Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности восприятия ребенком пространства и времени, отраженные в художественных образах.
ИЗО детям
Автор: Павленко Наталья Владимировна   
06.05.2013 03:00

Особенности восприятия ребенком пространства и времени, отраженные в художественных образах.Павленко Наталья Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории
КГКП №21 "Кішкентай данышпандар" ресурстык орталык"
город Экибастуз Павлодарская область Казахстан

Особенности представлений у детей о пространстве и времени.

Пространство и время в представлениях старших дошкольников.
На первом этапе констатирующего эксперимента решалась задача по выявлению особенностей представления детей о пространстве и времени как форме существования реальных объектов с помощью рисуночного теста, тестов и игр. Анализ результатов, полученных в ходе применения тестов, тестовых заданий и игр позволил мне обнаружить следующие особенности представлений у детей о времени и пространстве.

Скачать конспект

Рисуночный тест "Нарисуй себя в прошлом, настоящем и будущем". Анализ содержания детских рисунков и результатов беседы позволил констатировать факт, что у детей в сформированы разнообразные представления о времени и пространстве в сюжетных рисунках. Цвет используется как средство выразительности для создания временных характеристик. Композиция рисунка  являет собой взаимосвязанные сюжетной линией объекты и события. При этом нами была отмечена такая особенность детского рисунка - дети изображают себя в разные временные отрезки. Это говорит о том, что они способны установить связь личного времени с событиями своей жизни, что подтверждает данные Т.Д.Рихтерман о наличии у ребенка чувства времени. Можно предположить, что дети способны и усвоить такие понятия как личное время и социальное пространство и связь между ними. Именно на развитие этой способности на формирующем этапе исследования и были направлены разработанные мною педагогические условия.
Однако, 10% детей не способы были установить и отразить в своих рисунках взаимосвязь между течением времени и собственной жизнью. Так, Лера У., Лиза А., Саша К. и др. изобразили себя на всех рисунках одинаково в центре, большого роста. Даже в беседе дети не указывали на взаимосвязи времени и собственной деятельности. Рассказы отличаются перечислением отдельных деталей одежды и частей тела. 10% детей допустили ошибки в рисунках в определении временной последовательности, не нарисовали свою деятельность в этот временной отрезок. Например, Катя Р., Дамира И., Катя Л. и др. смешивали виды времени как настоящее и прошедшее: рисовали себя маленького роста, затруднялись определить свои действия и называли данный временной отрезок настоящим, в то же время изображение себя большего размера, в ярких цветах, с теми же игрушками, называли прошедшим. Остальные дети правильно определили последовательность времени: Даяна У. изобразила себя в прошлом как маленького ребенка с соской, рядом с коляской; в настоящем - как девочку с бантиком, в красивом платье, играющей в детском саду с куклами, а в будущем - взрослой женщиной, ведущей за руку ребенка.
Большинство детей избрали желтый или зеленый фон для рисунка чистых, прозрачных оттенков, что свидетельствует в целом о положительном отношении к собственной жизни и деятельности, целостность и гармоничность взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром не нарушены. Рисунки показали открытость детей для общения. На вопрос "Какой ты в это время?" большинство детей дали ответ.
Тест - задание "Придумай рассказ о времени и о себе" использовался для определения понимания ребенком вида времени и его текучести, а также места ребенка в определенном времени и пространстве. Дети составляли рассказы по просьбе воспитателя о себе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Анализируя рассказы, я выявила, что только 10% детей затруднялись в определении вида времени и собственной деятельности в этот временной отрезок (низкий уровень). "Завтра ходила в детский сад, играла в больницу. Куклы что-то приболели гриппом как папа когда-то" (Катя Р.). Данный ребенок определил вид своей деятельности, однако, указание на время неверно. В этом высказывании прослеживается неумение в определении времени и собственной деятельности ребенка. 45% детей допускают некоторые незначительные ошибки в определении времени (средний уровень). "Утром я встаю, умываюсь, одеваюсь. Мама разрешает мне посмотреть по телевизору мультики. Я смотрю их часа 2. А потом иду в детский сад" (Дамир Д.). 45% детей  высокого уровня, так как они адекватно оценивают течение и изменение времени и пространства, в котором они живут и действуют. "Летом я была на Джасыбае, хотела бы еще побывать там, покупаться в озере и кататься на лодке. А скоро я пойду уже в школу, и на море буду ездить, когда нам дадут каникулы" (Бану Т.).
Как показали наблюдения за высказываниями детей о времени и пространстве, бесконечность как характеристика пространства детям понятнее, чем взрослым. Подтверждением этому являются такие высказывания детей на вопросы "Куда ты пойдешь?", "Куда ты попал?", "Где ты это нашел?" и т.п. типа "Там". За этим словом стоит неопределенность и бесконечность. Ребенка мало интересует конкретика времени и границы пространства своей жизни. Они все принадлежат ребенку, поэтому в его речи и фигурируют высказывания типа "Там", "Тут", "Здесь", "Нигде", "Не знаю", "Никуда", "Куда - то". Эти неопределенные местоимения и являются носителями неопределенности и бесконечности. Наша задача научить ребенка одновременно осознавать, что мир бесконечен, абстрактен, субъектен и целостен, материален, существует в определенных границах пространства и времени. Осознание мира ребенком как противоречивого и целостного обеспечивает формирование основ логического философского типа мышления.
