Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Программа дополнительного образования «Развитие творческих способностей детей 5 — 6 лет в изобразительной деятельности». Творческая мастерская»
ИЗО детям
Автор: Рогожкина Анна Евгеньевна   
24.09.2022 18:42

Программа дополнительного образования «Развитие творческих способностей детей 5 — 6 лет в изобразительной деятельности». Творческая мастерская»Программа дополнительного образования «Развитие творческих способностей детей 5 — 6 лет в изобразительной деятельности». Творческая мастерская»

“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”…

(В. А. Сухомлинский)

 

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной, продуктивной деятельности. В программе представлен перспективный план работы на учебный год. Учебно — тематический план включает в себя работу по 5 разделам. Программа может быть полезной воспитателям, родителям.

Срок реализации: 1 год

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно – тематический план
  3. Содержание программы
  4. Методическое обеспечение программы
  5. Заключение

Используемая литература

Диагностическая карта

1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях в творческой мастерской у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Развитие творческого потенциала, разнообразных способностей детей – актуальные проблемы современной педагогики. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, в частности применение нетрадиционных технологий, экспериментирование влияет на развитие способностей к творчеству. Все мы знаем, что рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Но желание творить у старших дошкольников пропадает, если у них что- то не получается, если они плохо освоили какие –то приемы, появляется страх что не получится. А через применение разных нетрадиционных способов и техник, через экспериментирование в изобразительной деятельности ребенок получает иногда неожиданную информацию, которая ведет к изменению направленности его деятельности.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления детей о видах, жанрах изобразительного искусства, знакомит с нетрадиционными техниками, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса, учит понимать назначение искусства в жизни людей, формируют у детей художественные представления, и развивает познавательный интерес. Благодаря разнообразной тематике, дети познают окружающий мир, учатся видеть в нём прекрасное, соотносят увиденное со своим опытом, чувствами и представлениями. Главное – суметь вовлечь детей в творческий процесс.

Новизна программы в том, что занятия включают элемент исследования, использование нетрадиционных способов и техник изготовления. Ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. Тесная взаимосвязь изобразительной и исследовательской деятельности детей.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в самостоятельной деятельности. Особое место в развитии и воспитании детей занимает изобразительная деятельность, которая наиболее ярко раскрывает все их универсальные способности. Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности. Данная программа составлена на основе изучения следующих программ: под ред. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы «От рождения до школы»; «Занятия по изобразительной деятельности в дс» Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой «Цветные ладошки»; Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в дс». Цель кружка – создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с разнообразными изобразительными техниками изображения.
  • Обучать основам создания разных художественных образов. Развивающие:
  • Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
  • Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных изобразительных техниках.
  • Развивать воображение, мелкую моторику детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
  • Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Ожидаемый результат:

  1. Создание детьми художественных образов различными изобразительными материалами и техниками.
  2. Сформируются у детей изобразительные навыки и умения, в соответствии с возрастом.
  3. Научатся выполнять работу в определенной последовательности согласно инструкции взрослого.
  4. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
  5. Проявление творческой активности детьми и уверенности в себе.

Возраст детей: программа рассчитана на возрастную группу детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.

Организация занятий кружка: количество занятий: 2 занятия в неделю, 8 занятия в месяц по 25 – 30 минут. Занятия проводятся во второй половине дня.

Формы организации занятий:

  1. Игры и упражнения,
  2. Практические занятия, теоретические занятия,
  3. Индивидуальная работа,
  4. Подгрупповые занятия с детьми,
  5. Самостоятельная деятельность в центре творчества.

Все занятия предусматривают усвоение теоретических знаний, и формирование деятельностно -практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, умение выражать свои мысли через продуктивные виды деятельности.

Структура занятия:

  1. Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации.
  2. Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 8 минут).
  3. Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.
  4. Словесные игры, игры – драматизации.

Деятельность на занятии строится по коммуникативному принципу:

  1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
  2. Обеспечение главных условий общения.
  3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
  4. Использование различных коммуникативных средств.

Методы и приемы работы с детьми:

  1. Словесные.
  2. Наглядные.
  3. Практические.
  4. Приемы совместной деятельности.

Методические приёмы

Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.

Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности). Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения. Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам. Проведение выставок, вернисажей – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей.

Показатели прохождения программы:

- Узнают много об окружающем мире, т.к занятия проходят в определенной теме.

- Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.

- Учатся рисовать различными материалами.

- Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).

- Развивать навыки по составлению сюжетов.

- Экспериментируют.

- Развивается связная речь.

- Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- Тематические выставки в ДОУ.

- Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.

- Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.

- Оформление эстетической развивающей среды в группе.

