Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Возможности формирования творческих проявлений средствами изобразительной деятельности
ИЗО детям
Автор: Баранова Татьяна Владимировна   
09.09.2021 10:03

Возможности формирования творческих проявлений средствами изобразительной деятельностиВозможности формирования творческих проявлений средствами изобразительной деятельности

Виды художественной деятельности, которые доступны детям в дошкольном возрасте, это: музыкальная, театральная, художественно-речевая, изобразительная. Последняя включает в себя рисование, лепку, аппликацию и конструирование. Специфику каждого из перечисленных видов рассмотрим подробней.

Рисование является одним из предпочитаемых дошкольниками видов деятельности. Здесь детям предоставлен широкий простор для творческих проявлений. Выбор тематики рисунков разнообразен. Это герои сказок и мультфильмов, предметы окружающего мира, явления природы и пр. Дошкольникам доступны многие выразительные средства рисунка: цвет применяют для передачи сходства с предметом изображения и выражения отношения рисующего к этому предмету. Постепенно шаг за шагом овладевая приемами композиции дошкольники начинают отображать свои замыслы в сюжетных рисунках. Большую сложность, тем не менее, для них составляет техническая сторона рисования. Именно поэтому воспитателю необходимо с большой ответственностью подходить к выбору тематики рисунков.

 

В качестве основных средств на занятиях чаще всего используются цветные карандаши, гуашь и акварельные краски. Каждое из этих средств обладает разными возможностями.

С помощью карандаша ребенок создает линейные формы.

После линейное изображение раскрашивается Данная последовательность развивает аналитическое мышление ребенка.

Акварельные краски и гуашь развивают чувство формы и цвета, ими передается все цветовое разнообразие окружающего мира ребенка: голубое небо, зеленая трава, оранжевое солнце, синий горизонт. Данные темы легче передавать именно красками, потому что не требуют таких технических затрат, как с карандашами. В программах ДОУ для каждой возрастной группы определены графические материалы. Так, например, в старшей и подготовительной группах на занятиях по рисованию используют угольные карандаши, пастель, сангина и мелки. Данные средства расширяют возможности дошкольников в художественно-изобразительной деятельности. Сангина с углем создают одноцветные изображения, поэтому дети работая с этим материалом сосредотачивают внимание на форме и фактуре предмета.

Цветные мелки позволяют легко справиться с крупными формами и большими поверхностями во время закрашивания, а пастель передает разнообразные оттенки цвета.

Специфика лепки, как вида изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Она является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым. Дошкольники на занятиях овладевают приемами работы с мягким пластическим материалом (глина и пластилин), так как он легко поддается воздействию руки. Лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, направлена на решение воспитательных задач, удовлетворяет познавательные и творческие потребности детей. В лепке ребенок овладевает техническим навыками намного быстрее чем в рисовании благодаря пластичности используемого материала Передача объемной формы является основной в создании изображения в лепке. Хорошо просушенные глиняные работы хранятся на протяжении длительного времени. Пластилин отличается от глины наименьшей пластичностью, однако яркий и разноцветный он прекрасно подходит для работы с дошкольниками. На основе разнообразных приемов детьми создаются сложные композиции, у них развиваются мелкая моторика рук и творческие способности.

Аппликация как вид художественно-изобразительнлй деятельности знакомит дошкольников с простыми и сложными формами предметов, которые дети вырезают и наклеивают. У детей развивается мышление, воображение, математические представления во время создания силуэтного изображения: знакомство с геометрическими формами, пространственным положением предметов (справа, слева, по центру, снизу, сверху), а также величин (больше, меньше).

Кроме того, на занятиях аппликацией развивают чувство ритма, симметрии, цвета, что естественно влияет на формирование художественно-эстетического вкуса.

Аппликативные изображения развивают координацию и мускулатуру рук: работа с ножницами, умение правильно вырезать формы, а затем располагать их правильно и на нужном расстоянии друг от друга.

Конструирование чаще всего бывает связано с игрой. Этот вид изобразительной деятельности представлен в детском саду в виде наборов конструкторов, строительного материала, природного и других материалов.

В процессе конструирования дошкольники получают специальные знания, навыки и умения: представления о симметрии, равновесии, пропорции, уточняются знания о геометрических фигурах, пространственные представления. Дошкольники овладевают приемами видоизменения плоских фор м путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

Работая с природным материалом у дошкольников развиваются творческие проявления, совершенно иные изобразительные способности.

