Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль игровых приемов в создании выразительных образов в рисунках младших дошкольников
ИЗО детям
Автор: Татьяна Крылова   
12.04.2014 12:57

Роль игровых приемов в создании выразительных образов в рисунках младших дошкольниковМинистерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нижегородский педагогический колледж им. К.Д.Ушинского»
Крылова Татьяна Владимировна
Выпускная квалификационная работа
«Истоки творческих способностей и дарования
детей – на кончиках их пальцев. Другими словами:
чем больше мастерства в детской руке, тем умнее
ребенок».
В.А.Сухомлинский
«…Играя, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности, действительности и эмоциональности. В игре проявляются и удовлетворяются социальные потребности и интересы ребенка; проявляясь, они вместе с тем и формируются».
С. Л. Рубинштейн
Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разностороннее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная карта мира.

Скачать полный конспект

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
Многие великие философы и педагоги прошлого высоко ценили значение рисования  в воспитании детей. Так, древнегреческий философ Аристотель большое значение в развитии ребенка придавал предметам эстетического цикла (музыке, рисованию). Он подчеркивал, что «рисование изучают потому, что оно развивает глаз при определении физической красоты». О широком воспитательном значении изобразительной деятельности писали художники, педагоги, психологи (А.В.Запорожец, Е.И.Игнатьев, В.С.Кузин, Б.М.Неменский, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов, Е.А.Флерина, Б.П.Юсов и др.). Н.П.Сакулина говорила, что «обучение изобразительным умениям является условием творческого образного выражения ребенком своих впечатлений».                  Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
Так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, использование дидактических игр на занятиях по изобразительной деятельности способствуют решению находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.
Игру можно использовать для обучения абсолютно всему, потому что игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психологическом развитии детей дошкольного возраста.
В. А. Сухомлинский дал следующее определение игры: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
В настоящее время обучение дошкольников с использованием игровых приемов на занятиях изобразительной деятельности в детском саду преследует комплексную реализацию практической, воспитательной, общеобразовательной и развивающей целей. Эта тема меня заинтересовала, и целью данного исследования является на основе изучения психолого-педагогической литературы и проведения собственных исследований доказать и подтвердить, что именно игровые методы и приемы являются необходимыми и наиболее действенными для создания выразительных образов в рисунках младшими дошкольниками.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить роль игровых приемов в изобразительной деятельности младших дошкольников.
Объект исследования: развитие изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с использованием игровых приемов.
Предмет исследования: определить роль игровых приемов в создании выразительных образов в рисунках детьми младшего дошкольного возраста.
Гипотеза: можно предположить, что использование игровых приемов в изобразительной деятельности способствуют созданию выразительных образов младшими дошкольниками.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2) Выявить взаимосвязь игры с изобразительной деятельностью.
3) Разработать систему работы по созданию выразительных образов в изобразительной деятельности младшими дошкольниками с использованием игровых приемов, сделать выводы о ее эффективности.

 