Оценка: результативности программы проводится два раза в год (декабрь, май) сформированности уровня художественно – эстетического развития детей.

2. Учебно – тематический план работы

План занятий рассчитан на 1 год.

Раздел I. Вводное занятие, техника безопасности

Раздел II. Аппликация из бумаги

Раздел III. Нетрадиционные способы и техники рисования

Раздел IV. Поделки (объемные) из бумаги

Раздел V. Лепка (пластилин, тесто)

Название тем и разделов

Общее количество занятий Теоретические занятия Практические занятия

  1. Вводное занятие
  2. Аппликация из бумаги в смешанной технике
  3. Рисование (нетрадиционные техники)
  4. Поделки из бумаги (оригами, квилинг.)
  5. Лепка (пластилин, тесто) + бросовый материал

Перспективный план – сентябрь

Тема

Программное содержание

Количество занятий

1-2 неделя Диагностика

   

I техника безопасности

Познакомить с правилами пользования ножницами. Учить правильно их держать

1 занятие

II Овощи (фрукты)

Учить вырезать овощи и фрукты из бумаги, сложенной вдвое. Развивать чувство цвета

2 занятия

III Осенние листочки (рисование штампами, отпечатки)

Знакомить с новой техникой рисования.
Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа

1 занятие


.Перспективный план – октябрь

Тема

Программное содержание

Количество занятий

I Сказка про краски

Познакомить со свойствами различных художественных материалов; вызвать у детей интерес к изобразительному искусству; научить отдельным приемам работы кистью и карандашом.

2 занятия

II Ёжик с яблоками

Учить вырезать части из бумаги, передавать пропорции. Закрепить приемы работы с ножницами. Развивать внимание, воображение, композиционные умения.

2 занятия

III Нетрадиционное рисование: Колючий ежик (оттиск бумагой)

Формировать умение создавать рисунки путем прикладывания мятой бумаги, формировать эстетическое отношение к действительности, развивать наблюдательность.

2 занятия

V Натюрморт

Учить рисовать контур на картоне, размазывать пластилин, не выходя за контур. Создавать натюрморт, подбирать цвет.

2 занятия


Перспективный план – ноябрь

Тема

Программное содержание

Количество занятий

I техника безопасности

Продолжать знакомить детей с правилами пользования ножницами. Учить правильно их держать, упражнять в вырезывании разной формы

1 занятие

II Ветка рябины

Формировать умение выполнять аппликацию с натуры, передавать форму вазы и ветки, учить дорисовывать детали.

2 занятия

III Веселые ладошки

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.

2 занятия

V Картины из пластилина

Отрабатывать обобщенные способы создания изображения животных в лепке. Продолжать учить передавать характерные особенности

2 занятия

IV Снежинки

Формировать умение складывать из бумаги снежинку. Упражнять в приемах вырезывания. Развивать чувство композиции. Развивать длительный плавный выдох.

1 занятие



Перспективный план – декабрь

Тема

Программное содержание

Количество занятий

I техника безопасности

Упражнять в умении вырезать фигуры разных форм из бумаги, картона. Вырезать из бумаги, сложенной пополам или гармошкой.

1 занятие

II Елочка нарядная

Формировать умение рисовать ель, закрепить умение изображать елочные игрушки с помощью печаток. Воспитывать эстетическое восприятие природы

2 занятия

III Разноцветная мозаика

Продолжать формировать умение составлять мозаику из кусочков пластмассы, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей. Располагать узор на силуэте.

2 занятия

IV Лепка Птичка

Учить заполнять силуэт птички пластилином, составлять сюжет, используя бросовый материал (веточки, семечки…)

2 занятия





Перспективный план – январь

Тема

Программное содержание

Количество занятий

1 - 9 января выходные

   

III Узоры на окне

Отрабатывать технику закрашивания набрызг. Продолжать закреплять умение правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение.

2 занятия

IV Дерево счастья –топиарий (квилинг + папье маше)

Упражнять в приемах работы в технике квилинг, торцевание. Формировать умение выполнять работу в определенной последовательности. Развивать воображение – дополнять деталями.

. 2 занятия

V Рисуем животных из фигур

Развивать воображение, творческие способности детей. Продолжать учить составлять образ животного с помощью геометрических фигур

 
     


Перспективный план – февраль

Тема

Программное содержание

Количество занятий

Тема

Программное содержание

Количество занятий

II «Красивая картинка»

Напомнить правила при работе с ножницами, клеем, бумагой, техника безопасности. Продолжать знакомить с приемами вырезывания из бумаги сложенной вдвое, аккуратно наклеивать.

1 занятие

III Граттаж «Волшебница Зима»

Познакомить с новой техникой изображения. Учить подготавливать лист для работы (основа воском). Развивать воображение – задумывать содержание, процарапывать палочкой.

