Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте
ИЗО детям
Автор: Наговиина Светлана Анатольевна   
09.02.2022 19:18

Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрастеНетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте

Наговицина Светлана Анатольевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад №81 г. Иркутска»

Творческие виды деятельности способствуют развитию внимания, воображения и мышления. Так, С.Л. Рубинштейн считал, что внимание тесным образом связано с деятельностью. По мере того, как у детей развиваются практические навыки, которые становятся относительно самостоятельными видами деятельности, внимание начинает приобретать новые формы – сосредоточенность на созерцании объекта, углубленность и собранность на предмете размышления. Внимание к объекту, а также направленная на него деятельность вместе с тем является и результатом этой деятельности. Т.е. когда дети рисуют красками птицу, то они обращают свое внимание в первую очередь на листок, по которому ведут кистью, оставляя след. Получаемый рисунок является предметом внимания, при этом дети совершают деятельность над этим рисунком, как практическую, так и мысленную: где у птички глаз, где клюв, какого цвета перышки? В процессе деятельности происходит тесная связь с сознанием, что и является развитием внимание у детей.

Художественно-творческие виды являются всесторонним средством развития детей дошкольного возраста. В процессе творческой деятельности у детей развиваются память, воображение, образное мышление, творческая активность, эстетический подход к окружающему миру, способности к моделированию отображению окружающей действительности.

В результате художественно-творческой деятельности получается продукт – поделка, рисунок. Во время творческой активности у детей возникают такие чувства как дружеские отношения, взаимопомощь, переживание. Творчество успокаивает и расслабляет психику, процесс увлекает детей, они выплескивают свои эмоции, тем самым расслабляясь и успокаиваясь. Это позволяет проследить за душевным состоянием ребенка, как он выражает обиду, боль, радость, злость. Во время творческой активности дети испытывают переживание.

 

Скачать конспект

Несмотря на то, что творческая деятельность увлекает и развивает внимание и концентрацию детей, все же непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного возраста. Поэтому детей бывает сложно завлечь монотонной и скучной деятельностью, им не хватает усидчивости, сложно сосредотачиваться на процессе долгое время. В то же время дошкольника интересует яркое, звучащее, движущееся, то, что привлекает к себе внимание. Поэтому творческое занятие должно проходить максимально динамично, в виде игры, представления с неожиданными моментами или решения эмоционально окрашенной задачи. На занятии в процессе игры при частой смене форм деятельности педагогу лучше всего удается удерживать внимание детей на хорошем уровне.

Творческая продуктивная деятельность способствует улучшению сенсомоторики – согласованной работе глаз и рук, координации движений, точности выполнения действий. Развитие мелкой моторики очень важный процесс, который в будущем влияет у детей на овладение навыками письма, что в дальнейшем может отразиться на всей учебе.

Художественно-творческие занятия благоприятно влияют на комплексное развитие навыков детей, формируют независимость и уверенность, гордость за результат своей деятельности. Развиваются и эстетические качества ребенка, способности найти красоту в любом предмете или существе.

К возрастным чертам характера дошкольников относится непосредственное впечатление от деятельности, доставляемое органами чувств, яркие образно-эмоциональные моменты, образная память, богатство воображения. Поэтому такой вид художественного творчества как нетрадиционное рисование помогает детям максимально раскрыть свои способности, завлечь интересными способами изображения, развить мелкую моторику посредством различных видов техники рисования, а также получить качественный результат.

Важным фактором является то, что в техниках нетрадиционного рисования детям не требуется обладать навыками «художника». Зачастую детям требуется нарисовать достаточно сложный рисунок, с которым и у взрослого человека могут возникнуть проблемы. И когда в результате рисования у ребенка не получается, его рисунок далек от оригинала, то ребенок расстраивается, у него пропадает желание рисовать, что в итоге приводит к потере интереса. А без интереса и увлеченности не добиться хороших результатов.

Техники нетрадиционного рисования используют непривычное сочетание материалов и инструментов. Поэтому они являются универсальными. Можно рисовать чем угодно, как угодно и на чем угодно. Это дает свободу творческому потенциалу детей, увлекая их необычным процессом.

Под термином «нетрадиционный» понимается использование материалов, инструментов для рисования, которые не общеприняты, не традиционны, не привычны в понимании рисования.