Во время конструирования дети используют готовые формы, соединяя их они получают необходимый предмет или изображение. Во время конструирования у ребенка развивается конструктивное мышление, сложность его процесса требует со стороны взрослого внимательного отношения.

Несмотря на специфику, присущую каждому из видов художественно-изобразительной деятельности, все они находятся в тесном взаимодействии, которое осуществляется через содержание работ. Так, например, если старшие дошкольники в процессе лепки, аппликации изображали лошадь, то полученные на занятиях знания о форме, размерах и соотношении отдельных частей лошади могут быть использованы в сюжетном рисовании.

Художественно-изобразительная деятельность дошкольников способствует всестороннему развитию: интеллектуальному, нравственному, физическому и эстетическому.

О значении р исования для умственного р азвития писал М. И. Калинин: «Человек, котор ый научился рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он пр икинет с р азных стор он, нар исует такой пр едмет, и у него будет уже обр аз в голове. А это значит, что он глубже пр оникнет в самую суть пр едмета».

Нравственное воспитание осуществляется через содержание детских работ, которое отражает отношение к окружающему миру, воспитывает у детей наблюдательность, настойчивость, активность, инициативу, самостоятельность и выдержку.

Н. К. Кр упская писала: «Надо помочь р ебенку чер ез искусство осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь р ебенку это познание самого себя сделать ср едством познания др угих, ср едством более тесного сближения с коллективом, ср едством чер ез коллектив р асти вместе с др угими и идти сообща к совер шенно новой, полной глубоких и значительных пер еживаний жизни».

На занятиях по аппликации педагог не только помогает и направляет детей, развивая у них понятия о форме предметов, их цвете, раскрывая конструкцию, но и проводит беседу, как важен труд строителя (тема — дом, здание), фермера (тема — овощи и фрукты), водителя (тема — автомобиль). Так на занятии решаются задачи трудового воспитания.

Особая роль отводится эстетическом воспитанию дошкольников. Широкие возможности для развития чувства прекрасного и эмоционально-эстетического отношения к действительности. Существенное место в развитии творческого потенциала дошкольников отводится учету интересов и возрастных особенностей развития дошкольников.

Очень часто на проявление интереса к художественно-изобразительной деятельности влияет процесс наблюдения за рисующими, занимающимися лепкой, конструированием или аппликацией или личный пример педагога.

Говоря о творческом воспитании мы должны помнить, что оно тесно связано с эстетическим, поэтому организовывая образовательный процесс по художественно-изобразительной деятельности важно помнить о соблюдении чистоты и порядка. Красивая и опрятная обстановка вызовет у детей желание работать и творить

Все виды занятий художественно-изобр азительной деятельностью должны позитивно влиять на физическое р азвитие р ебенка. Они способствуют поднятию общего жизненного тонуса и настроения

Отмечая все возможности формирования творческих проявлений средствами изобразительной деятельности важно выделить этапы их развития. В дошкольной педагогике выделяют четыре основных этапа прохождения ребенка на пути к творческому таланту:

  1. Игровой (ребенок играет своими способнотями при этом примеряя разные виды занятий).
  2. Индивидуальность (некоторые дети увлекаясь одним из видов художественно-изобразительной деятельности начинают заниматься в студиях и секциях, у дошкольника появляются наставники, которые работают с ним индивидуально).
  3. Этап роста (необходимо участвовать в конкурсах, соревнованиях, выставках для поддержания желания трудиться).
  4. Этап творческого мастерства.

Подводя итоги хочется отметить, что творческие проявления дошкольников в художественно- изобразительной деятельности имеют широкие возможности, однако педагог должен помнить о праве выбора ребенка, праве поиска своего варианта и в праве проявлять им личностное отношение к тому, что предлагает преподаватель. Для развития творческих проявлений дошкольников важно создавать необходимые условия, при которых ребенок будет эмоционально реагировать на краски, цвета, формы предметов. Изобразительная деятельность должна формировать у дошкольника эмоционально-ценностное отношение к миру, а потребность в ней отвечать желаниям ребенка утвердить свою личностную позицию.

МДОБУ «Детский сад №16 «Ромашка» комбинированного вида»

Баранова Татьяна Владимировна

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год