2 занятия

IV Танк (оригами)

Формировать интерес к виду изобразительной деятельности – оригами. Учить складывать лист бумаги пополам, действовать по схеме, дорисовывать детали

1 занятие

IV Цветы, птицы (салфетки)

Продолжать учить работать с разной бумагой (салфетки, креповая). Показать способы изготовления поделок из бумажных шариков. Развивать мелкую моторику

2 занятия



Перспективный план – март

Тема

Программное содержание

Количество занятий

I Техника безопасности

Напомнить правила при проведении экспериментов с водой, красками. Техника безопасности при пользовании утюгом для разглаживания рисунков.

1 занятие

II Аппликация «Корзинка к Пасхе»

Продолжать учить аккуратно работать с бумагой. Упражнять в знакомых приемах складывания бумаги и вырезывания.

2 занятия

III Техника эффект потрескавшегося воска «Комнатное растение»

Развивать интерес к исследовательской деятельности – эксперименты с материалом. Познакомить с новой техникой. Развивать творческие способности, дополнять изображение деталями.

1 занятие

IV Цветы из бумаги, фетра (торцевание)

Формировать желание сделать подарок своими руками. Учить скручивать бумагу, выкладывать на основу, приклеивать. Развивать художественный вкус.

2 занятия

V Фруктовая сказка (тестопластика)

Развивать интерес к исследованию – познакомить с лепкой из соленого теста. Закреплять умение делать набросок, заполнять тестом, разукрашивать.

2 занятия


Перспективный план – апрель

Тема

Программное содержание

Количество занятий

I Рисуем мыльными пузырями

Формировать положительные эмоции. Познакомить с приемами рисования цветными мыльными пузырями.

1 занятие

II Черепаха

Воспитывать эстетическое восприятие природы: учить изображать животных, развивать цветовосприятие и чувство композиции. Совершенствовать умения в техниках, учить изображать животных наиболее выразительно.

1 занятие

III Рисуем бабочек, цветы (монотипиия)

Продолжать знакомить детей с новыми техниками – монотипия. Закреплять приемы работы с красками. Развивать цветовосприятие. Воспитывать любовь к природе.

1 занятие

IV Петушок (из бумажных шариков)

Формировать желание сделать коллективную работу. Продолжать знакомить детей с приемами работы с бумагой – бумажные шарики, подбирать цвет.

3 занятия

V Лепка «Любимые животные»

Учить детей работать с пластилином, делать объемные фигурки и плоские изображения, используя различные приемы и способы.

2 занятия



Перспективный план – май

Тема

Программное содержание

Количество занятий

IСалют победы (цветной граттаж)

Развивать умение подбирать цвет и оттенки. Продолжать учить выполнять рисунки в технике граттаж, процарапывать изображение палочкой.

2 занятия

II Рисунки – пушистики (метод тычка)

Расширять знания детей о животных. Учить рисовать способом тычка, закреплять умения рисовать разными способами: тычками и концом кисти.

2 занятия

3- 4 неделя Диагностика

   



3. Содержание дополнительной программы
Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Занятия проводятся во 2 половине дня, в рамках кружковой работы, два раза в неделю в группе наполняемостью не более 6 -8 человек. Продолжительность занятий: -25 - 30 минут. Количество занятий в месяц -8 занятий.
Раздел 1.Вводное занятие, техника безопасности
Знакомство воспитанников с тематикой занятий через показ готовых аппликационных работ и работ, выполненных в технике оригами, торцевания, из салфеток; знакомство с рабочими материалами, техникой безопасности при работе с ними, выработка правил поведения.
Раздел 2. Аппликация из бумаги
Теория: правила работы с бумагой, техника безопасности. Показ техник вырезывания разных форм из цветной бумаги, разными способами.
Практическая работа: использовать в работе показанные техники работы с бумагой. Упражнять в приемах вырезывания из бумаги сложенной пополам; раскатывать бумажные шарики. Закреплять умение составлять из фигур предметную аппликацию и аккуратно ее приклеивать на лист; объединять свои работы в коллективную композицию при помощи взрослого.
Умения и навыки: умение пользоваться приемами работы с бумагой; аккуратно пользоваться клеем, рационально использовать цветную бумагу, ориентироваться на листе при выполнении работы; умение пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении аппликации.
Раздел 3. Нетрадиционные способы и техники рисования
Теория: Рассматривание работ выполненных в разных техниках.
Практическая работа: Приобщать детей к миру изобразительного искусства. Эксперименты с материалом. Знакомить с разными техниками рисования красами, карандашами, (нетрадиционные техники). Упражнять в умении аккуратно закрашивать, подбирать цвет, форму, экспериментировать с цветом, формой, материалами.
Умения и навыки: умение пользоваться карандашами, красками, самостоятельно применять нетрадиционные техники изображения.
Раздел 4.Поделки (объемные) из бумаги
Теория: Рассказать детям о старинном японском искусстве складывания из бумаги – искусстве оригами. Знакомство детей с техникой «Бумажный комочек». Познакомить с техникой торцевания. Рассматривание готовых работ. Вызвать интерес к художественному конструированию.
Практическая работа: Развивать воображение, творческие способности детей. Научить детей работать с разным материалом – делать объемные фигурки и плоские изображения, используя различные приемы и способы. Развивать мелкую моторику рук.
Умения и навыки: умение создавать оригинальные поделки, передавать характерные особенности, выразительность.
Раздел 5. Лепка (пластилин, тесто)
Теория: Познакомить детей с техникой пластилинография, тестопластика. Развивать у детей воображение и творчество.
Практическая работа: Учить создавать композиции из пластилина, последовательно и аккуратно прикреплять готовые детали на основу. Отрабатывать обобщенные способы создания изображения животных в лепке. Продолжать учить передавать характерные особенности животных. Развивать мелкую моторику рук. Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и ее результата.
Умения и навыки: умение использовать вылепленные формы для выполнения работ; правильно находить место на листе для выполнения работы; умение пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении композиции.