Во время игры "Чем мы измеряем", целью которой являлось определение особенностей представлений детей об измерительных приборах и способах их применения, мы обнаружили, что в основном дети знают названия таких приборов как часы, секундомер, календарь. Однако они затрудняются в определении их видов, цели использования, значимости для человека и себя. В данной игре детям было предложено найти картинку с изображением закройщика, отмеряющего с помощью метра необходимое количество ткани и бегущего спортсмена. Мы обнаружили, что один ребенок не смог назвать единицы измерения, такие как секунда, минута и сантиметр. 35% детей, отнесенных нами к среднему уровню, называли единицы измерения, приборы, смогли определить их значимость. Катя Р., Рината Ж. затруднялись сказать о цели использования секундомера, календаря, сантиметра.  Дети знают различные единицы измерения, называют приборы, устанавливают значимость и ценность их для себя и других людей. Саша Л., Богдан Г. ответили, что секундомер необходим, чтобы определить насколько быстро я бегаю; календарь - знать, какой сегодня день недели, когда будет день рождения, Новый год; сантиметр - все измерять. У этих детей высокий уровень представлений о приборах и их применении объясняется тем, что дети, используют эти приборы не только в детском саду, но и дома дети имеют возможность самостоятельно использовать в своей деятельности. Полученные данные позволили отметить, что дети более успешно справились с заданием, которое связано с практическим применением, пробой средств, приборов измерения времени. Это позволило прийти к выводу о том, что дети практическим путем, методом проб и ошибок в собственной практической деятельности и в специально организованных видах деятельности приобрели навык измерять время. Понятия времени и его характеристик в представлениях у детей  сформированы.
Тест "Где я живу", целью которого было выявление особенностей ориентации, место расположения своего жилья, помещения на листе бумаги, позволил нам выявить следующее. Дети, отнесенные нами к низкому уровню (15%), не смогли составить модель - схему своей квартиры, в речи использовали в основном предлоги: "Я живу на улице Октября. В квартире две комнаты. Там телефон, телевизор. От дома до детского сада еду на автобусе" (Рината Ж.). Когда ей предложила нарисовать схему своей квартиры, она ответил, что не может, никогда не рисовала.
45% детей четко называют свой адрес, но не смогли смоделировать путь от детского сада к дому, хотя схему квартиры изображали достаточно верно, кроме расположения комнат. В речи использовали кроме предлогов отдельные понятия (слева, справа, впереди, сзади, около и т.д.).
40% детей, отнесенных к высокому уровню, рассказывали о значимости своей квартиры, дома, смогли составить схему с помощью различных знаков (геометрические фигуры, буквы, цифры). В речи использовали дополнительно к указанным выше такие понятия, отражающие пространственные отношения, как "среди", "между", "вокруг".
Полученные данные говорят о том, что дети понимают ценность пространства, в котором они живут, характеризуют его словами "нравится", "удобно", "приятное", "красивое", смогли отразить его с помощью средств выразительности или других знаков. Это привело к выводу о достаточном уровне сформировавшихся к старшему дошкольному возрасту способностей к аналитико - синтетической деятельности. В сравнении с речевым обозначением категорий времени, категории пространства обозначались словом детьми более точно. Это обусловлено тем, что дети осваивают пространство путем движения и действия, которые он осваивает с раннего возраста и для него пространство не является таким абстрактным понятием как время, которое значительно изменчивее, чем пространство. Пространство имеет свои границы и обозначено конкретными предметами, время этих границ не имеет.
Второй этап констатирующего эксперимента позволил получить данные об особенностях восприятия ребенком пространства и времени, отраженных в художественных образах.
Дидактическая игра "Как мы меняемся", целью которой является определение уровня понимания ребенком текучести времени, позволила получить следующие результаты. Детям необходимо было расположить картинки с изображением человека в различные возрастные этапы жизни в действительной последовательности. Анализ ответов детей, полученных в ходе беседы, позволил  выделить 5% детей, один ребенок с низким уровнем представлений о времени и его влиянии на развитие жизни человека. Остальные дети по-разному рассказывали о времени, отраженном в произведениях искусства: "Здесь разные люди.  Он молодой. Это маленький ребенок, а это старый человек" (Исабай Ж., Инкара М. и др.). Сравнив данные, полученные на первом этапе, я обнаружила, что не 5%, а10% детей затруднялись определить реальное время, но отраженное особенно в произведениях живописи, воспринимается ими значительно легче, так как оно представлено зрительным образом, который адекватен виду мышления старшего дошкольника.
