Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Декоративно-прикладное искусство как средство развития творчества старших дошкольников (на примере Дымковской росписи).
ИЗО детям
Автор: Каплина Виктория Александровна   
05.03.2022 10:20

Декоративно-прикладное искусство как средство развития творчества старших дошкольников (на примере Дымковской росписи).Декоративно-прикладное искусство как средство развития творчества старших дошкольников (на примере Дымковской росписи).

Большое место в развитии художественно-творческих видов отводится искусству, и одному из его видов—народному (декоративно-прикладному, музыкальному, устно-поэтическому).

Народное творчество является богатейшим источником знаний, плодом жизненного опыта многих поколений, летописью жизни народа. И значение народного творчества по мнению выдающегося исследователя Древней Руси Д.С. Лихачева, прежде всего, определяется тем, какая в него «заложена память».

Декоративно-прикладное искусство содержит в себе огромный воспитательный и обучающий потенциал, о чем говорят многие исследователи народного искусства и культуры (Т. И. Бакланова, Г.Н. Волкова, Ф.Х. Валеев, М.Ф. Гуртуева, Д.С. Лихачев, М.А. Некрасова, Т.Я. Шпикаловаи др.). Ими выделен ряд ярко выраженных характерных черт народного искусства, позволяющих заявить о его воспитательной, образовательной и обучающей ценностей

 

Одной из характеристик черт декоративно-прикладного искусства является его коллективность, которая выражается в том, что произведения народного искусства создаются всеми и для всех. Коллективность проявляется в единстве представлений и прежде всего в красоте.

Произведения декоративно-прикладного искусства создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа. Традиционность, как отмечает Т.С. Комарова, находит отражение в основных выразительных средствах, технологии и т.п.

К тому же произведения народного творчества имеют своего адресата. Так, народные игрушки, прежде всего, создавались для детской забавы, а песенки, потешки, пестушки, колыбельные песни сочинялись специально для детской забавы. Декоративно- прикладное искусство, как и все народное искусство в целом, направленно на то, чтобы обогатить человека знаниями, помочь ему усвоить жизненный опыт многих поколений.

Наряду с другими чертами декоративно-прикладного искусства очень важной является его связь с жизнью. Оно связано с формированием материальной и духовной жизни общества.

Связь декоративно- прикладного искусства с жизнью проявляется и в том, что в процессе ознакомления и овладения декоративно-прикладным искусством дети получают представление о культуре собственного народа, проникаются чувством уважения ко всему тому прекрасного, что было ими создано. А обращение к национальны м корням, по мнению Д.С. Лихачева, расширяет и обогащает эстетическую восприимчивость.

Воспитание детей на основе народного искусства значение придавали многие деятели русской культуры. Так, В.Г. Белинский высказал идею народности применительно к литературе для детей, которая занимает значительное место среди средств, способствующих формированию личности.

В дальнейшем идею народности развивает в своих трудах К.Д. Ушинский. Ряд его статей такие, как «О народности в общественном воспитании», «Родное слово», и др. посвящены проблеме народности. В понятие народности К.Д. Ушинский также включает знание народных традиций и родного языка, который, по его мнению, является «величайшим наставником народа». Дальнейшее развитие идеи народности, обозначенная В.Г. Белинским и разработанная К.Д. Ушинским, была развита многими отечественными педагогам и (Е. Н. Водовозовой, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А.П. Усовойи др.) и получила психологическое обоснование в трудах Л.С. Выготского (Культурно-историческая теория).

Современные исследования отечественных педагогов доказывают, что народное искусство является мощным источником интеллектуального развития детей.

Рассматривая Дымковские игрушки, ребенок соотносит их с теми реальными образами, которые были в его опыте, учится видеть сходства изображения с реальным предметом и выделять главное, производя при этом мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез. Анализ и синтез, уровень их развития (СЛ. Рубинштейн) является ядром или общим компонентом различных умственных способностей.

