Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности»
ИЗО детям
Автор: Гостева Л.А. Малахова Т.Г. Хруслова В.М.   
14.08.2022 06:25

«Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности»«Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности»

  • Гостева Л.А.
  • Малахова Т.Г.
  • Хруслова В.М.

МБДОУ «Детский сад «Колокольчик» п. Чернянка

Одной из задач образовательной области «Художественно — эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. У дошкольников творчество находится в начальной стадии развития. Не случайно Е. А. Флерина назвала его «зернышком», а в зернышке заложено все, что появляется в зрелом растении, только вырастить надо.

Развитие творческих способностей осуществляется в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. В связи с этим — задача педагогов найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения творческого потенциала дошкольника.

 

Для развития творческого потенциала в изобразительной деятельности детей необходимы следующие условия:

организация предметно-развивающей среды; создание ситуации успеха; сочетание индивидуальных и коллективных видов работы; выстраивание на занятии игрового сюжета; создание ситуации творческого поиска; стимулирование детского творчества занимательным содержанием; применение разнообразных художественных материалов и техник; наличие творческих заданий; интеграция различных видов искусства; предоставление ребенку возможности творить самостоятельно; доступность любого материала для изодеятельности; обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.

Работая над этой темой, мы стараемся искать и применять в работе новые эффективные технологии развития дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала. Творческий потенциал может развивается только в творческой атмосфере, поэтому большое внимание уделяется развивающей среде группы.

В группе создана зона детского творчества. В ней имеются разнообразные традиционные и нетрадиционные инструменты и материалы для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д, различные дидактические игры, материал для знакомства с различными видами и жанрами живописи. Обеспечена доступность материала.

В групповой комнате имеется мини – музей с игрушками и образцами народно- прикладного искусства. В приемной есть стенд для выставки детских работ.

Основная цель этого центра в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности.

Занятия проводятся с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей дошкольников. Форма занятий: фронтальные, подгрупповые, интегрированные, индивидуальные.

В работе с детьми по ознакомлению с изобразительным искусством проводим беседы, занятия на основе метода интеграции; рассматривание репродукций картин, подлинных изделий декоративно-прикладного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, слайдов; выставки в мини-галерее репродукций картин (Е. Чарушина, Васнецова).

Изделия русского декоративно-прикладного искусства; выставки детских работ; просмотр презентаций ( «Творчество И. Шишкина»); экскурсии (Мини-музей «Народная игрушка»); дидактические игры ( «Цветовые фоны», «Народные промыслы», «Цветовые оттенки», «Составь рисунок» и др.); экспериментирование с различными художественными материалами.

Формирование у детей интереса к продуктивной деятельности, и развитию художественно-творческих способностей осуществляем через создание игровых ситуаций.

На занятиях используем игровой метод, метод обследования, наглядности; словесный; практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков, изделий декоративно-прикладного искусства, использование различных инструментов и материалов для изображения).

Обязательно в конце каждой игровой ситуации проводим анализ детских работ, уделяем этому большое внимание. Достижения ребенка оцениваем с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументируем оценку, которой придаем позитивный характер. Стимулируем и поддерживаем проявление самостоятельности и активности детей. На занятиях осуществляется межпредметная связь с художественно-речевым творчеством (художественное слово, разыгрывание диалогов, сценок из сказок) и музыкальной деятельностью (подбор музыки, характерной для художественного образа, фоновая музыка).

Большой потенциал для развития художественно – творческих способностей дошкольников заложен в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Нашим ребятам очень нравится организовывать выставки своих работ, где они бывают главными экскурсоводами, ( «Осенние фантазии», «Любимая мамочка», и др.).

Для активизации творческого воображения и мышления используем новые технологий, например даем детям задание нарисовать рисунок по фантазийным темам «Крюжа, Злюжа и Закарюжа», «Дорисуй картинку».

Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками, это игры – опыты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками.

Использовали нетрадиционные приемы рисования: «по сырому», «Набрызг», которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации.

В аппликации использовали сочетание разных по фактуре материалов (ваты, бумаги, салфеток, природных материалов, пластилина, наклеивали разные материалы (нитки, ватные шарики), выполняли коллективную аппликацию «Букет для мам».

Познакомились с детскими художниками — иллюстраторами (Г. Никольским, Ю. Васнецовым, с творчеством И. Шишкина.), с различными видами и жанрами живописи (натюрморт, портрет, пейзаж).

Одно из важнейших условий развития детского творчества — взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. С этой целью мы провели ряд консультаций для родителей: «Мы любим рисовать», «Как правильно готовить рабочее место к рисованию», «Развитие творческих способностей в семье», «Изобразительная деятельность в семейном воспитании», родительское собрание «Через красивое – к человеческому». Вовлекаем родителей в активную творческую совместную деятельность, результатами этой деятельности становятся выставки творчества детей и родителей группы: выставка «От ракеты до кометы», «День Победы»», выставки поделок из бросового материала. Был проведен досуг «Нарисуй цветок». Совместная деятельность детей и родителей с использованием нетрадиционной техники рисования (пластилинография). Так же родители изготовили бумажные цветы для оформления группы.

Однако, не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей. Причины (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому необходимо организовать изо уголок дома, пополнить его различными изобразительными и бросовым материалом. Вовлечь родителей в творческий процесс с детьми. Проводить совместные мероприятия.

В результате проделанной работы дети стали увлекаться продуктивной деятельностью, их поделки отличатся новизной и оригинальностью, появился интерес к творческому экспериментированию. Многие ребята самостоятельно выбирают изобразительные средства и материалы. Повысился уровень ручной умелости, координации движений.

У детей мы стараемся формировать мотив — стремление выполнить изображение по-своему, «не так как другие», и затем на этой основе еще более высокий мотив – потребность, желание, стремление заняться творческой деятельностью.

В дальнейшем будем продолжать развивать художественно-творческие способности детей дошкольного возраста в процессе обучения изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода, т.е строить процесс развития изобразительной деятельности детей с учетом способностей каждого ребенка, с опорой на его индивидуальные особенности, помня о том, что каждый ребенок уникален и неповторим.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год