4. Методическое обеспечение дополнительной программы
Программа кружка составлена на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А., Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в д\с», К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка».
Направленность: художественно-эстетическая.
Возраст: старший дошкольный возраст, дети 5-6 лет.
Срок реализации: сентябрь – май 2017 года Программа кружка представляет содержание, организационные условия, этапы деятельности дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов предоставляет воспитанникам более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогу - новые возможности для реализации своего творческого потенциала.
Дидактические принципы проведения занятий:
Общепедагогические принципы:
• принцип систематичности и последовательности- системность подачи материала, взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
• принцип наглядности в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
• принцип активности, непрерывности - цикличность построения занятия, занятия составлены на основе предыдущего занятия;
• принцип психологической комфортности - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
Специфические принципы:
• принцип обогащения содержания деятельности – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
• принцип интеграции различных видов деятельности;
• принцип обогащения сенсорно – чувственного опыта – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Работа по программе строится на основе нормативно – правовых документов:
-декларация прав ребенка, конвенция о правах ребенка, семейный кодекс РФ;
-нормативные документы: « Закон об образовании»; -устав ДОУ, локальные акты, образовательная программа ДОУ.
Методическое оснащение занятий:
Оформление и оснащение группы: предметно – развивающая среда направлена на развитие творческих способностей детей. В группе необходимо создание предметно – развивающей среды согласно ФГОС, которая наполнена случайностями, требующими от ребенка поиска, способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность. Для более эффективного усвоения детьми знаний в группе создается центр творчества. Здесь сосредоточены все пособия, игры и упражнения на закрепление сенсорных эталонов, знакомство с разными техниками изображения, развитие мелкой моторики и т.д.
Техническое оснащение занятий( средства) : телевизор, магнитофон, компьютер, ИКТ - электронные презентации, фотоаппарат.
Учебно – наглядные пособия: альбомы, схемы рисования, оригами; книги по изготовлению поделок; изобразительный материал.
Работа с родителями: Консультации. Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке. Выставки.мастер - классы совместно с детьми.

5. Заключение
Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе работы, основная задача – подвести ребёнка к поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в поделке замысла, своих переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник работы с бумагой предоставляет возможность почувствовать свойства материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании поделок. Итак можно сделать вывод, что такие занятия способствуют успешному развитию у ребенка эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, развитию творческой личности ребенка.

Используемая литература:
1. Аллаярова И. Е. Симфония красок. М.: Гном и Д, 2006г.
2. Козлина А.В. Уроки ручного труда М.: Мозаика- синтез, 2002г.
3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в д\с. М.: Мозаика – си нтез 2016г.
4. Лыкова И. А. Цветные ладошки. М.: Творческий центр Сфера, 2012 ;
5. Малышева А.Н. Аппликация. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
6. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, занятия, планирование под ред. Р.Г. Казаковой. М.: ТЦ Сфера, 2005г.
7. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М.: Айрис-Пресс, 2004.
8. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в д\с. М.: 2000г.
9. Утробина К.К. Увлекательное рисование методом тычка. М.: Гном и Д, 2004.

Воспитатель: Рогожкина Анна Евгеньевна

МАДОУ «Детский сад №279 комбинированного вида»

Город Казань, Республика Татарстан

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год