Ответы детей, отнесенных к среднему уровню (55%), заключались в том, что они могли установить зависимость между временным отрезком и обликом человека: "Он маленький ребенок - у него маленькая голова, ручки, он лежит. А это ученик - у него есть портфель" (Аделя У. и София Я..). Дети среднего уровня в развитии представлений о времени, детально и подробно могли описывать внешние характеристики человека, его действия. Временные характеристики оставались как бы за пределами их внимания, но при дополнительных вопросах дети начинали употреблять такие речевые выражения, раскрывающие связь между временем и обликом человека, как "Пожилой человек - он родился давно и много жил. Пожил долго" (Лера У.); "Младенец - маленький, недавно родился, ничего не умеет делать сам" (Бану Т.).
К высоком уровню (40%) были отнесены дети, которые смогли установить зависимость между течением времени и изменениями внешнего облика и деятельности человека, точно определяют последовательность временных отрезков жизни людей. Например, Саша Л. ответил: "Это пожилой человек, ему много лет, у него седые волосы, очки, он добрый и умный, потому что морщинки около глаз". Я установила, что если эти дети способны установить такую сложную взаимосвязь и определить текучесть времени, то при соответствующих условиях возможно формирование у всех детей старшего дошкольного возраста разнообразных временных характеристик. Сравнивая данные об особенностях представлений детей о временных отношениях в жизни человека, полученные из бесед с детьми по литературным произведениям, по реальным случаям и в результате рассматривания картин, я выявила, что детям значительно легче определять эти взаимосвязи через реальные события, нежели отраженные в произведениях.
Целью теста "О чем говорит время" было определение понимания времени как обобщенной категорией, отраженной в произведениях искусств. 15% детей ограничились описанием своих эстетических чувств через понятие красивое, перечислением изображенных объектов природы, а также своего поведения в природе - играть, гулять и т.д. Их внимание не было направлено на постижение времени как ценности окружающего мира. Практически все ответы отличались краткостью и поверхностностью. Отвечая на вопросы, эти дети не употребляли в речи категорию "время" и его виды, прошедшее, настоящее и будущее. 55% детей, рассматривая картину "Военный корреспондент", определили время как "идет война", дали такие характеристики: "трудное, страшное время, во время войны нужна почта", но не обозначали время обобщенной категорией "было, прошедшее время" и т.п. 30% детей правильно определили время, изображенное на каждой картине и обозначить его обобщающей категорией.
Целью игры "Подбери знак" было изучение особенностей ориентировки детей в пространстве с помощью знаков. Во время рассматривания картинок с изображением различных пространств (пожар, бурное море, ночная посадка самолета и т.д.) дети подбирали к ним знаки: буек, маяк, дорожные знаки, посадочные огни и т.д. Мы обнаружили, что 15% детей знают изображение и назначение предложенных педагогом знаков, но не используют их названия в речи (низкий уровень). Например: "Самолет садится рядом с этими фонариками. Как они называются? Я не знаю" (Саша К.). 50% детей без затруднения подбирали знаки к картинкам, но иногда ошибались в назывании дорожных знаков (крутой поворот, проезд закрыт и т.п.), проявляя неточность в объяснении символических, а не предметных изображениях: "Какой интересный значок (показывает на знак "проезд закрыт"). Красненький, красивый, зачем только его здесь поставили? Не понятно" (Оля В.). 35% детей самостоятельно и правильно подбирают знаки и объясняют их значимость в жизни людей: "Буек нужен, чтобы правильно ходили пароходы, катера по реке. Тогда они не наскочат на мель или айсберг. Я тоже хочу быть капитаном" (Богдан Г.). Данный тест подтвердил мое предположение о том, что пространственные характеристики детям легче воспринимать, чем временные.
Целью игры "Определи пространство" было изучение умения ребенка определять ценность пространства жизнедеятельности людей. Во время показа картин и иллюстраций с изображением различных пространств (отдыха, воздушного, лесного, учебного и др.) дети говорили (5%), что это лес, луг, вода, школа, фабрика. Эти дети не обозначали полезность и ценность этих пространств для человека даже при наводящих вопросах педагога, поэтому мы отнесли их к низкому уровню развития пространственно - временных представлений. 50% детей перечисляли основные признаки пространства и только после этого обобщали его понятием: "Растут деревья, трава, кусты, грибы, цветы, поют птицы, бегают зайцы. А вместе это лес. Летят облака, голубое небо, летят самолеты. Это воздушное пространство" (Даяна К.). 45% детей (высокий уровень) на уровне обобщения определяют и называют предлагаемые виды пространств, самостоятельно указывают на их ценность: "Водное пространство нужно всем живым существам, чтобы пить, купаться, отдыхать около него, по рекам ходят корабли, перевозят грузы; в морях живут рыбы, которых ловят и едят" (Даяна У.).
Количественные данные уровней развития пространственно - временных представлений у детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице  1.дошкольников.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год