Способность к обучению и умственные как проявление актуальных возможностей сложившихся когнитивных структур, зависит от качества аналитико синтетической деятельности мозга. Целый ряд трудностей, которые многие дети испытывают уже с первых дней обучения в школе, определяется недостатками в развитии у них именно аналитико-синтетической деятельности в целом, и в первую очередь – процессов анализа.

Ко времени поступления ребенка в школу важно не только, какими знаниями он владеет, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций.

Т. П. Шпикалова говорит о том, что занятия по изобразительной деятельности представляют прекрасную возможность для развития как чувственных, так и более абстрактных форм анализа и синтеза у дошкольников. С помощью различных анализаторов (зрительного, двигательного, слухового и др.) на этих занятиях, а особенно на материале народного творчества, можно наглядно и теоретически описывать произведение, выделять элементы и соотносить в них целые предметы, сравнивать разные предметы, выделять их сходные и отличительные признаки, устанавливать идентичность формы, строения и цвета.

Одной из задач развития детей старшего дошкольного возраста является подготовка их к обучению в школе, включающая в первую очередь развитие у них необходимого уровня познавательных процессов: восприятия, произвольного внимания, памяти, мышления, а также психических предпосылок овладения учебной деятельностью, то есть таких психических качеств и умений, без которых не может успешно осуществляться обучение в школе. Изучение взглядов на развитие творчества через художественную деятельность, в том числе на ознакомление с народным искусством, показывает, что ученые и педагоги придают изобразительной деятельности исключительное важное значение в развитии ребенка.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что декоративно-прикладное искусство целесообразно использовать развития творчества дошкольников.

Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, педагог воспитывает у детей интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного декоративно-прикладного искусства, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

В своих рисунках, лепке, аппликациях дети отражают свои впечатления от окружающего мира. Представления о предметах и явлениях формируются на основе их восприятия. Поэтому важнейшей задачей с позиции развития творчества детей является их восприятия (зрительного, осязательного, кинестетического), формирование разнообразного сенсорного опыта детей.

Беседы, наблюдения, проведенные по восприятию детьми произведений народного декоративно-прикладного искусства, показывают, что дети проявляют к нему интерес. Восприятие произведений изобразительного искусства должно быть целостным, т.е. охватывающим сразу не только содержание, но и средства, использованные художником, мастером для воплощения образа. Важную роль играет также и жизненный опыт детей, который с возрастом обогащается.

Декоративность цвета, плоскостной характер в решении композиционной росписи, обобщенность в создании скульптурных форм воспринимаются детьми как образы близкие и понятные.

Дети очень эмоционально и непосредственно проявляют свое отношение к декоративности выразительности образов, красоте фактуры материалов народных изделий декоративно-прикладного искусства, отвергая, как правило, натуралистические и перегруженные декором образцы. Шести- семилетние дети способны более углубленно воспринимать произведения искусства. Они могут самостоятельно рассказать, что изображено, заметить характерные детали, признаки, существенные для раскрытия образов, средства художественной выразительности. Постоянно направляя детское внимание на изображаемых событий, людей, животных, богатство характерны х деталей, цветовую гамму, пластичность форм, мы расширяем детский кругозор, накапливаем опыт, вызывая чувство радости, удовлетворения. Смелое сочетание цветов, так любимое детьми, простота формы —все это мы находим в народной игрушке, в орнаменте. Все это близко и доступно детям.

Дымковская скульптура может быть использована для наблюдения, рассматривания. В ней чисто, тонко, верно дана форма, выразительны краски. Наблюдение этих игрушек облегчит детям овладение формой в лепке, рисунке.

В русском народном искусстве раскраска глины богаче всего представлена в Дымковской скульптуре. Наблюдение Дымковской игрушки совершенствует детские композиции, идет восприятие именно ее красок. Произведения народного искусства всегда просты по форме, ясны по замыслу, и поэтому они так легко воспринимаются детьми.

Лепка, резьба, вышивание передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ. Естественная потребность маленьких детей в ярких цветах, красочных мотивах может быть в значительной мере удовлетворения введением в обстановку детского сада произведений декоративно-прикладного искусства.