С помощью нетрадиционных техник у детей снимается напряжение, страхи, увеличивается уверенность в собственных силах, формируется пространственное мышление, происходит знакомство с разными материалами, развивается чувства композиции, восприятия, формы, развивается мелкая моторика рук и творческие способности, воображение и эстетическое восприятие.

Такие занятия позволяют сохранять внимание детей долгое время. Они не утомляют детей, а наоборот вызывают положительные эмоции от того, как это получается и что в результате получается. Нетрадиционные техники позволяют учитывать индивидуальные способности детей, способствуют умственному и психологическому развитию детей, формируют фантазию, приносят незабываемые впечатления, поднимают настроение, усиливают мотивацию.

Для занятий с использованием техник нетрадиционного рисования у дошкольников можно использовать разнообразные материалы: бумагу и картон разных цветов и форм, краски разных видов, трафареты, кисти разных видов, восковые цветные мелки, мел (белый и цветной), маркеры, фломастеры, тестеры, простые и цветные карандаши, графитный карандаш, уголь, свечи, печати, мыло, трубочки, пипетки, салфетки, губки и пр.

Использование нетрадиционных техник рисования благоприятно действует на образовательный процесс, дети испытывают радость, наслаждение, они увлечены процессом.

Существует огромное количество техник нетрадиционного рисования. Например, рисование на мятой бумаге, на мокрой бумаге, оттиск мятым кусочком бумаги. Возможны коллективные работы на длинной полосе бумаги или ватмане, размер бумаги всегда можно менять.

Рисование кистью можно использовать следующим образом: тычок сухой кистью (щетиной) с использованием только краски, разбрызгивание капелек с помощью жесткой кисти. Рисование красками и ватными палочками, красками и пипетками, красками и штампами. Штампы могут быть самыми разнообразными: специальные штампы, губки, листья, даже кусочки овощей (например, половинка картошки). Рисовать можно и самими овощами: морковкой, свеклой.

Пальчиковая техника рисования особенно нравится детям, ведь можно не использовать сложные инструменты, а наоборот разрешается, даже поощряется макание пальчиков в краску. Также используется техника рисования ладошкой.

Рисовать можно точечным способом, тычками кистей, фломастерами, ватными палочками. Также можно рисовать с помощью нитки, предварительно согнув лист бумаги пополам; смачиваем нитку в краске, затем хаотично раскладываем ее на одной половине, далее сгибаем бумагу, прижимая к нитке, и потихоньку вытаскиваем нашу нитку за кончик. Получаются уникальные изображения, благодаря которым дети, развивая свою фантазию, додумывают рисунок.

Проводить занятие по рисованию можно даже на прогулке, рисуя мелками по асфальту или камням. Также на камнях можно рисовать и красками уже в здании.

В технике нетрадиционного рисования можно использовать губку. При чем ее можно использовать как инструмент, с помощью которого тычком наносится рисунок на бумагу или другие материалы, так и как основу для рисунка (лучше использовать листы поролона), раскрашивая кисточками и красками или пипетками. Рисовать красками можно также и на ткани.

Техники для более старших возрастов также увлекательны – это рисование мыльными пузырями, или раздувание кляксы с помощью трубочки, рисование песком, солью, пластилинография, монотипия предметная, диатипия.

Одним из видов нестандартного подхода к рисованию является использование свечи. Для начала лист бумаги раскрашивается разноцветными красками, как можно более разнообразно. Затем высохший рисунок натирают воском свечи. А сверху закрашивают темной (черной) краской (акварелью или гуашью с мылом, благодаря которому краска лучше ложится на воск). Далее острым предметов на черном слое выцарапывается изображение. Этот процесс довольно длительный и трудоемкий, но результат получается ярким и неожиданным.

Еще одна необычная техника называется фроттаж (от фр. «натирание»). Для этого будем использовать рельефный предмет (например, монетку), на который накладывается лист бумаги и начинаем штриховать поверхность бумаги.

Использование в дошкольном возрасте нетрадиционных техник рисования увлекает детей, позволяя максимально вовлечь их в процесс творческой деятельности, а также формирует способность у детей к лучшему восприятию цветовой гаммы. Чтобы разнообразить занятие по рисованию можно использовать художественную литературу, музыкальное сопровождение, фольклор, игровую деятельность и пр.

Нетрадиционные техники рисования — это своего рода игра, которая позволяет максимально прочувствовать детьми творческую работу, и благодаря им создается неограниченная возможность самовыражения. Техники нетрадиционного рисования очень просты и эффективны, и дети получают от них незабываемые положительные эмоции.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год