная основа не вступает во взаимодействие с акварелью.
В этот же периоднеобходимо решитьочень важнуюзадачу: сформировать у детей способы действий, которые направлены на создание простейших примеров творчества, на внесение изменений в знакомый материал.
Можно предложить имигровые проблемные ситуации: «Поможем художнику», «Придумай сам», «Угадай, что получится?», «Помоги мне», «Нарисуй иначе».
То есть, нужно способствовать тому, чтобы дети самостоятельно выбирали предметы и материалы для рисования, а также пытались найти разнообразные способы рисования.
Решая эту задачу, воспитатель работает в рамках развивающего обучения и системно-деятельностного подхода: он опирается наимеющиеся знания и опыт детей, которые необходимы для освоения нового знания.
В этом случае дошкольники не пассивно воспринимают и запоминают информацию, а сами активно участвуют в процессе творчества.
Задача третьего этапа – развивать творческие способности посредством коллективного рисования нетрадиционными техниками.
У детей в процессе коллективного рисования закрепляются изобразительные умения и навыки, они овладевают различными техническими приемами работы с разнообразным изобразительным материалом, могут применять несколько техник в одном рисунке.
На основе полученных знаний, дошкольники способны уже самостоятельно выполнять свои творческие работы, а также активно взаимодействовать друг с другом и с воспитателем в процессе творческой деятельности.
Можно сделать такие совместные работы как коллажи: «Рыбки», «Осенние деревья», «Ёжики», «В зоопарке».
Работа с родителями
Достичь положительных результатов в творческом развитии дошкольников поможет тесное взаимодействие с семьями воспитанников.
Сотрудничество с родителями должно носить системный характер и проявляться в активных формах работы через:
- индивидуальные и групповые консультации: «Как развивать творческие способности ребенка», «Самостоятельно делаем новогодние открытки», «Природный материал как средство для нетрадиционных техник рисования»
- мастер-классы: «Виды нетрадиционных техник рисования», «Развивающие игры с нетрадиционным материалом»
- творческие мастерские для оказания помощи родителям в подготовке наглядных материалов и предметов для нетрадиционных техник рисования
- организацию совместных выставок и фотовыставок
- проведение совместных проектов и развлечений и др.
Кроме того, необходимо приглашать их на открытые показы НОД: «Рисунки для пальчиков», «Веселая игра».
Таким образом, нужно включить каждого родителя в единый совместный процесс развития творческих способностей у своего ребенка, что позволит значительно повысить эффективность взаимодействия с семьями воспитанников.
Диагностика развития творческих способностей
Диагностикуможно провести по методике Т.Г. Казаковой и И.А. Лыковой, которая называется «Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста».
Уровень творческого развития оценивается по показателям:
- увлечённость
- применение известного в новых условиях
- самостоятельность в нахождении способов создания образа и другим
- нахождение оригинальных способов (приёмов), новых для ребёнка
- нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания образа
- соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям.
На основе наблюдения за изобразительной деятельностью каждого ребенка составляется его «портрет» художественного развития.
При успешной реализации цели и задач, можно предположить следующие результаты:
Для детей:
- Сформированы знания о нетрадиционных способах рисования.
- Владеет техническими приемами работы с разнообразным изобразительным материалом.
- Развита мелкая моторика рук.
- Сформировано умение активно и творчески применять усвоенные способы в изобразительной деятельности.
- Развит интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
Для родителей:
- Сформированы практические умения по применению нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников.
- Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе дошкольного учреждения и группы, которую посещает ребенок.
- Установлено единство с воспитателем в вопросах художественно-эстетического развития своего ребенка.
Для воспитателя:
- Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые дляразвития творческих способностей детей дошкольного возраста.
- Разработан учебно-методический комплект на основе нетрадиционных техник изобразительной деятельности: развивающие игры, игровые проблемные ситуации, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей, презентации.
- Создана соответствующая предметно-пространственная среда в группе.
Дополнительная литература:
- Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду». — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы. – М.: Цветной мир, 2015.
- Лыкова И.А. Тень-потетень. Детское творчество. ФГОС ДО. – М.: Цветной мир, 2015.
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. Программа «Умелые ручки». – М.: Цветной мир, 2012.
- Шайдурова Н.В. «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста», М.: ТЦ «Сфера», 2008.
- Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». — М.: Просвещение, 2004.
|