Декоративно- прикладное искусство, сильное образами, красками, смелостью и оригинальностью замысла, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного на родном, близком и понятном и примере. Декоративность, выразительность цвета и пластики, орнамента, разнообразие фактур, материалов- вот характерные произведений народного декоративно- прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в творчестве детей все радостно и прекрасно.

Подлинные образцы народного творчества развитию в детях умения декоративно работать с цветом, в создании изделии из глины исходить от целого, добиваясь лаконичными средствами пластического решения, обогащают графическую детских работ. Народное искусство положено в основу различных видов деятельности, и эффективно способствуют развитию таких психических процессов, как: восприятие, образное мышление, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, на которых у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности.

Декоративно- прикладная деятельность дает возможность применять самые различные материалы. Этот процесс постепенный, он развивает инициативу детей, побуждает к самостоятельным действиям поискового характера.

Каждая деятельность, строящаяся на материале народного искусства, обладает способами, при последствии которых она выполняется. Осуществлять ту или иную деятельность ребенок может, лишь овладев ее способами, при этом найти самостоятельно эти способы, ребенок не может. Народные мастера бережно хранят и передают из поколения в поколение приемы создания узора в росписи (в каждом виде свои приемы). Не усвоив эти приемы, ребенок не сможет передать красоту того или иного изделия. Чтобы научить приемам работы народных мастеров, педагог должен сам постигнуть их.

В работе с детьми следует широко применять различные материалы: тесто, глину, различные ткани, гуашевые и темперные краски, сангину, соус, цветные мелки.

Подбор этих материалов позволит полно, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и особенностями декоративно-прикладного искусства.

Одной из форм ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством являются тематические творческие задания.

В основу методики положен принцип постепенного усложнения, последовательности, который предполагает решение детьми различных изобразительных задач, в освоении ими разнообразных материалов, приемов работы с ними. Выполнять новые задания, дети могут, освоив и осознав, справившись с предыдущим. Выделяют несколько этапов творческих заданий:

  1. Задание, требующее от детей самой первой ориентировки в творческой деятельности.
  2. Задание, предполагающее целенаправленные действия детей и поиски нужных решений.
  3. Задание, рассчитанное на самостоятельные, творческие действия детей.

Часто у детей замысел не опирается на исходные отчетливые представления, а бывает, что, имея отчетливые представления о предмете, ребенок не знает какие действия надо предпринять.

Задача педагога заключается в том, чтобы выяснить подлинную причину затруднений ребенка и направить его на преодоление трудностей. В первом случае —уточнить представления о предмете, во втором —сформировать умения и навыки.

Красочный мир народного искусства раскрывается по-особому, если рассказ педагога о нем будет эмоциональным и увлекательным, а для этого педагог должен сам хорошо знать, понимать и любить народное искусство.

Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки декоративно-прикладного творчества. На экскурсиях к мастерам следует, как можно чаще приходить с ребятами из детского сада, ведь видеть работу мастеров —истинное эстетическое наслаждение. Это реальная возможность ознакомления с приемами работы кистью, лепке, которые затем можно показать и объяснить детям, выбрав наиболее и доступные для ребят технические приемы работы с материалом и способы его декорирования. Во время экскурсии можно познакомить детей с образами птиц, животных, причудливыми растительными узорами в росписи. В план к подготовке следует включать беседы о народном искусстве. Это заинтересует детей, пробудит в них желание самим сделать нечто подобное. Применение в системе ознакомления с народно декоративным искусством художественного слова, музыки очень полезно. Гармонично сочетаются изобразительное искусство и соответствующая деятельность детей с музыкальным и поэтическим фольклором, малыми фольклорными жанрами, со сказками. Все эти методы и приемы, применяющиеся в контексте занятий в разнообразном сочетании, обусловленном общей целью и задачами обучения и воспитания детей, способствует успешному ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством, развитию творчества.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год