Глава 1. Проблема развития изобразительной деятельности младших дошкольников.                                                                                                                                                                         1.1 Особенности развития изобразительной деятельности младших дошкольников. В формировании личности ребенка не маловажную роль играют различные виды художественно - творческой деятельности: лепка, рисование и так далее. Эти занятия дарят детям радость творчества и познания. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности - это образное понятие действительности. Изобразительная деятельность детей относится к сфере изобразительного искусства. Искусство – художественное отражение человеком окружающего его мира: предметов, явлений природы, общества, себя. Искусство является своеобразной формой эмоционально-интеллектуального общения людей между поколениями. Поэтому главный смысл изобразительной деятельности мы видим в развитии личности человека, в формировании его идеалов, устремлений, в развитии его духовного мира. Огромное влияние оказывает искусство на детей. Маленькие дети очень любят рисовать.
Овладеть умением изображать, невозможно без зрительного восприятия окружающего мира. Что бы нарисовать предмет, с ним необходимо ознакомиться, запомнить форму, цвет, величину. Постепенное расширение запасов познания, сравнения, наблюдения играет важную роль в умственном развитии.
Изобразительная деятельность дошкольников, это формирование мысли, анализа, сравнения, синтеза и обобщения. На данных занятиях развивается речь ребенка, обогащается словарный запас и формируется связная речь и развивается сенсорика.
В процессе занятий изобразительной деятельностью у детей также развиваются нравственно - волевые качества, это умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточено заниматься, преодолевать трудности и помогать товарищам.
Так же занятия изобразительной деятельности, является средством эстетического воспитания ребенка. Развивается чувство цвета, красоты, яркость и насыщенность красок. И, конечно же, детям это очень интересно, занимаясь интересным и любимым делом, ребенок многосторонне развивается.
По мнению Н.А.Ветлугиной, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и других специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство - период интенсивного становления физиологических и психических функций. Изобразительная деятельность при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики. [7, с 56].
Впервые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторной координации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогая овладевать формами, координировать перцептивные и моторные акты.
Что касается характерных особенностей детского рисунка, то они четко отражают этапы развития зрительно - пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, дети примерно до 6 лет не признают пространственного изображения, они рисуют только вид спереди или сверху. Обучение при этом крайне малоэффективно: даже учась рисованию в кружках, дети в неформальной обстановке предпочитают выполнять те изображения, которые соответствуют их уровню развития и которые соответствуют их уровню развития и которые они сами считают более правильными.
Изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических функций. По мнению ряда специалистов, детское рисование способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. [11, с 24].
Особенно важна связь изобразительной деятельности с мышлением ребенка. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и творчество предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов сходится во мнении, что детское рисование - это один из видов аналитико-синтетического мышления. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, изобразительная деятельность не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.
Чем наблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его работа, даже при технической беспомощности автора. Выполняя работу, ребёнок не просто изображает другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, в том числе эстетические. Стремясь передать это отношение, ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом, красками.
Взрослым, которые соприкасаются с изобразительной деятельностью ребенка и хотят помочь ему, прежде всего, необходимо понимать, как рисует ребёнок и почему он так рисует. Увлекаясь рисованием, даже самые непоседы способны час или два просидеть за рисунком с сосредоточенным видом, иногда что-то, бормоча себе под нос, быстро заполняя изображениями людей, животных, домов, машин, деревьев большие листы бумаги. Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.
Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.
Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки.
Ребенок, рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он только постепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения, как смотрим мы.[10, с 144]..
Начинающий рисовать ребёнок с трудом мыслит и передаёт в рисунке горизонтальную плоскость стола в виде более или менее узкой полосы, как она видна в перспективе. Он знает, что на столе можно расставить много предметов и поэтому рисует плоскость без соответствующего сокращения. Точно также рисуя дорогу, дети проводят её черед весь лист” опираясь на свой опыт - на ощущение протяженности дороги, по которой идёшь.
Представленные самим себе, маленькие рисовальщики легко переключаются на срисовывание случайно попавших им образов или начинают повторять себя, что ведёт к штампу. Более же старшие дети, у которых развивается постепенно критическое отношение к своей продукции, часто бывают не удовлетворены своим рисунком, ищут совета и поощрения у взрослого и, если не находят, разочаровываются в своих возможностях.
Все кажущиеся нелепицы детского рисунка обусловлены не тем, что ребёнок рисует бессознательно, нет, у ребёнка есть своя особая логика, свои реалистические и эстетические запросы и это надо помнить.
Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам не требуется. Разумеется это не так. Проявление интереса взрослых к рисунку ребёнка и некоторые суждения о нём не только поощряют его к дальнейшей работе, но и помогают ему понять, в каком направлении он должен и может усовершенствоваться в работе над рисунком.
Маленький ребенок воспроизводит плоские фигуры целостнее, чем взрослый, причем на ранних ступенях это воспроизведение сплошь, а на последующих - во многих отношениях целостнее того воспроизведения, которое имеет место у взрослого человека. Исключением могут служить разве только те случаи, когда взрослый в своем изображении стремится к сочетанию известных свойств и способов воздействия вещей в ярко выраженном экспрессионистическом направлении. Графическое выражение маленького ребенка действительно в некоторых основных чертах родственно экспрессионизму: как маленький ребенок, так и экспрессионист стремятся не столько к изображению исключительно внешне - оптических проявлений вещей, сколько к воспроизведению их целостной сущности, а следовательно также и к воспроизведению оборотной стороны или оптически совершенно не воспринимаемых свойств вещи. [14, с 47].
Итак, изобразительная деятельность – один из путей воспитания у детей чувства прекрасного, умения  замечать красивое в явлениях природы, формирования потребности отразить увиденное в рисунке, лепке.
1.2. Средства выразительности создания художественного образа младшими дошкольниками.
Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности. В них радостное мировосприятие, ожидание добра от него и только добра.
Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они  вызывают эмоциональную реакцию и именно их можно называть выразительными. Выразительность – главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции. Степень художественной выразительности произведения может быть различной. Чем талантливее художник, тем больше созданное им произведение воздействует на наши чувства. Выразительность детского рисунка – это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. Содержание образа воплощается выразительными средствами в наглядной форме. Художник, хорошо владеющий техникой, способен адекватно выразить задуманное. Выразительность и грамотность исполнения в зрелом искусстве неразрывны. Применительно к детскому творчеству изобразительная грамотность, по определению Г.В.Лабунской, - это те элементарные умения и навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей постепенно подводит их к объективно-достоверному изображению. Н.П.Сакулина, говоря о возможностях развития изобразительной стороны образа в рисунке дошкольников, поясняла: «…совершенно правильным, т.е. соответствующим натуре, изображение в детском рисунке быть не может…По отношению к детскому рисунку можно говорить о тенденциях реализма, имея в виду конечную цель изображения – приблизиться к возможно большей правдивости и полноте отражания реальной действительности». Однако при любом объеме изобразительных умений дети должны уметь относительно свободно выражать свои впечатления, чувства, желания, чувства. Сакулина подчеркивала, что обучение изобразительным умениям является условием творческого образного выражения ребенком своих впечатлений.                                                                           Итак, выразительность – качество детской художественной работы, которое можно рассматривать как самостоятельное. Применительно к детскому рисунку выразительность – качество нестабильное. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребят рисуют все, это их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и так далее. Им доступно использование выразительных средств рисунка.
Одним из самых доступных для ребенка средств выразительности является цвет. Использование красок ярких, чистых тонов, в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. Многими исследователями детского рисунка замечено применение ребенком цвета для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми цветами малыш обычно изображает любимых героев, приятные события, а темными – нелюбимых, злых, персонажей и печальные явления. По мере освоения ребенком изобразительного опыта, познания им окружающего мира цвет в детском рисунке становится более реалистическим. Он по-прежнему остается средством выражения замысла, но теперь уже более осознанным и обоснованным. Подрастая, ребенок может более тонко чувствовать и передавать колорит и даже времени суток. Однако тяготение к яркому, сочному цвету сохраняется в рисунках дошкольников. Дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно, земля – всегда черная (коричневая), небо – синее, солнце – желтое (красное), трава – зеленая и т.п. То есть цвет не является выражением отношения ребенка, а служит лишь средством обозначения предмета. Надо позаботиться о том, чтобы, выполняя рисунок, ребенок не был равнодушен, чтобы тема его волновала, и тогда цвет, колорит детского рисунка будет выразительным. Надо учитывать, что буйство красок на рисунке не всегда выражает настроение ребенка и его замысел. Дошкольник может рисовать всеми красками, подражая при этом соседу по столу или рисуя «наизусть» не раз найденный образ. Цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.
Младший дошкольник в своих рисунках выделяет лишь несколько наиболее ярких признаков, являющихся иногда не существенными. Например, рисуя человека, дети иногда изображают очки, пуговицы на несуществующем платье, считая их основными деталями. В результате целенаправленного обучения ребенок начинает выделять главное, существенное в изображаемом. [12, с 34].                                                                                                                    Таким образом, очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира.                                                                                                                                       Другое средство выразительности, используемое дошкольником, – линия. Все предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, ребенок рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, события изображаются небрежной линией. Составляющими компонентами являются ритм форм или цветовых пятен. Дошкольники нередко используют прием гиперболизации. Они выделяют в изображенном предмете или явлении то, что, на их взгляд, особенно значимы. Композиция сюжетного рисунка также бывает выразительной. Главный образ дошкольник выделяет цветом или величиной. Рисуя, малыш использует и такое средство, как агглютинация,- склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств, свойств разных предметов. Н.П.Сакулина отметила, что выразительность детского рисунка многообразна по средствам и способам.
По мнению Е. А. Флериной, чтобы судить о выразительности образа, созданного ребенком, важно видеть процесс выполнения рисунка. Комментариями, игровыми действиями ребенок выявляет иногда такие нюансы замысла, которые существенно изменяют наше восприятие и оценку готового результата.
Таким образом, нужно помнить, что оценивать выразительность образов, создаваемых дошкольником, нельзя только на основе анализа самого рисунка. Необходимо наблюдать и анализировать процесс создания образа, учитывать особенности личности маленького художника.
1.3. Процесс создания младшими дошкольниками художественного образа.           
Художественный образ - это всегда сплав объективных сторон явлений действительности и индивидуальности исполнителя. Возникшее желание выразить мысль, чувство требует конкретного воплощения в образе. Сначала появляется замысел (представление результата), который у детей дошкольного возраста очень неустойчив, изменчив. Первой предпосылкой создания выразительного образа, отмечают исследователи, является овладение знаковой функцией. Знаковая функция у дошкольников развивается в результате приобретения сенсорного опыта, освоения графических способов построения изображения. В отличие от детей раннего возраста, у младших дошкольников в рисунках можно увидеть объективное сходство с предметами и явлениями. Узнаваемость помогает закрепить в сознании ребенка связи между действиями руки и получаемым образом. Сначала связь между движениями и образом однозначна. Ребенок усваивает её, подражая взрослому. У детей младшего дошкольного возраста, по мнению Л.С. Выготского, происходит формирование художественно-образной основы деятельности, когда они линиями, мазками, штрихами, цветовым пятном, контуром передают предметы, явления. Взрослый направляет внимание детей на расположение и характер цветовых пятен, которые в одном случае могут быть «осенними листьями» или «яркими огоньками», в другом - узором для платья. В зависимости от фона бумаги, его сочетанием с цветом линий, мазков у ребят возникают различные ассоциации с образами предметов, явлений [5, с 74].  Способность ребенка передавать свои впечатления в художественно-образной форме зависит от того, насколько у него развито воображение. Воображение, по мнению Б.М. Теплова, это создание новых образов на материале прошлых восприятий. Всякая творческая деятельность, входящая в систему художественного воспитания, служит сильнейшим средством развития воображения [4, с 38].                                                                                                

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год